sotrud.ru 1

Отчет о реализации Программы экспериментальной деятельности по теме «Разработка элементов образовательных технологий

на основе исследовательской и проектной деятельности обучающихся»


Кульпина И.А., заместитель директора по УВР,

руководитель муниципальной экспериментальной площадки.


Состав участников эксперимента:


Учителя-экспериментаторы:

  • Шкунов В.Ф., учитель географии высшей категории;

  • Колесник Т.Н., учитель истории и краеведения высшей категории;

  • Шкунова Н.Д., учитель биологии и экологии первой категории.


Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся осуществлялась по нескольким направлениям:

  • активное применение педагогами-экспериментаторами в учебном процессе образовательных технологий на основе исследовательской и проектной деятельности обучающихся;

  • создание и организация деятельности ученического научно-исследовательского общества (УНИО) «Импульс» по экологическому и краеведческому направлениям;

  • создание и организация работы в школьном краеведческом музее.

Организация учебно-воспитательного процесса.

Вариативная часть учебного плана:

  • Экология (5 – 9 кл.)

  • Биологическое краеведение (6 кл.)

  • Географическое краеведение (6 кл.)

  • Экологическое краеведение (8кл.)

  • Естественно-математический профиль с химико-биологической специализацией (10 кл.)

Организованы индивидуальные и групповые занятия:

  • Курс «Край, в котором я живу» (автор:Зулхарнаева А.В.) 5 кл.
  • Экологический практикум «Экологическая метеорология» (автор: Коршунов М.Ю.) 7 кл.


  • «История нижегородской архитектуры XIV–XIX вв » (автор: Г.Б.Гречухин) 8кл.

  • «Экологическое путешествие по родному краю» (автор: Варенов А.Л.). 8 кл.

  • «Дискуссионные вопросы отечественной истории» (В.К.Романовский, Е.Г.Калинкина) 10-11 кл.

  • «Мой выбор – мое действие» (В.К.Романовский, Е.Г.Калинкина) 10 кл.

Организованы работа кружков «Юный натуралист», «Познаю мир» («Юный фенолог»), «Краевед».


В ходе экспериментальной работы была сформирована нормативно-правовая база ЭД в ОУ (для муниципальных экспериментальных площадок):

    • Положение о порядке организации экспериментальной и инновационной деятельности в образовательных учреждениях Сергачского муниципального района;

    • программа и план эксперимента;

    • приказы Управления образования администрации Сергачского муниципального района об открытии (продолжении) экспериментальной деятельности в образовательном учреждении;

    • приказы по образовательному учреждению (на основании приказов Управления образования администрации Сергачского муниципального района);

    • Положение о порядке организации экспериментальной деятельности в ОУ;

    • Положение о руководителе школьной экспериментальной площадки;

    • Положение о педагогах-экспериментаторах;

    • внесены изменения в должностные инструкции педагогов - экспериментаторов;

    • анализ и отчет об инновационной деятельности за прошедший год;

    • банк инноваций (карта инновационного опыта, накопленный передовой педагогический опыт);
    • документация для организации работы ученического научно – исследовательского общества «Импульс» (Положение об ученическом научно-исследовательском обществе (УНИО), Положение о работе обучающихся над индивидуальными исследовательскими темами (ИИТ), Положение о научно-практической конференции обучающихся)



Созданы определенные условия для организации и осуществления экспериментальной деятельности в ОУ:

    • оборудован специальный класс - ученическое научно-исследовательское общество «Импульс» с необходимым компьютерным оборудованием: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, принтер;

    • оборудовано помещение для школьного музея (оснащен специализированной мебелью).


Осуществлялось научно – методическое сопровождение экспериментальной работы.


2009-2010 учебный год: С целью изучения вопросов организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся систематически проводились: заседания ШМО, круглые столы, педагогические советы по соответствующей тематике: «Как вывести ребенка на позицию исследователя», «Научно- исследовательская и проектная деятельность обучающихся», «Что должен знать педагог, приступающий к совместной исследовательской работе с обучающимися», «Проблема активности личности в обучении и исследовательская деятельность обучающихся».


2010-2011 учебный год: Педагоги-экспериментаторы уже делились опытом работы с коллегами по организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на заседаниях педагогического совета:

  • Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии и экологии (Шкунова Н.Д.)

  • Метод проектов как основа исследовательской деятельности обучающихся (Колесник Т.Н.)

  • Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии (Шкунов В.Ф..)

  • Специфика ведущих педагогических технологий – исследования и проектирования (Лохина Е.А.)


2011-2012 учебный год: Организованы и проведены районные семинары для учителей биологии, истории, руководителей ОУ Сергачского района.

Ожидаемые результаты реализации Программы ЭД были таковы:


  • повышение качества образования обучающихся; формирование и развитие у них умений исследовательской и проектной деятельности;

  • усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося;

  • рост профессиональной компетентности педагогов, активизация деятельности педагогов школы на внедрение в учебно-воспитательный процесс инновационных педагогических технологий;

  • создание в ОУ ученического научно-исследовательского общества;

Считаем, что они достигнуты.