sotrud.ru 1

По статистическим данным, 90% всех людей испытывают волнение перед выступлением на аудиторию.

Вот О С Н О В Н Ы Е рекомендации

по преодолению страха и неуверенности перед выступлением.

1) Сначала подумайте, чего именно Вы боитесь в самом факте выступления перед аудиторией. Что КОНКРЕТНО в этом такого страшного? (Например, боитесь неверно произнести слово, или неправильно построить фразу, или что вообще не сможете говорить, или голос обычно дрожит, или что вдруг кто-то засмеётся) Определите, что Вам больше всего мешает? Допустим, определили.

2)
Теперь подумайте, что самое страшное может произойти, если Вы всё-таки сделаете что-то не так, как хотелось бы?

Давайте вспомним, что обычно может произойти на публичных выступлениях в учебных заведениях: очень часто происходит то, что написано в п.1 в скобках. Вспоминайте, как реагируют одноклассники, как Вы реагируете на чужие ошибки?

Вы, наверное, замечали, что чаще всего, аудитория (слушающие) достаточно нейтрально относится и к неточностям в тексте, и к неверно произнесённым словам, и к многому другому.

Иногда кто-то произносит что-то так, что другие смеются. Возможно, что и Вам иногда бывает смешно. И что в этом такого ужасного? Возможно, самое страшное - это как ИМЕННО ВЫ к этому относитесь.

3) Попробуйте порепетировать дома перед зеркалом свою речь.  Понаблюдайте за своей мимикой, движениями тела. Приготовьте и отрепетируйте набор стандартных фраз, которые Вам могут пригодиться на разных выступлениях. Составляйте краткий план речи, запишите ключевые слова. Оцените общее впечатление от своего отражения в зеркале. Подкорректируйте, что можно. Отнеситесь к себе лояльно и объективно, с любовью:)

4) Самое главное - РАЗРЕШИТЕ себе ошибаться, краснеть и т.д. Не ругайте себя за это. Сосредоточьте своё внимание на основной мысли, которую Вы хотите сказать. Дышите ровно и глубоко. Говорите так, чтобы Вам было интересно, думайте об этом, А НЕ О ТОМ, что о вас в этот момент думают другие. В этом случае, вероятнее всего, другим тоже будет интересно.

5) Философский момент – вспоминаем о главном.

Перед началом выступления (вашего ответа на уроке) вспомните о любимых. Ваши родители, родственники, друзья – станут ли они любить Вас меньше, если Вы с треском провалите свое выступление или получите низкую оценку? А если нет, то стоит ли переживать? Вот с таким настроем и начинайте свое выступление.


6) Постарайтесь воспринимать своих слушателей (одноклассников, учителя) не как враждебную силу, а как друзей, которые всегда помогут вам. Хотя помните - к выступлению надо начинать готовиться заранее.


Рекомендую Вам следующие приемы психологической подготовки:

Осознание страха.

Выступать перед аудиторией боится каждый. Побудьте внутри воображаемой ситуации выступления одну-две минуты, а потом спросите себя, что вы чувствуете — радость от того, что вам предоставили возможность ответить на уроке и получить оценку или безразличие или напряжение, граничащее со страхом. Если вы будете честны с самим собой, то обнаружите, что ваше тело слегка напряжено, что вы чувствуете дискомфорт и мышечные зажимы в каких-либо группах мышц и телесных зонах, а ваше дыхание значительно участилось. Отсутствие этих и других подобных же признаков скорее всего означает, что вам не удалось глубоко войти в такую воображаемую ситуацию. Постарайтесь не просто осознать наличие страха, но и увидеть его мышечный «рисунок».

К свободе через расслабление.

Тренируйтесь в умении быстро и легко расслаблять все участки своего тела, включая и те его зоны, которые регулярно напрягаются при одной только мысленной картине публичного выступления. Существует масса методов релаксации, описанных во многих книгах по аутогенной тренировке и психотренингу, которыми вполне можно овладеть самостоятельно. Добившись полного расслабления с помощью мысленного психотренинга, перенесите этот образ в картинку своего публичного выступления. Попытайтесь представить и реально почувствовать, что вы совершенно свободны от сковывающего вас страха и напряжения.


Позитивное направление мысли.

Научитесь думать о предстоящем выступлении (ответе) с удовольствием, осознавая, что вы побеждаете сами себя и преодолеваете внутренний барьер. Сделайте удовольствие не просто умственной установкой, но реальным живым переживанием, энергия которого ощутима во всем вашем существе, включая тело.

Идеальный оратор.

Мысленно войдите в образ яркого блестящего оратора, речь которого льется абсолютно свободно. Конечно, это не должно быть пустой болтовней без участия души и сердца. Запомните ощущение свободы и наслаждения, которую вам дает эта фантазия, после чего попытайтесь вносить этот умственный образ в свое реальное поведение и речь.

Тренинг красноречия в жизненных ситуациях.

Начните тренировать свое искусство публичного выступления с отрабатывания новой роли и образа в малых группах, среди друзей и знакомых, учась рассказывать интересные истории и приковывать к себе внимание слушателей как можно дольше, все время подбрасывая в него, словно дрова в костер, новую информацию и энергию вашего интереса к слушающим.

Работа над интонацией.

Старайтесь сделать более богатой и эмоционально-насыщенной вашу интонацию — ведь она индикатор вашего подлинного отношения к тому, о чем вы только что говорили. Если вы говорите, что вас нечто очень интересует, но при этом ваша интонация скучна и невыразительна, никто из слушателей вам просто не поверит.

Послушное тело.

Сознательно работайте над вашим телом в процессе общения. Наблюдайте, как вы двигаетесь, какие позы чаще всего принимаете в общении, как реагируют на них ваши партнеры по общению, какие движения и жесты вы любите делать. Вырабатывайте собственный репертуар поз, движений и жестов, которые вам позволят во время публичного выступления успешно балансировать между обаянием и защищенностью.

Упругость в общении.

Помните одно из правил жизни, которое установил себе Лев Толстой в молодости: не пропускать ни одного оскорбления или колкости в свой адрес без того, чтобы немедленно не ответить на него вдвойне колко и решительно. Попробуйте представить, что слово, особенно острое и колкое — это своего рода мячик, который нужно уметь эффективно и точно бросать и ловить. Учитесь делать это с упругим изяществом в самом обычном общении, и это поможет вам в общении экстремальном, к которому в какой-то степени можно отнести публичное выступление.

А американский психолог, специалист по имиджу, Лилиан Браун дает также интересные рекомендации:

«Перед выступлением полезно составить некий контрольный список, похожий на те, которыми пользуются пилоты авиалайнеров, отмечая важные пункты перед вылетом".

Ваш личный список может содержать примерно следующее:


  • моя внешность в полном порядке, одежда соответствуют случаю;

  • я могу смотреть в глаза своим слушателям;

  • у меня правильная осанка, я свободен и могу расслабиться;

  • выражение моего лица и мои жесты выражают дружелюбие;

  • моя речь — одна из лучших, не могу дождаться момента, когда можно будет произнести ее перед моими слушателями;

  • я хорошо знаю свою речь; я знаю, что хочу сказать;

  • мои заметки хорошо организованны; мне легко пользоваться ими;

  • мои слушатели просто великолепны; я нравлюсь моим слушателям; я хочу выступать перед ними; мне нравится выступать перед ними, и они это чувствуют;

  • знаю, как можно расслабиться во время выступления;

  • я распространяю атмосферу уверенности и дружелюбия;

  • мое ораторское искусство находится на высоком уровне;
  • я знаю, что когда моя речь закончится, я буду доволен проделанной работой; они наверняка захотят, чтобы я продолжил свое выступление, но я закончу свою речь раньше;


  • надеюсь, что мне еще предстоит выступать с речами и докладами.

  • когда мое выступление закончится, я испытаю чувство удовлетворения от

  • аплодисментов и от доброжелательных комментариев.



Хочу также поделиться рекомендациями Дейла Карнеги, которые обязательно помогут Вам добиться наилучших успехов при выступлениях:

1. Не выступайте, когда вы утомлены. Отдохните, восстановите свои силы, накопите в себе резерв энергии.

2. Ешьте умеренно перед выступлением.

3. Не делайте ничего, что могло бы подавить вашу энергию. Она обладает магнетическими свойствами. Люди скапливаются вокруг энергичного оратора, как дикие гуси вокруг поля озимой пшеницы.

4. Одевайтесь опрятно и изящно. Сознание того, что вы хорошо одеты, повышает самоуважение, укрепляет уверенность в себе. Если у выступающего мешковатые брюки, нечищенные ботинки, непричесанные волосы, если из его нагрудного кармана торчат авторучка и карандаши, то слушатели, видимо, будут чувствовать к отвечающему столь же малое уважение, как он, наверное, испытывает к самому себе.

5. Улыбайтесь. Выходите перед слушателями с таким выражением лица, которое должно говорить, что вы рады находиться перед ними. Профессор Оверстрит говорит: "Подобное рождает подобное". "Если мы заинтересованы в наших слушателях, то есть основания полагать, что они также занитересуются нами... Очень часто еще до того, как мы начали говорить, нас порицают или одобряют. Поэтому есть все основания считать, что своим поведением мы стремимся вызвать положительную реакцию".

6. Не становитесь за какими-либо предметами мебели. Не прячьтесь за столами и стульями. Вам не за чем закрывать себя этими бездушными предметами.

Практику, приобретённую в процессе выступлений, ответов на уроках можно использовать в повседневной деятельности: обладание ораторским искусством поможет лучше убеждать учителей и одноклассников, доказывать свою точку зрения. Поэтому тот, кто хочет перестать бояться, должен начать выступать. По мнению специалистов, трудно только первые пять раз. А если не преодолеть себя, то бояться придется всю жизнь. Конечно, волнение будет присутствовать всегда, и это хорошо, ведь волнение тонизирует, а вот страх уйдет. И на его место придет успех! Повторюсь еще раз: если не будете выступать и тренироваться, можно так никогда и не научиться. Преодолеть своё стеснение поможет только практический опыт. Можно бояться и не делать, а можно БОЯТЬСЯ И ДЕЛАТЬ! Тогда все страхи останутся позади.

Надеюсь, мои советы помогут Вам. Не забывайте о них. Поместите их на видное место в своей комнате. Успехов!


Педагог-психолог МБОУ «Колпакская СОШ» Савельева Ж.С.

2012-2013 учебный год