sotrud.ru 1

n=Под термином "портфолио" понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Портфолио новое слово для российской педагогики~sz=197829;pg=1;te=Грамота ру, то слово "портфолио" обнаружится только в орфографическом словаре Российской академии наук (заметим, что в словаре методических терминов это слово отсутствует). Слово "портфолио" не склоняется, словарь допускает использовать это слово в мужском и среднем роде~cat=~t=~!~
Под термином "портфолио" понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Портфолио — новое слово для российской педагогики. Если проверить наличие этого слова в различных словарях на справочно-информационном портале Грамота.ру, то слово "портфолио" обнаружится только в орфографическом словаре Российской академии наук (заметим, что в словаре методических терминов это слово отсутствует). Слово "портфолио" не склоняется, словарь допускает использовать это слово в мужском и среднем роде.

Термин "портфолио" давно знаком профессионалам из области искусства: многие художники и сейчас, и в прежние века создавали свое портфолио творческих работ. В наш век высоких технологий портфолио дизайнеров, фотохудожников, модельных и рекламных агентств, творческих мастерских широко представлены в Интернете. Портфолио фирм помогают продвигать на рынке предоставляемые фирмами услуги, способствуют поиску заказчиков и потребителей услуг.

Идея применения портфолио в школе возникла в 80-х годах в США. Портфолио стало популярной идеей в Европе и Японии. В 90-х годах о портфолио заговорили специалисты российской системы образования. Число публикаций и книг, посвященных теме применения портфолио в школе, за короткий срок заметно возросло.

В 2003 вышло постановления Правительства Российской Федерации № 334 "О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования".

В 2004 г. в целях реализации этого постановления и в рамках выполнения государственного контракта группа ученых и специалистов Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ ВШЭ), Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, преподавателей высших и общеобразовательных учебных заведений подготовила рекомендации по построению различных моделей портфолио учащихся основной и полной средней школы. Поскольку портфолио стало новым явление в школьной жизни, был запущен эксперимент по внедрению портфолио в школе. Этот эксперимент стал частью программы профильного обучения. В эксперименте предлагалось использовать портфолио в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы, наряду с результатами итоговой аттестации. Специалисты считают, что подобное досье, несомненно, понадобится школьникам при поступлении в вузы.

  1. ^ Особенности портфолио на трех ступенях обучения.

Первая ступень обучения – начальная школа (1 – 4-е классы)

Портфолио служит для сбора информации о продвижении в учебной деятельности школьника, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения. Отсутствие отметки в течение первого и второго годов обучения в начальной школе ни в коем случае не должно пониматься как полный отказ от системы контроля и оценки со стороны учителя.

Напротив, отметка заменяется развернутой системой взаимоотношений, сотрудничеством ребенка и взрослого в контрольно-оценочной деятельности, которая строится на содержательно-оценочной основе.

Важнейшим условием эффективности системы контроля и оценки результатов учебной деятельности школьников является учет их индивидуальных особенностей. Незаменимую помощь в этом может оказать портфолио.

^ Вторая ступень обучения (5 – 8-е классы).

Портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях ученика в предполагаемом профиле, для повышения образовательной активности школьника, уровня осознания своих целей и возможностей.

^ Третья ступень обучения (9 – 11-е классы).

Портфолио служит инструментом создания индивидуальной образовательной траектории ученика, отражает результаты индивидуальной образовательной активности.

Портфолио позволяет отразить способы и результаты профилизации учащихся 9 – 11-х классов; содержит информацию об изучаемых предметах и курсах, практиках, проектно-исследовательской деятельности.

Портфолио служит дополнением к результатам ЕГЭ или иным формам экзаменов при поступлении в вуз.


"Традиционный портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Идея портфолио состоит в показе достижений учащихся и повышение их мотивации на этой основе.

В настоящее время основными ориентирами модернизации системы контроля и оценки учебных достижений являются:


1. Открытость требований к уровню подготовки обучающихся и процедур контроля для всех участников образовательного процесса обучающихся, родителей, педагогов, специалистов, широкой общественности;

2. Создание системы оценки уровня достижения требований образовательных стандартов в процессе текущего и итогового контроля, адекватной новым образовательным целям и направленной на совершенствование системы образования;

3. Переориентация контроля на оценку способности применять полученные в процессе обучения знания и умения в различных жизненных ситуациях;

4. Стандартизация и объективизация оценки качества подготовки выпускников школ в системе внешнего контроля;

5. Введение, дополнительно к традиционным, новых видов, форм, методов и средств оценки динамики продвижения учащихся в учебном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а также учитывающих индивидуальные особенности учащихся;

6. Отмена двойной системы экзаменов при переходе от общего к профессиональному образованию.

Наряду с нововведениями возникают следующие образовательные проблемы:

- Процедура оценки не отражает умения и навыки учащихся;

- Не может отразить «продвинутые навыки» учащихся;

- Не может оценить умения применять полученные знания в реальной жизненной ситуации;

- Не настроена на выявление индивидуальных возможностей и склонностей учащихся.

А ведь сегодня образовательная задача – выявить индивидуальные возможности и склонности учащегося.

"Традиционный портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности.

Исходя из вышесказанного, Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи, включая:

1. Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

2. Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

3. Поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

4. Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формировать адекватную самооценку;

5. Содействовать персонализации образования; определять количественные и качественные индивидуальные достижения;

6. Создавать предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников.

Следует отметить широкую трактовку портфолио, обозначив тем самым практически неограниченный, свободный контекст использования портфолио в образовании.

Выделяются следующие функции портфолио:

диагностическая (фиксирует изменения и рост знаний учащихся за определенный период времени);

- целеполагания (поддерживает учебные цели ученика);

- содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых учеником работ);

- развивающая (обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году);

- мотивационная (поощряет результаты деятельности учащихся, преподавателей и родителей);

- рейтинговая (позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения ученика).

Принципиальное отличие портфолио в том, что он позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. - и является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию подрастающего поколения.


^ Типы портфолио

Имеют место следующие типы портфолио:

Электронный портфолио

Демонстрационный портфель (витрина ученика)

Оценочный портфель (портфель учителя и ученика)

Общий портфель (сборный)

или другими словами

Портфолио отзывов,

Портфолио документов

Портфолио работ


«Демонстрационный портфель» («витрина ученика»)

представляет собой контейнер (папку, коробку), где хранятся работы ученика, свидетельствующие о его достижениях. Сюда могут быть включены работы по одному или нескольким предметам. Такой «портфель» предназначается для демонстрации и может быть показан родителям.

В этот «портфель» входят:

  • отдельные лучшие работы из «общего портфеля»;

  • размышления ученика о своих достижениях;

  • «папка самоуважения» с вырезками, фотографиями.


«Общий портфель» («сборный»)

представляет собой папку, где хранятся работы ученика. Он адресован как учителю, так и ученику. В «общий портфель» следует включать:

  • образцы письма ребенка – черновики и чистовики из всех предметных областей, выдержки из дневников;

  • списки прочитанных книг, контрольные таблицы по развитию навыков и умений

  • впечатления (рисунки, заметки) о прочитанных книгах, открытые вопросы с рубрикаторами баллов;

  • магнитофонные записи чтения вслух;

  • фотографии работ и различных видов деятельности ребенка;

  • контрольные таблицы по математике и примеры решения задач.


«Оценочный портфель» («портфель учителя и ученика») –

набор документации, которая оценивает прогресс ученика и является частью общей оценки. Здесь хранятся:

  • копии материалов из «демонстрационного портфеля»;

  • записи наблюдений за учеником; высказываний ребенка;

  • записи бесед;

  • описание интересов ученика;

  • материалы тестов, контрольных работ.

Дети вкладывают свои работы, отражающие их прогресс в обучении, во внеклассной работе. Один из разделов, "Мои награды", включает грамоты, сертификаты. Благодарственные письма родителям. Работа с папками продолжается в течение всего периода обучения в начальной школе. Но в 3-4 классах дети помещают туда самые удачные на их взгляд работы. Консультация с учителем всегда доступна и приветствуется, возможна защита своей работы перед классом.

Сколько сил и старания вкладывает каждый ученик в свой труд, ведь каждому хочется, чтобы его папка была самой наполненной! Разумеется, в ней есть место и для творческих работ: рисунков, записей выступлений, рефератов, сочинений на свободную или заданную тему. Наиболее удачные работы, отобранные всем коллективом, помещаются на выставку. Дети искренне радуются успехам одноклассников и стараются добиться лучших результатов.


^ Электронный портфолио - это новый вид портфолио, который может включать не только сертификаты, отчеты и письменные работы учащихся, но и аудио- и видеоматериалы, которые позволяют проследить развитие навыков произношения, аудирования, говорения, а также уровень коммуникативной компетенции учащихся.

^ Создание портфолио в электронном виде позволяет:

- представить работы учащихся в более полном и наглядном виде за счет использования различных форматов - текстового, аудио, графического, видео;

- хранить, редактировать и демонстрировать работы учащихся;

- обеспечить оперативный доступ, в том числе и дистанционный, к материалам электронного портфеля.

^ Программа электронного портфолио имеет несколько разделов:

- Резюме

- Участие в учебных мероприятиях

- Участие в общественных мероприятиях

- Достижения

- Приложение. Тезисы работ

Для создания электронных портфолио используются различные программные средства, которые позволяют размещать работы учащихся на образовательных веб-сайтах.

Портфолио служат для интеграции преподавания и оценки; предоставления необходимой информации ученикам, учителям и родителям, а также другим заинтересованным сторонам; помощи детям в оценивании собственной работы; формирования базы для оценки достижений ребенка.

«Портфель» является богатейшим источником информации о росте и развитии ребенка, а в начальных классах ценен еще и потому, что дает представление о самом процессе учебы ребенка.


Портфолио является формой оценивания индивидуальных образовательных и творческих достижений ученика. ^ Что даёт технология Портфолио учителю и ученику?

Образовательное значение портфолио для ученика:

- Планирование и самооценивание учащимися своих образовательных результатов и различных достижений, что способствует поддерживанию и стимулированию учебной мотивации, расширению возможности обучения и самооценивания, а также развитию навыков рефлексивной деятельности и формированию умения учиться;

- Демонстрация образовательных достижений учащегося;

- Проявление коммуникативных способностей;

- Способствует индивидуализации и персонализации образования учащегося;

- Закладка дополнительных предпосылок и возможности для успешной социализации выпускника школы.

На каждой работе ученик пишет маленькую рефлексию, чем работа важна для него, почему он вложил ее в портфолио. не обязательно это должна быть работа, высоко оцененная учителем. Важна оценка ее учеником. Это развивает у учащихся навыки рефлексии, само и взаимо-оценку (ибо учащиеся могут оценивать портфолио друг друга по определенным критериям). Важно повышение самооценки ученика и развитие навыков самопрезентации.

^ Педагогическое значение технологии портфолио для педагогов

- Реализация индивидуального подхода в процессе обучения ученика.

- Средство обратной связи.

- Инструмент оценочной деятельности.

Что это даёт? Прежде всего – возможность следить за ростом умений, знаний и за продвижением каждого учащегося. Важно, что в такой форме это доступно как учителю, так и родителям, которые могут в любое удобное для них время прийти в школу, взять папку своего ребёнка (и только своего), порадоваться его успехам и увидеть проблемы, проконсультироваться с учителем и т.д. С другой стороны, учитель в каждой, даже не самой удачной работе видит достижения учащегося. Учителя в союзе с родителями через ситуацию успеха поддерживают мотивацию и креативность школьников, обсуждают различные варианты оформления, учат рефлексии, умению планировать и организовывать свою деятельность. За годы обучения в средней и старшей школе расширяются интересы ребят и корректируются приоритеты. Странички портфолио, собранные в начальной школе, не только память о младшем школьном возрасте, но и возможность для учителей средней и старшей школы разглядеть неповторимость воспитанников, обеспечивая преемственность в школе.

Формирование «портфелей» в какой-то степени субъективно. Достоверность представленной информации зависят от опыта и квалификации учителя. При отборе работ учеников, учителю следует задуматься над рядом вопросов.

  • Что считать хорошим показателем для этого ученика?

  • Какие качества, свидетельствующие о развитии ребенка и его прогрессе в учебе, продемонстрированы в данной работе?

  • Как эта работа ученика соотносится с другими работами из его портфолио?

Перед учителем всегда стояла задача отследить продвижение ребёнка в освоении всех умений, необходимых для формирования устойчивых навыков чтения, письма, вычислений и др.

С этой целью в папку вкладываются «Листы индивидуальных достижений» школьников по чтению, русскому языку, математике в которых:

 освоение навыков отмечается с помощью каких-либо значков;

 фиксируются текущие оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам;

 заполнение листа ведётся учителем или самим учеником.


^ Это позволяет ученику:

 видеть своё продвижение;

 формировать навык самоконтроля и самооценки;


Это позволяет учителю:

 наглядно увидеть процесс формирования предметного знания у детей и обеспечить целенаправленную и своевременную коррекцию;

 сделать отметку содержательной и для ученика, и для его родителей;

 сделать оценку работы оптимистичной.


У учителя тоже есть подобная папка – «Достижения моих учеников». В неё помещаются:

технологические карты по предметам;

результаты диагностических исследований психолога;

анкеты родителей;


^ Анализ технологических карт позволяе:

- видеть общую динамику развития образовательного процесса;

- определять зону ближайшего развития для каждого ученика;

- оказывать педагогическую помощь конкретным детям;

- формировать банк разноуровневых заданий по стержневым темам программы;

- разрабатывать варианты дифференцированного и индивидуального контроля;

- сделать выводы о качестве преподавания, обученности, и о характере пробелов в знаниях учащихся.

Дневники, заметки об успехах учеников, учебные журналы, табели, ведомости, письменные размышления учеников об их собственной работе помогают учителю следить за прогрессом детей.


^ СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ НАКОПИТЕЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ ПАПКИ

для учащихся начальных классов.


1. Титульный лист (обложка).

2. Содержание:

I раздел «Мой портрет» (информация о владельце);

II раздел «Портфолио документов» (официальные документы);

III раздел «Портфолио работ» (творческие работы, направления активности);

^ IV раздел «Копилка» (памятки, инструкции, полезная информация)


Раздел I. Информация о владельце портфолио.


Мой портрет.

Включает в себя личные данные учащегося, ведущего портфолио. В этом разделе помещается информация, помогающая ребенку проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания; результаты психологической диагностики. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и интересов; ставит цели, анализирует достижения; проводит самоанализ итогов года.

Самоанализ можно проводить на первом классном часе, а затем заполненный лист вкладывать в рабочую папку (портфолио). Интересно анализировать: происходят ли изменения в рассуждениях ребенка, остается он на твердых позициях или его размышления меняются в соответствии с изменением возраста, определенных событий и т. д.


^ Раздел II. Официальные документы.


Портфолио документов.

В этом разделе помещается перечень представленных в портфолио официальных документов (все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах, сертификаты, благодарственные письма, свидетельства и т. д.)

В данном разделе допускается представление копий документов. Наличие данного раздела – это возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио.

Документы, представленные в данном разделе, фиксируются в таблице. Сами документы или их копии могут храниться дома у ученика или в файле Рабочей папки.


^ Раздел III. Творческие работы, направления активности.


Портфолио работ.

В данный раздел ученик помещает результаты различных творческих, проектных, исследовательских работ, рефераты; а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях; занятия в учреждениях дополнительного образования, спортивные, музыкальные, художественные достижения и др.

Материалы, представленные в данном разделе, дают широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.


Учащийся фиксирует в бланке “Перечень творческих работ” и таблице “Мое участие в школьных праздниках и мероприятиях” виды творческой деятельности на протяжении установленного срока ведения рабочей папки.


^ Раздел IV. Памятки, инструкции, полезная информация.


Важная цель портфолио — наглядно представить процесс образования ребенка, увидеть "картину" значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения.


Оценка

Рубрикаторы – это система баллов, которая предъявляется учащемуся перед началом выполнения работы (задания). Как правило, рубрикатор содержит определенный диапазон баллов и дает возможность оценить различные аспекты выполнения задания.


^ Критерии для рубрикатора баллов


Ограниченные усилия (1 балл)

Учащийся:

  • доводит до конца незначительное количество заданий;

  • нуждается в большом количестве напоминаний, чтобы продолжать выполнение задания, редко мотивирован;

  • часть заданий может не сдать или сдает с опозданием;

  • редко слушает внимательно, практически не участвует в совместной работе группы, класса, коллективных обсуждениях.


Непоследовательные усилия (2 балла)

Учащийся:

  • обладает мотивацией для выполнения большей части заданий, однако работу не доводит до конца;

  • нуждается в напоминаниях, чтобы не отвлекаться;

  • иногда слушает внимательно и участвует в обсуждениях и работе в группе.


Компетентные усилия (3 балла)

Учащийся:

  • обычно мотивирован и не отвлекается;

  • вовремя заканчивает и сдает задания;

  • обычно слушает внимательно, участвует в коллективных обсуждениях, выполняет совместные проекты в группах.


Значительные усилия (4 балла)

Учащийся:

  • обладает самомотивацией;

  • с желанием выполняет задания;

  • часто просит дополнительные задания;

  • почти всегда внимательно слушает, участвует в обсуждениях и совместной работе.


Исключительные усилия (5 баллов)

Учащийся:

  • сам управляет своей деятельностью;

  • ищет новые задания;

  • выполняет задание с энтузиазмом;

  • внимательно слушает;

  • с желанием участвует в обсуждениях и работе;

  • способствует эффективному взаимодействию в учебной группе;

  • берет на себя ответственность за дальнейший личностный и академический рост.


Самооценка

На каждой работе ученик пишет маленькую рефлексию, чем работа важна для него, почему он вложил ее в портфолио. Не обязательно это должна быть работа, высоко оцененная учителем, важна оценка ее учеником. Это развивает у учащихся навыки рефлексии, само и взаимо-оценку (ибо учащиеся могут оценивать портфолио друг друга по определенным критериям).

Важно повышение самооценки ученика и развитие навыков самопрезентации. Материалы папки личных достижений ученика могут оцениваться только на основании качественных показателей с указанием оригинальности материалов и особенностей мышления автора, актуальности и проработанности, полноты и аккуратности и т.д.

Реализуемые при этом педагогические принципы оценивания учебных достижений учеников сводятся к следующим положениям:

1. Отслеживание динамики изменения достижений школьника и оценка его успехов осуществляется учителем, самим учащимся и родителями при помощи портфолио (папка учебных достижений, содержащая учебные и творческие работы ученика, характеристики учителей, психолога и т.д.


2. Оцениванию должны подлежать не только уровни учебных достижений (знания, умения и навыки) учащегося, но и уровни сформированности ключевых компетентностей: коммуникативной и информационной и компетентности решения проблем.


3. Проявление творчества и инициативы ученика во всех сферах школьной жизни должно быть оформлено так же весомо, как и оценка знаний. Необходимо, чтобы оценка творческих проявлений ребенка была представлена и учителям, и учащимся разных классов, и родителям. Это могут быть выставки, участие в конкурсах и т.д. Важно, чтобы наряду с художественным творчеством находили социальное признание интеллектуальные творческие и инициативные проявления ребенка: умные вопросы, самостоятельный поиск детьми дополнительного учебного материала, интересные догадки и эксперименты.


4. Оцениванию не должны подлежать личные качества ребенка (темп работы; особенности памяти, внимания, восприятия). Оценивается выполненная работа, а не ее исполнитель. Все формы оценивания являются личным достоянием ребенка и его родителей. Учитель не должен делать их предметом сравнения. Оценки не должны становиться причиной наказания или поощрения ребенка ни со стороны учителя, ни со стороны родителей.


Но зачастую при создании портфолио допускаются ошибки:


^ Помогать, но не делать вместо...


ОШИБКА N 1. Нарушение принципа добровольности при формировании портфолио. При сборе официальных документов, творческих работ, самоотчетов о социальной практике и, в конечном счете, при оформлении состава портфолио родители и педагоги пытаются включить в него те или иные материалы... без учета мнения самого ребенка. Но школьник должен сам лично решить, какие именно документы и материалы он помещает в папку своих достижений. Ни в коем случае нельзя принудительно, без согласия самого ребенка включать те или иные материалы в его портфолио - особенно на финальной стадии, когда ребенок предъявляет собранные документы при поступлении в профильный класс.


ОШИБКА N 2. Сбор материалов взрослыми, а не ребенком.


Распространенный случай, когда сбором документов и материалов для портфолио занимается не сам ребенок, а его родители или другие родственники "по его поручению" или даже "по его требованию". Очень важно, чтобы ребенок сам приложил определенные усилия, поскольку при этом происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Тогда и выбор профиля дальнейшего обучения становится более осознанным. Кроме того, он начинает более серьезно и вдумчиво относиться к своим занятиям, увлечениям, к своему свободному времени.


ОШИБКА N 3. Отказ от всякой помощи ребенку при формировании портфолио.


Ребенок должен работать над материалами своего портфолио самостоятельно, однако это не значит, что взрослые должны самоустраняться из процесса. Помощь может состоять, например, в том, чтобы просто время от времени напоминать ребенку о необходимости сбора и систематизации материалов. Или в том, чтобы попробовать вместе с ребенком обсудить различные способы демонстрации своих достижений - например, посоветовать ему подготовиться, и выступить с докладом или сообщением на школьной научной конференции, включиться в интересный социальный проект и т.д. Иными словами, следует всячески стимулировать собственную активность школьника. Не направлять его в ту или иную сторону, а открывать ему разные возможности для самореализации. И оказывать при этом необходимую психологическую и практическую поддержку.


Часто бывает так, что при сборе портфолио игнорируется деятельность ребенка в учреждениях дополнительного и профессионального образования и в различного рода общественных организациях. К сожалению, многие взрослые не склонны рассматривать успехи ребенка в спортивной секции или музыкальной школе, художественной студии или фотокружке как-то, что позволяет сделать более осознанный выбор профиля дальнейшего обучения. Нужно научиться видеть ценность внешкольных увлечений ребенка и разных форм дополнительного образования. Это позволяет выйти за пределы узкого круга тех олимпиад, конкурсов и викторин, которые предлагаются самими школами и в которых принимает участие далеко не каждый ученик.


Использование портфолио начинается в начальной школе, что обусловлено в первую очередь психофизиологическими особенностями детей младшего школьного возраста. Младший школьник в силу своих возрастных особенностей не вполне осознает значение отметки, отметку, полученную за выполнение какой-либо деятельности, воспринимает как оценку его личности в целом, во многом определяющей систему социальных отношений в семье и школе. Поэтому портфолио в начальной школе, заменяя традиционную балльную отметку и дополняя другие виды оценивания, позволяет нейтрализовать психотравмирующее воздействие отметки, способствует более успешной и быстрой адаптации ребенка к школе.

Учителя начальной школы многие годы бережно собирали и хранили первые работы своих учеников и учениц в папках, чтобы вручить их выпускникам и выпускницам школы. “Палочки” и “крючочки”, рисунки, задачки и диктанты, фотографии и творческие работы явно, но не поэтапно, показывали интеллектуальный рост девчонок и мальчишек. Портфолио, как новая и актуальная форма внеклассной работы, позволяет проследить индивидуальный маршрут развития личности в течение всех лет обучения в различных областях деятельности, что позволяет оценить динамику развития успехов и глубину интересов.