sotrud.ru 1




Понимать детей… Как?!


Ваши дети это не ваши дети.

Они сыновья и дочери самой жизни.

Вы можете дать им свою любовь, но не ваши мысли,

Потому что у них есть свои собственные мысли.

Вы можете дать кров их телам, но не их душам,

Потому что их души живут в завтрашнем доме,

Который вы никогда не можете посетить

Даже в ваших мечтах.

Вы можете стремиться быть такими как они,

Но не стремитесь сделать их такими как вы,

Потому что жизнь не движется назад

И не задерживается во вчерашнем дне.

(Калил Джибран «Предсказание»)

Понимать – означает уметь читать между «строк» поведения ребенка, чувствовать и знать – что стоит за тем или иным его поступком, словом.

Существуют четыре основных мотива в поведении детей толкающих их как на одобряемые, так и на неодобряемые поступки:


- борьба за внимание


- борьба за власть, самоутверждение против чрезмерной опеки


- желание отомстить


- потеря веры в собственный успех.


Привлечение внимания.


Поведение ребенка: ноет, шумит, встревает в разговор, не слушается, фантазирует, демонстративно смеется и т.д.


Обычная реакция взрослых: обращают внимание и раздражаются.


Ответ ребенка на реакцию взрослых: прекращает на время, затем продолжает привлекать внимание другими способами.


Рекомендации: Игнорировать. Обращать внимание тогда, когда ребенок ведет себя хорошо, отмаркировать намерение ребенка вопросом: «Ты хочешь чтобы я на тебя обратила внимание?»


Борьба за власть, самоутверждение против чрезмерной опеки.

Поведение ребенка: отказывается делать то, что от него хотят.



Обычная реакция взрослых: пытаются использовать свою власть, заставляют, начинают сердиться.


Ответ ребенка на реакцию взрослых: упрямится, усиливает неповиновение.


Рекомендации: избегать борьбы за власть.


Желание отомстить, взять реванш.


Поведение ребенка: вредит или портит вещи, может оскорбить.


Обычная реакция взрослых: считают ребенка подлым, злым, чувствуют гнев, обиду.


Ответ ребенка на реакцию взрослых: чувствует себя оскорбленным, стремиться отплатить еще и за это.


Рекомендации: не показывать свои гнев и обиду.


Потеря веры в собственный успех.


Поведение ребенка: неспособен научиться самостоятельным навыкам, требует помощи.


Обычная реакция взрослых: соглашаются с тем, что ребенок ни на что не способен.


Ответ ребенка на реакцию взрослых: остается беспомощным.


Рекомендации: поверить в способности и возможности ребенка, дать ему понять, что в него верят.


Как понять мотив ребенка.


Понять, с чем именно вы столкнулись, можно по описанным особенностям поведения и по возникающей у вас при этом эмоции.

Если вы почувствовали раздражение - это просто борьба за ваше внимание (что бывает чаще всего).


Ваша эмоция гнев - ребенок борется за власть, с чрезмерной опекой.


Вы обижены - вам мстят.


Вы чувствуете безнадежность или отчаяние - ребенок разуверился в себе.


Если Вы хотите добиться изменений в поведении ребенка, то нужно перестать реагировать привычным образом.

И обязательно набраться терпения: при первых попытках улучшить взаимоотношения, ребенок может усилить плохое поведение – будет проверять ваши намерения.