sotrud.ru 1

Информационно-методический центр

Управления образованием Советского района


Рекомендации

родителям

будущих первоклассников


Советск - 2013


Перечень документов, необходимых при приёме

в общеобразовательное учреждение


  1. Заявление о приеме на имя директора школы (по форме).

  2. Документ, подтверждающий личность родителя (законного представителя), копия и оригинал паспорта.

  3. Документ, подтверждающий факт проживания ребенка на территории города, закрепленной за конкретным ОУ (свидетельство о регистрации ребёнка по месту жительства), копия и оригинал.

  4. Свидетельство о  рождении обучающегося, копия и оригинал.

5. Медицинское заключение о состоянии здоровья ребёнка (на усмотрение родителей).

Все документы, представленные родителями, обязательно регистрируются в журнале регистрации заявлений о приёме.

Сроки приёма заявлений в 1-й класс

- С 1 февраля 2013 года во всех городских школах начнётся приём заявлений в 1-ый класс. Заявление подаётся в одно образовательное учреждение. Для жителей закреплённых территорий запись длится до 31 июля.

- До 22 января на информационных стендах и сайте школы размещаются правила приёма первоклассников и все документы, регламентирующие организацию образовательного процесса (устав школы, лицензия, свидетельство об аккредитации, образовательная программа).

- До 1 февраля на информационном стенде и сайте школы размещается информация о количестве мест в первых классах.

- В первых числах февраля во всех городских школах пройдут родительские собрания. После проведения родительских собраний начнут работу школы будущих первоклассников. Занятия в школах №1 и №2 будут в одни и те же сроки.

- Для детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, приём заявлений начнётся с 1 августа 2013 года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября. При этом согласно новому порядку, преимущественное право при поступлении на свободные места имеют дети военнослужащих, прокуроров, судей, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из многодетных семей.



Опросник для родителей будущих первоклассников

Методика определения склонностей и способностей у детей старшего дошкольного возраста

Источник: Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.: Педагогическое общество России, 1999.

Цель: определение склонностей и способностей детей старшего дошкольного возраста.

Материал: бланк для ответов на каждого ребенка.

Суть методики: родителям дается инструкция. «Для того чтобы дать вам правильный ответ и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, – говорится в ней, – нам нужно знать его склонности. Вам предлагают 36 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка, для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.

Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не свойственно вашему ребенку, ставьте в клетке (-); если свойственно, но выражено не ярко, ставьте (+); если же для него характерно и этим он заметно отличается от сверстников, ставьте (++). Если вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной».

Вопросы


  1. Хорошо рассуждает, ясно мыслит.

  2. Осваивает новые знания очень быстро, и все хватает легко.

  3. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные ответы и решения.

  4. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

  5. Проявляет большой интерес к визуальной информации, проводит много времени за рисованием и лепкой.

  6. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме физических движений.

  7. Хорошо улавливает связь между одним и другим, между причиной и следствием.
  8. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.


  9. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.

  10. Сохраняет уверенность в себе в окружении незнакомых и посторонних людей.

  11. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

  12. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

  13. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

  14. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и даже не догадываются.

  15. Пластичен, открыт всему новому. Любит новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов, не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

  16. Часто руководит играми и занятиями других детей.

  17. Серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, необычную скульптуру.

  18. Физически развит лучше сверстников, имеет хорошую координацию движений.

  19. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

  20. Любит, когда ему читают (читает сам) книги, которые обычно читают не сверстники, а дети старше на год.

  21. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

  22. Легко общается с детьми и взрослыми.

  23. В пении и музыке выражает свое настроение и состояние.

  24. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

  25. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

  26. Часто задает вопросы о происхождении и функциях предметов, проявляет большой интерес к классификации.

  27. Способен с головой уходить в интересующее его занятие.

  28. Инициативен в общении со сверстниками.
  29. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.


  30. Предпочитает проводить время в подвижных играх (хоккей, футбол и др.).

  31. Проявляет ярко выраженную разностороннюю любознательность.

  32. Часто применяет математические навыки и понятия в занятиях, не имеющих отношения к математике. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

  33. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

  34. Способен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

  35. Легко входит в роль какого-либо персонажа.

  36. Бегает быстрее всех в детском саду.



Лист ответов


Фамилия, имя ребенка_____________________________________

Дата_________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28


28

30

31

32

33

34

35

36



Обработка результатов

Вопросы составлены в соответствии с делением склонностей (одаренности) ребенка по шести сферам:

  1. Интеллектуальная.

  2. Сфера академических достижений.

  3. Сфера творческого, продуктивного мышления.

  4. Сфера общения и лидерства.

  5. Художественная сфера.

  6. Двигательная сфера.

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование – там, где наибольшее число плюсов. Полученные результаты могут быть очень полезны (как опорная схема) для наблюдений за детьми. Они позволяют создать более объективную картину направленности интересов ребенка.


Какие трудности ожидают вашего ребёнка в школе?

Вряд ли можно найти ребёнка, который не испытывал бы проблем адаптации к школе. Они связаны как с недостаточным уровнем развития отдельных навыков или способностей, так и с отсутствием чётких представлений о том, как нужно вести себя в классе, или с необходимостью привыкать к новому коллективу и распорядку дня. С какими трудностями может столкнуться ваш первоклассник? Выберите один из вариантов ответа.

1) В каком возрасте ваш первоклассник идёт в школу?

а) приблизительно в 6,5 лет;

б) в 7 лет;

в) в 7,5 лет.

9) Если вы просите ребёнка что-нибудь написать или сосчитать, он чаще всего:

а) соглашается;


б) ссылаясь на интересную игру, говорит, что выполнит вашу просьбу потом;

в) категорически отказывается.


2) Какое дошкольное учреждение посещал ребёнок?

а) детский сад;

б) группу подготовки к школе или кружок по интересам;

в) никакое.

10) Как реагирует ваш сын или дочь, если вы указываете на ошибку?

а) обижается;

б) пытается исправить;

в) доказывает свою правоту.

3) Сколько времени ваш сын или дочь может непрерывно заниматься одним и тем же делом?

а) не больше 15 – 30 минут;

б) от 30 минут до часа;

в) больше часа.

11) Иногда ребёнок высказывает опасение, что:

а) ему будет скучно в школе;

б) он не сможет найти друзей в классе;

в) учительница будет строгой.

4) Когда ребёнок читает, он:

а) не всегда понимает смысл прочитанного;

б) часто отвлекается;

в) может засидеться за книгой допоздна.

12) Участвуя в какой-либо групповой игре, малыш предпочитает:

а) быть поближе к взрослому ведущему;

б) вести себя незаметно;

в) находиться в толпе сверстников.

5) Если ребёнок хочет познакомиться с кем-то из детей, он обычно:

а) просит вас подойти к незнакомцу вместе с ним;

б) спрашивает, как его зовут;

в) старается чаще попадаться ему на глаза, но не решается заговорить.

13) Если ваш первоклассник заблудится в школьном здании, вы уверены, что он:

а) после недолгих попыток найдёт дорогу;

б) спросит у кого-нибудь, где находится его класс;


в) станет плакать.


6) Что предпочитает делать малыш, если не знает ответа на вопрос?

а) начинает фантазировать;

б) пытается угадать;

в) говорит «не знаю».

14) На ваш взгляд, ребёнок имеет больше способностей:

а) к гуманитарным дисциплинам;

б) к математике;

в) к творчеству.

7) Как чаще всего ведёт себя ребёнок, если ему скучно дома?

а) бесцельно слоняется по квартире;

б) шалит;

в) капризничает.

15) При общении с малознакомым взрослым ваш сын или дочь обычно:

а) пытается показать себя с лучшей стороны;

б) задаёт множество вопросов;

в) замыкается в себе.

8) В предстоящем школьном обучении вашего первоклассника больше всего радует:

а) перспектива научиться чему-то новому;

б) возможность превратиться из малыша в настоящего школьника;

в) новый рюкзак, яркие тетрадки и содержание пенала.

16) Какими навыками обладает ваш первоклассник?

а) умеет читать по слогам, писать печатными буквами и считать в пределах десяти;

б) бегло читает и имеет представления об умножении и делении;

в) знает буквы и цифры.



Ключ к тесту

1

2


3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

а

1

1

1

3

5

1

5

5

5

3

1

5

5

5

5

3

б

3

5

3

1

1

5

1

3

3

5

3

3

1

3

1

5

в

5

3

5

5

3

3


3

1

1

1

5

1

3

1

3

1



16 – 37 баллов:

Главная проблема, которая может возникнуть у вашего ребенка - трудности в усвоении школьной программы. Из-за особенностей темперамента или в силу возраста его внимание недостаточно устойчиво, а учебная мотивация слабее, чем игровая. Не заставляйте первоклассника выполнять учебные задания, не пугайте возможными плохими оценками, не устанавливайте для него жестких нормативов. Он гораздо лучше усвоит материал, если будет искать ошибки в написанном вами тексте пли считать конфеты вместо счетных палочек.

38 – 59 баллов Возможно, ваш ребенок имеет много навыков, необходимых для обучения, но он не слишком коммуникабелен. А, как известно, трудности в общении с одноклассниками способны отравить пребывание в школе. Важно научить ребенка не скрывать свой интерес к сверстникам, демонстрировать дружелюбие. Пусть он угостит одноклассников жвачкой или предложит кому-нибудь запасную ручку - эти нехитрые приемы всегда вызывают в детях симпатию, на основе которой зарождаются более прочные отношения. Другая возможная проблема - робость перед учителем. В этом случае стоит заранее объяснить ребенку, что строгий учительский голос адресован всему классу, а не ему лично, что такая линия поведения педагога позволяет поддерживать дисциплину, и чересчур мягкому преподавателю было бы трудно обеспечить рабочую обстановку.


60 – 80 баллов

С одной стороны, вас можно поздравить: ребенок прекрасно подготовлен к школе, и, скорее всего, сможет проявить себя на радость учителю, родителям и самому себе. Но, с другой, - умея бегло читать, зная таблицу умножения и названия европейских столиц, трудно послушно сидеть в классе, читая вместе со всеми отдельные слоги и прибавляя единицу к двойке. Чтобы ребенку не было скучно, нужно настроить его на то, что, с помощью учителя, он сможет привести в порядок разрозненные знания, научиться красиво оформлять письменные работы, сотрудничать с одноклассниками при выполнении групповых заданий. Успевая лучше других учеников, он будет показывать пример остальным, помогать отстающим, активно участвовать во внеклассной работе. Имеет смысл также договориться с педагогом о том, чтобы он давал ребенку более сложные задания.


ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Уважаемые родители!

- Поддерживайте в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным труд­ностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

- Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость.

- Ваш ребенок придет в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

- Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

- Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у будущего первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до школы или на первом году обучения.

- Поддержите будущего первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.


- Если вас что-то будет беспокоить в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному педагогу-психологу.

- С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о своем педагоге.

- У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий. Не забывайте об игре со своими детьми!

Тест, с помощью которого можно определить,

хочет ли малыш идти в школу и что его там привлекает


  1. Если бы было две школы - одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая только с уроками пения, рисования и физкультуры, - в какой из них ты бы хотел учиться?

  2. Если бы было две школы - одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, - в какой из них ты бы хотел учиться?

  3. Если бы было две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, - в какой из них ты бы хотел учиться?

  4. Если бы было две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке всё, что хочешь, - в какой из них ты бы хотел учиться?

  5. Если бы в классе у вас заболела учительница и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?

  6. Если бы было две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, - в какой из них ты бы хотел учиться?

  7. Если бы мама сказала: "Ты у меня ещё совсем маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдёшь на будущий год", - согласился бы ты с таким предложением?
  8. Если бы мама сказала: "Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придётся ходить по утрам в школу", - согласился бы ты с таким предложением?


  9. Если бы твой друг (подружка) спросил, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?

По каждому вопросу можно задать дополнительный вопрос: а почему?

Проанализируйте ответы ребенка. За каждый правильный ответ даётся 1 балл, за неправильный ответ - 0 баллов. Если ребенок набрал 5 баллов и больше, можно смело сказать, что он внутренне готов к школе.

Хорошо бы понаблюдать за тем, как играет ваш ребенок с детьми, умеет ли играть "по правилам" не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Если результаты тестирования вас почему-либо смущают, обратитесь за помощью к специалистам. Может быть, в вашем детском саду есть психолог, который ответит на все ваши вопросы, развеет ваши сомнения.

Успехов вам, уважаемые взрослые и, конечно, вашим детям!


Готов ли ваш ребенок стать первоклассником?

Если вашему ребенку пошёл седьмой год, значит, настало время подумать о школе. И, скорее всего, у вас на примете уже есть несколько школ, в которые можно было бы отдать малыша. Но временами охватывают сомнения: а справится ли он с новыми физическими и психологическими нагрузками?

Существует несколько способов определения, готов ли ребенок идти в первый класс.

Первый и самый простой - это ваши собственные наблюдения.

Вы заметили, что ребенок может без особого труда подолгу (не менее 20 минут) выполнять кропотливую работу, требующую сосредоточения внимания, - рисует, лепит, собирает конструктор и т.п. Начатое дело стремится довести до конца. Часто задает вопросы взрослым об окружающем непонятном ему мире. С удовольствием фантазирует и рассказывает различные истории. Легко и быстро запоминает стихи из 4-8 строк, пересказывает сказки и рассказы, которые вы когда-то читали. У малыша есть друзья, с которыми ему нравится играть, он свободно общается со взрослыми. На вопрос: `Хочешь пойти в школу?` - ребенок отвечает: `Хочу, там много нового и интересного, а я научусь писать, читать и т. п.


Если вы узнали по этому описанию своего малыша, значит, у вашего ребенка не возникнет лишних проблем с обучением в школе.

Второй способ определить готовность ребенка к школе.

Беседа с педагогами и психологами, работающими в детском саду, поможет вам узнать об особенностях вашего ребенка, которые проявляются только в общении и взаимодействии со сверстниками и педагогами. Важно получить следующую информацию:
Как ребенок работает на занятиях? Часто ли отвлекается? Точно ли понимает и выполняет задания воспитателя? Замечает и исправляет собственные ошибки? Проявляет активность и самостоятельность или нет? Уверенно и без излишней робости отвечает на вопросы перед группой сверстников? Часто ли, выполняя задания, обращается за помощью? Быстро утомляется или может работать долго? Хорошо ли развита мелкая моторика пальцев рук? Как ребенок общается со сверстниками? Имеет ли постоянных друзей? Часто ли ссорится и конфликтует? Участвует ли в совместных играх? Умеет ли договариваться с другими детьми? Может ли адекватно исполнять различные роли в играх? Как ребенок взаимодействует с педагогом? Проявляет ли инициативу в общении или ждет, пока к нему обратятся? При оказании помощи включается в работу или замыкается в себе? Безоговорочно выполняет требования и просьбы взрослых или высказывает собственное мнение? При выполнении задания общается со взрослыми по теме задания или переводит разговор на другие темы? Проявляет ли желание и интерес к познанию чего-то нового?

Если, отвечая на эти вопросы, воспитатели и педагоги дают вашему ребенку положительную характеристику, то можно не сомневаться в психологической готовности малыша к школе. В обратном случае тоже не стоит огорчаться - вам сможет помочь опытный педагог-психолог, который проведет подробную профессиональную диагностику психологической готовности ребенка к школе и даст необходимые рекомендации для родителей и педагогов. Времени еще достаточно, а такие специалисты работают почти в каждом детском саду и школе.



Тест для будущих первоклассников:

- Назови свою фамилию, имя, отчество;
- Сколько тебе лет? А сколько будет через год? А через два?
- Как зовут твоих родителей?
- Утром ты завтракаешь, а днем...?
- Сравни самолет и птицу. Что у них общего, чем отличаются?
- Футбол, гимнастика, теннис, плавание - это...?
- Что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела?
- Нож, что это? Велосипед, что это? Килограмм, что это?
- Сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего, чем отличаются? Какие еще геометрические фигуры ты знаешь?
- В какой стране ты живешь? Какой твой адрес?
- Берёза, дуб, осина - это...?
- Каких домашних, диких животных ты знаешь? Почему их так называют?
- У коровы - теленок, у собаки - ..., у лошади - ...?
- Почему раньше, чем пройдёт поезд, опускается шлагбаум?
- Огурец, помидор, морковь, свекла - это ...?


Посмотрите, с какой группой вопросов ребенку удалось справиться менее успешно, и уделите этой стороне словарного мышления особое внимание.

Помните!

Учение - это нелегкий и ответственный труд.

Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка.

Новый вид деятельности не должен лишать ребенка

радости жизни, радости игры.


ПОМНИТЕ!

Дети учатся жить у жизни

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть

Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым

Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины

Если ребенок растет в терпимости, он учиться принимать других

Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя

Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным


Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым

Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей

Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя

Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.


А потому: верьте в ребенка, верьте в учителя!


Телефоны для справок

2-26-20 - Милютин Владимир Викторович, заместитель главы администрации района по социальным вопросам, начальник Управления образованием.

2-40-60 – Тарасова Наталия Герольдовна, заместитель начальника Управления образованием

2-18-66 – Туева Анна Михайловна, заведующая Информационно-методическим центром Управления образованием

2-17-36 – Вегера Ирина Александровна, специалист по дошкольному образованию

2-17-36 – Петрова Виктория Юрьевна, специалист-психолог

2-19-52 – Минина Ольга Ивановна, педагог-психолог высшей квалификационной категории школы-интерната II вида г. Советска.

2-10-43 – Быкова Наталия Михайловна, районный педиатр

2-21-04 – Михеева Елизавета Ивановна, заместитель директора МОУ СОШ с УИОП №1 г. Советска

2-16-72 – Семухина Елена Евгеньевна, заместитель директора МОУ СОШ с УИОП №2 г. Советска

2-14-73 – Демаков Юрий Геннадьевич, директор МОУ ООШ №4 г. Советска

2-10-54 – Лапенкова Елена Геннадьевна, директор школы искусств

2-25-39 – Быкова Анжелика Николаевна, директор Дома детского творчества

2-25-04 – Филимонова Татьяна Ивановна, директор ДЮСШ