sotrud.ru 1

Программа

внеурочной деятельности в 1 классах

в 2010-2011 учебном году


Программа внеурочной деятельности в 1 классах составлена на основе Образовательной программы муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2», Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. М.: «Просвещение, 2010, пособия для учителей Григоров Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор/ М.: Просвещение, 2010, Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010.

Внеурочная деятельность школьников - это совокупность всех видов деятельности учащихся (кроме учебной деятельности и деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.


  1. Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются сегодня в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.

  2. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
  3. Перечень базовых национальных ценностей, приведенный в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, является обязательным. Здесь же перечислены важнейшие из этих ценностей – справедливость; свобода личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; жизнь человека; межнациональный мир;семейные традиции; любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию; единство российской нации.


Общие задачи воспитания систематизированы в «Примерной программе воспитания и социализации обучающихся» по основным направлениям воспитания и социализации младших школьников:

  1. – воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

  2. – воспитание нравственных чувств и этического сознания;

  3. – воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  4. – формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

  5. – воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

  6. – воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

В каждом из этих направлений раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно оздоровительное и т. д.).

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса. Общеобразовательные учреждения предоставляют обучающимся возможность выбора занятий, направленных на их развитие.

Содержание занятий формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направляться на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как кружки, секции, экскурсии, круглые столы, конференции, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, организация проектной деятельности.

Программа составлена для учащихся 1 классов и рассчитана на 330 часов (10 часов в неделю).

Программа является модульной и состоит из модулей.


Программа состоит из трех разделов: введения, перечень модулей, их основное содержание с тематическим планированием, характеристику основных результатов, на которые ориентирована программа.


Программа рассчитана на 330 часов (10 часов в неделю).




направления

цель

Название модуля

Количество часов

1

спортивно-оздоровительное

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Воспитание потребности в систематических занятиях спортом

Корригирующая гимнастика.

33

Плавание

33

Ритмика

66

Полезные привычки

33

2

общеинтеллектуальное

Развитие познавательного интереса, формирование школьной мотивации.

Английский язык в игре.

33

Развивающие занятия.

33





Построение проектной деятельности школьников

Решение проектных задач

33

3

духовно-нравственное

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

Я в России живу

33

4

общекультурное

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.


Полезные привычки

33

5

социальное

Создание условий успешной адаптации учащихся к новой организации образовательного процесса.

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Реализация адаптационной программы «Я – первоклассник».

33











330


Ожидаемые результаты реализации программы внеурочной деятельности

Достижение воспитательных результатов первого уровня – приобретение первоклассниками социальных знаний об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения, понимания социальной реальности и повседневной жизни.

.

Модуль «Решение проектных задач»


1 класс


Программа модуля внеурочной деятельности «Решение проектных задач» составлена на основе Образовательной программы муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2», пособия для учителей «Проектные задачи в начальной школе»[А. Б. Воронцов и др.]; под ред. А. Б. Воронцова. - М. : Просвещение, 2009, Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010. с целью формирования проектной деятельности учащихся начальных классов, развития личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи:


  1. Предоставить возможность организации взаимодействия детей при решении поставленной ими самими задачи.

  2. Учить способу проектирования через специально разработанные задания.

  3. Создать условия для возможности осуществления «переноса» известных предметных способов действий в квазиреальную, модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда требуют переконструирования.

  4. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

  5. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров; формирование социально адекватных способов поведения.
  6. Формирование способности к организации деятельности и управления ею: формирование навыка организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.


  7. Формирование умения работать с информацией.



Программа составлена для учащихся 1 класса и рассчитана на 33 часа (занятие 1 раз в неделю)

Все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задачи.

Проектная задача – задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.

Проектная задача носит групповой характер.

Проектная задача – это система заданий, направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта».

Отличие проектной задачи от проекта – для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.

Итак, проектные задачи в начальной школе есть шаг к проектной деятельности в подростковой школе. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат детей видеть и слышать друг друга. Благодаря проектным задачам у детей появляется не только возможность овладения культурными способами действий, но и возможность проб по их использованию в квазиреальных (модельных) ситуациях. Осваивается практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри ее, управление собственным поведением в групповой работе.


Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. На такой задаче нет «этикетки» с указанием, к какой теме, какому предмету она относится. Итог решения задачи должен рассматриваться в двух аспектах: во- первых, это «реальный» продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми; во-вторых, это нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка.

Проектная задача может быть предметной и межпредметной, одновозрастной и разновозрастной.

Главное условие – это возможность переноса известных детям способов действий (знаний и умений)в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт.

Цель проектных задач в 1-3 классах – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества.

Основной метод – встроенное наблюдение (экспертные листы).

Цель проектных задач в 4-5 классах – выявление способности к переносу известных способов действий в новую квазиреальную (модельную) ситуацию. Меняется подход к формулированию проектных задач. Учащиеся, пользуясь описанием проблемной ситуации, должны сами сформулировать стоящую перед ними задачу. Исходя из предложенного несистематизированного набора заданий, справочных материалов, учащиеся сами планируют последовательность действий, ведущих к конечной цели.

Этапы работы над проектом


  1. Анализ ситуации (надо ли ее разрешить?). Переформулирование ее в проблему (в чем проблема?)

  2. Выявление дефицитов, их типов. Установление приоритетов ценностей (почему именно этих ценностей будем придерживаться?)

  3. Оценка необходимости выполнения дефицита. Формулирование принципов отбора целей (зачем двигаться в этом направлении?)

  4. Быстрая и точная постановка цели действия. Выработка критериев постановки и достижения цели (куда придем в итоге?)


  5. Поиск средств, возможных путей решения перевод проблемы в задачу.

  6. Выбор средств решения проблемы (адекватных способов действий) (что будем делать и каким будет результат).

  7. Решение проблемы (под решением понимается реальное продуктивное действие, а не только предложения выхода из сложившейся ситуации).

  8. Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой (разрешили ли мы проблему?).

  9. Представление полученного результата.

Структура проектной задачи как прообраза проекта.

  1. Описание проблемы (квазиреальная, модельная) ситуация, но не должна быть напрямую поставлена задача. Задача должна быть сформирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации. Формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации. Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей ее преодоления и возможных вариантов конечного «продукта» было несколько.

  2. Проектная задача должна содержать набор (или систему) в явном или скрытом виде действий (заданий), которые должны быть выполнены группой детей. Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена.

Система заданий может требовать разных «стратегий» решения ( в одних задачах – обязательная заданная последовательность, в других – возможно выполнение заданий в любой последовательности, в третьих – требуемая последовательность выполнения заданий скрыта и должна быть выявлена самими учениками). Местом сборки «продукта», оформление итогового результата является итоговое задание.

Решение проектной задачи требует коллективно-распределенной деятельности учащихся, работа в малых группах.

Проектная задача отличается большим объемом и неоднородностью материала. Описание жизненной ситуации может быть представлено в виде единого текста или отдельных отрывков с множеством различных данных, в том числе и избыточных. В то же время представленная информация может быть неполной, недостаточной, что вынуждает детей самостоятельно обращаться к справочной информации, содержащейся в приложении к проектной задаче или во внешних источниках, к собственному жизненному опыту.


  1. Решение задачи – создан реальный продукт, который можно представить публично и оценить.

Ожидаемые результаты:

В ходе решения системы проектных задачу школьников будут сформированы способности:

1. Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, не получилось, видеть трудности, ошибки).

2. Планировать (составлять план действий).

3. Моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя существенное).

4. Проявлять инициативу при поиске способа решения задачи.

5. Взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.

  1. Сформировать группу детей (класс) как учебное сообщество.

  2. Способствовать приобретению опыта учащимися выполнения функций, составляющие умение учиться.


Программа рассчитана на 33 занятия (1 час в неделю). Продолжительность занятия – 35 мин.


Тематическое планирование занятий




Проектные задачи

Дата

1

Конструирование игровой площадки.




2.

Напиши другу рисуночное письмо




3.

Путешествие на планету Математикус




4

Город Признакус


5


Город Относитикус




6

Город Величиния




7

Что мы узнали во время путешествия и что нам предстоит узнать




8

Мы исследуем школу.

Ориентируемся в пространстве школы. Школа изнутри.




9

Мы исследуем школу.

Ориентируемся в пространстве школы. Школа снаружи.




10

Отгадываем пространственные загадки




11

Считаем и измеряем. Числа в школе.




12

Кто работает в школе.




13

Школа глазами детей.




14

Фруктовая азбука




15

Твое любимое число.




16

Готовимся к Новогоднему празднику.


17


Азбука для малышей.




18

Одежда




19

Школьная форма.




20

Кем я стану




21

Сказочная страна




22

Путешествие по сказочной стране.




23

Мое любимое животное.




24

Подарок малышам




25

Мое любимое время года




26

Мое любимое время года.




27

Составление словаря на тему «Школа».




28

Путешествие по родному краю.




29

Выставка любимых книг.




30

Подготовка к конкурсу знатоков русского языка.





31

Подготовка к конкурсу лучших знатоков природы.




32

Как я проведу летние каникулы.




33

Прощание с 1 классом! Чему мы научились.






Литература.

  1. Денисова В. Мы исследуем школу.Дошкольное образование №7 (127), апрель, 2004.

  2. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты / авт.-сост. В.Ф.Феоктистова. – Волгоград: Учитель, 2011.

  3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007.