sotrud.ru 1

Приложение №1

ПОЛОЖЕНИЕ

о предпрофильной подготовке в девятом классе

1.   Общие положения

 

1.1. Предпрофильная подготовка учащихся - это комплексная психолого-педагогическая подготовка учащихся к осознанному и ответственному выбору профилирующего направления собственной деятельности в старшей школе.

1.2. Предпрофильная подготовка организуется в девятом классе.

1.3. Положение разработано на основании Закона РФ «Об образовании», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепции профильного обучения старшей ступени общего образования», приказа Департамента общего и профессионального образования Оренбургской области от 09.02.2004 г. № 01/05-45 «О деятельности ОУО в период перехода к профильному обучению на старшей ступени общего образования».


2. Цель и задачи организации предпрофильной подготовки

 

2.1. Целью организации предпрофильной подготовки является создание условий, обеспечивающих самоопределение выпускников основной школы в отношении выбора профиля будущего обучения.

2.2. Для достижения поставленной цели в рамках предпрофильной подготовки решаются следующие задачи:


  • формирование готовности выпускников основной школы ответственно осуществлять выбор профиля, соответствующего их способностям и интересам;

  • формирование высокого уровня учебной мотивации на обучение по избранному профилю;

  • обеспечение преемственности между основной и старшей школой, в том числе в подготовке девятиклассников к освоению программ профильной школы;

  • расширение возможностей социализации учащихся.

3. Содержание предпрофильной подготовки

 

3.1. Система предпрофильного обучения включает в себя:
  • введение за счёт школьного компонента курсов по выбору: предметно-ориентированных, межпредметных, ориентационных;


  • введение методов активного обучения на курсах по выбору;

  • введение накопительной оценки учебных достижений в форме портфолио;

  • зачисление в десятый профильный класс на основе индивидуального образовательного рейтинга обучающихся, включающего экзамен и индивидуальную накопительную оценку (портфолио ученика);

  • введение краткосрочных 8-17 часовых курсов предпрофильной подготовки;

  • введение новой системы распределения времени прохождения учебных курсов, в течение учебной недели, четверти, года, при   которой допускается, что курс по выбору не обязательно изучается по одному часу в неделю;

  • проведение рейтинговых соревнований, олимпиад, марафонов и других  мероприятий, позволяющих использовать ресурс портфолио;

  • оценка результатов работы учителя и учащихся по показателю правильности выбора профиля образования в 10-11-х классах.

4. Структура и организация предпрофильной подготовки

  

4.1. Предпрофильное обучение осуществляется по учебному плану и должно соответствовать следующим требованиям:

  • сбалансированность между предметными и межпредметными курсами по выбору;

  • полнота представленных курсов;

  • преемственность с профильным обучением;  

  • отсутствие перегрузки учащихся, соответствие плана допустимой учебной нагрузке;

  • вариативность, краткосрочность, модульность курсов, включённых в план.

4.2. Авторские программы курсов по выбору должны пройти экспертизу и должны быть утверждены экспертным советом в РЦРО.

4.3. Набор предлагаемых курсов должен носить вариативный характер, их количество должно быть избыточным (ученик должен иметь возможность реального выбора). Перечень курсов по выбору формируется на основе соответствующего анкетирования и опросов учащихся.

4.4. Содержание   курсов   предпрофильной   подготовки   должно   включать не только информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и знакомить учеников со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля. В целях формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю через освоение новых аспектов содержания и более сложных способов деятельности содержание курсов предпрофильной подготовки может включать оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы.


4.5. Методическое обеспечение курсов по выбору включает:

4.5.1. Программу курсов, материалы для учителя, справочную литературу;

4.5.2. Систему творческих заданий для учащихся, материалы для проектной деятельности, исследований;

4.5.3. Оборудование для проведения экспериментов, проектной деятельности;

4.5.4. Контрольно-измерительные материалы по освоению программы курса.

4.6.Курсы по выбору предполагают наряду с академическими формами обучения использование коммуникативных, интерактивных, проектно-исследовательских технологий.

4.7. Результативность учебной деятельности оценивается безотметочно, в соответствии с положением об элективном курсе.

4.8. Для учащихся, намеревающихся продолжить обучение в профильных классах, проходит аттестация в форме ГИА, в соответствии с выбором предметов по желанию ученика.

4.8.1. Наряду с итоговой аттестацией учитываются дополнительные индивидуальные образовательные достижения учащихся. Индивидуальные достижения учащихся, позволяющие более полно оценить уровень готовности к продолжению образования по тому или иному профилю обучения на старшей ступени, оформляются в виде «Портфолио».

 

5. Функциональные обязанности заместителя директора школы,

организующего предпрофильную подготовку

 

В функции заместителя директора школы, которому поручена организация предпрофильной подготовки, входит:

5.1. Разработка основных направлений и форм предпрофильной подготовки в школе на основе:


  • анализа педагогического потенциала школы - её кадровых, методических и материально-технических ресурсов;

  • изучения образовательных запросов учащихся и их родителей посредством анкетирования и собеседований;
  • взаимодействия с другими образовательными учреждениями муниципальной образовательной сети для реализации образовательных запросов учеников на их базе.


5.2. Формирование плана и расписания курсов по выбору и других мероприятий предпрофильной подготовки.

5.3. Сопровождение предпрофильной подготовки, осуществляемой школой:

  • мониторинг учебных результатов школьников на курсах по выбору;

  • анализ динамики образовательных запросов учеников и их готовности к выбору профиля;

  • контроль школьной документации по предпрофильной подготовке;

  • организация консультирования школьников для определения оптимального выбора курсов предпрофильной подготовки и будущего профиля.

5.4. Анализ результатов итоговой аттестации девятиклассников.

5.5. Организация работы по комплектованию 10-х классов.

5.6. Составление отчётов по результатам предпрофильной подготовки учеников школы.

 

6. Документация и отчётность

 

Образовательное учреждение должно иметь следующие документы:

6.1. Положение о предпрофильной подготовке;

6.2. Учебный план предпрофильной подготовки;

6.3. Программы курсов по выбору;

6.4. Расписание курсов по выбору;

6.5. Отчёт по результатам предрофильной подготовки.