sotrud.ru 1

МКОУ «Красноярская СОШ»

Программа

ПИТАНИЕ – ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ!

В рамках реализации муниципальной целевой программы

Разработчики:

Иванов В. Д.,

директор МКОУ

«Красноярская СОШ»

Игнатова Г.Ф.

заместитель по УВР

Фирстова Е.Н.

заместитель по ВР

2011-2012 уч.г.

Цель:

создание условий для обеспечения школьного качественного и здорового питания.

Задачи:

-обеспечение соответствия школьного питания детей установленным нормам и стандартам СанПиН ;

- приведение материально-технической базы школьной столовой, обеспечивающей процесс школьного питания, в соответствие с современными разработками и технологиями и нормами СанПиН;

-обеспечение 100% охвата детей школьным питанием;

- организация оздоровительной работы, направленной на формирование у школьников мотивации к здоровому питанию;
- обучение школьников и родителей основам знаний о здоровом питании;

Ожидаемые конечные результаты программы:

- повышение приоритета здорового питания;
- повышение мотивации к здоровому образу жизни;
- поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей;
- улучшение состояния здоровья детей по показателям заболеваний, зависящих от качества потребляемой пищи;
- повышение качества питания участников образовательного процесса;
- обеспечение всех обучающихся горячим питанием;

Нормативно-правовая база.


  • Закон РФ «Об образовании»

  • Конвенция о правах ребенка.

  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

  • Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования».

  • Проект Федерального закона об образовании РФ.
  • Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации «Наша новая школа».


  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 29.12.2010г.) раздел 2.9.

Актуальность программы.

На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека, приобретают особое значение. С одной стороны, потому, что они являются «структурообразующими факторами социальности», с другой - потому, что мы должны немедленно восстановить адекватное отношение к ним у подрастающего поколения. Школьник должен расти здоровым, физически крепким, всесторонне развитым и выносливым. Из всех факторов внешней среды, оказывающих влияние на его физическое и нервно-психическое развитие, питание занимает ведущее место.


Рациональное питание имеет огромное значение для предупреждения многих заболеваний и преждевременного старения.

  Питание следует организовать таким образом, чтобы оно обеспечило нормальное развитие и слаженную деятельность всего организма. Для этого пищевой рацион должен быть сбалансирован по качеству и количеству белков, жиров, углеводов и других необходимых для жизнедеятельности компонентов пищи с потребностями человека, соответственно его роду занятия, возрасту, полу. Установлено, что в рационе питания оптимальным для практически здорового человека является соотношение белков, жиров и углеводов, близкое к 1:1:4. Поэтому еще с раннего детства важно обеспечить полноценное и правильно организованное питание, являющееся залогом его здоровья. Всякое нарушение питания, как количественное, так, еще в большей мере, и качественное, отрицательно влияет на здоровье детей.   Современный мир с его техническим прогрессом разучил нас двигаться. Человек все меньше тратит свою собственную энергию, снижается двигательная активность. Пища поступает в организм, как из «рога изобилия», органы пищеварения не справляются с этим потоком, сотни калорий остаются нерастраченными. В результате появляются многочисленные болезни, и самая распространенная из них – избыточный вес. Кстати, около половины населения нашей страны страдает избыточным весом, а четвертая часть – ожирением и нуждается в лечении.  

Малая двигательная активность, избыточное или недостаточное питание – эти недуги организма, разрушающие его, стали одной из примет сегодняшней жизни в значительной степени по причине нашей невежественности в области культуры питания.
Особенно вредны для организма нарушения питания в период наиболее интенсивного роста ребенка. Организм школьника постоянно расходует много энергии. Эта энергия необходима ему для деятельности сердца, легких и других внутренних органов, для поддержания постоянной температуры тела. Учебные занятия, чтение, просмотр телевизионных передач также требуют расхода определенного количества энергии. С особенно большими энергетическими затратами связана работа, сопровождаемая сокращением мышц: движения, игры, занятия спортом, различные трудовые процессы. Основным источником энергии служит пища. Наряду с этим пища является «строительным материалом», необходимым для роста и развития организма.

И, безусловно, важнейшим условием сохранения здоровья является правильное, научно обоснованное питание.    Согласно теории сбалансированного питания для хорошего усвоения пищи и нормальной жизнедеятельности организма требуется снабжение его всеми необходимыми пищевыми веществами в определенных соотношениях, и не более того.  

Очевидно, что процесс обучения в школе не должен строится за счет ресурсов здоровья ребенка, а должен быть направлен на сохранение и устранение нарушений в состоянии здоровья детей.

Задача деятельности педагогического коллектива в рамках программы – своевременно обучать, пропагандировать здоровое питание, здоровый образ жизни, культуру питания.
Среди факторов, влияющих на здоровье детей в школе, отмечены следующие:
1. Уровень учебной нагрузки на организм учащихся.
2. Состояние лечебно – оздоровительной работы в школе.
3. Состояние внеурочной воспитательной работы в школе.
4. Уровень психологической помощи учащимся.
5. Микроклимат в школе и дома.

Анализ питания в школе.


Количество детей, охваченных питанием.

год

2009 -2010

2010 -2011

2011 -2012

Кол-во учащихся

160

159

159

% охвата горячим питанием

96

97

97

Средняя стоимость школьного завтрака.

Средняя стоимость школьного завтрака – 16 рублей

Из них:

Средства областного бюджета –3 рубля

Средства регионального бюджета – 3 рубля

Выращенная сельхозпродукция – 1 рубль

Родительская доплата – 9 рублей

Реализация программы:

Бюджетное финансирование, дотации, родительская оплата, предоставление льготного питания.  
Реализация программы обеспечит:
- организацию школьного питания в соответствии с новыми санитарными правилами  
  и нормами СанПиН 2.4.5.2409-08;  
- увеличение ассортимента блюд, полезных для здоровья школьников, витаминизацию третьих блюд;
- поставку качественных продуктов;
- контроль за качеством школьного питания;
- участие представителей родительской общественности в организации школьного питания;
- систему полного входящего и исходящего производственного контроля;
- улучшение здоровья школьников благодаря повышению качества школьного питания;
- информированность учащихся и их родителей о здоровом питании;
- повышение влияния родителей на детей о важности здорового питания дома и в школе;

Содержание деятельности.


1.. Изучение новых санитарных правил и норм СанПиН 2.4.2.2821-10"Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования"

2.Разъяснительная и профилактическая работа по вопросам здорового питания и пропаганда здорового питания как среди школьников, так и их родителей.
Классные часы, беседы, круглые столы (культура питания, правильное питание).

3. Конференции с участием родительской общественности.

 4. Выставки - продажи продукции школьной столовой для родительской общественности.
 5. Практические занятия: «Любимые рецепты моей мамы, бабушки ».
 6. Лекции специалистов.
 7. Родительские собрания.
 8. Формирование накопительной папки в помощь классным руководителям для бесед о
  правильном и сбалансированном питании школьников (рефераты, презентации).

 9. Оформление альбомов и выставок в классных уголках.
10. Анкетирование школьников и родителей о работе школьной столовой и качестве  
  школьного питания.

11. Оснащение пищеблока современным технологическим оборудованием, качественной посудой.

12. Работа Совета по питанию согласно плану мероприятий.

План мероприятий.



Название проводимого мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Продолжить работу по формированию культуры и навыков здорового питания учащихся через различные формы и методы работы:

- проведение классных часов,

- проведение родительских собраний,

- работа санитарного поста.

Постоянно


Администрация

школы,

классные

руководители

2.

Постоянно следить за режимом питания, использованием в пище необходимых для здоровья и жизненно необходимых витаминов и различных добавок.

В течение года

Медработники,

зав. столовой

3.

В целях сохранения здоровья учащихся включать в рацион школьного питания свежие овощи и фрукты

В течение года

Медработники,

зав. столовой

4.

Систематически вести контроль над санитарным состоянием и сквозным проветриванием обеденного зала.

Ежедневно

Дежурный учитель,

зав. столовой

5.

Продолжить работу по привитию культурно-гигиенических навыков (работа с учащимися, родителями, педагогами, санитарным активом)

В течение года

Классные

Руководители

6.

Совершенствовать эстетическое оформление столовой.

В течение года

Администрация

школы

7.

Следить за техническим состоянием оборудования на пищеблоке.

В течение года

завхоз

8

Продолжить укрепление материальной базы.


В течение года

Администрация

школы

9

Работать над расширением ассортимента продуктов питания.

В течение года

Администрация

завхоз

10

В целях обучения учащихся принципам здорового питания провести мероприятия:

- «Хлеб - драгоценность, им не сори».

- праздник «Сладкоежка»

- конкурс «Блин комом»

- родительские собрания в 1 – 9 классах на тему: « Роль питания в укреплении здоровья детей в современных экологических условиях»

-Практические занятия «Любимые рецепты моей мамы, бабушки»




Октябрь


Декабрь


Март


Сентябрь.

Март


В течение года

классные

руководители


11

Постоянно поддерживать связь с поставщиками продуктов питания по вопросу качества поставляемых продуктов

В течение года

Администрация,

зав. столовой,

завхоз

12

Провести месячник здоровья:

- конкурс стенгазет

«Питание – для здоровья!»

- конкурс рисунков, аппликаций «Страна Витаминия»

- выставка кулинарных изделий: «Калейдоскоп здоровых блюд», «Рецепты от друзей»

- проведение семинара «Роль питания в формировании

здорового образа жизни»

октябрь

Зам. директора,

классные


руководители

1-9 классов


13

Проведение мониторинга организации питания в школе.

В течение года

Фирстова Е.Н.

14

Проводить мониторинг по организации и качеству продукции школьной столовой

В течение года

Совет школы

15

Разработать цикл лекций для  школьников 1-9 классов

1 четверть

классные

руководители

1-9 классов,

медработники

16

Проводить конкурсы рисунков, творческих работ на тему здорового питания

1 раз в четверть

Классные руководители

17

Провести конкурс «Мой самый здоровый класс»

апрель

Засыпкин С.А.

18

Стимулировать классных руководителей, добившихся максимального охвата питанием

По итогам года

Администрация


Важнейший показатель данной программы - улучшение здоровья школьников при правильной организации качественного, сбалансированного и здорового питания.

Школа здорового питания.

тема


класс




Питание – основа жизни.




1.

Представление об основных пищевых веществах, их значение для здоровья, важнейшие пищевые источники.

1 – 4, 5 - 9

2.

Как происходит пищеварение.

1 – 4, 5- 8

3.

Режим питания.




4.

Традиции приема пищи в разных странах.

3 – 4, 5 -7

5.

Непереносимость отдельных продуктов и блюд.

5 - 9

6.

Выбор продуктов и блюд.

8 - 11

7.

Основные правила рационального питания:

режим питания, сбалансированность продуктов в меню, пищевые приоритеты.

9 – 11

8.

Диеты, лечебное питание и голодание.

Болезни питания, анорексия, ожирение.

9 – 11

9.

Питание в особых условиях (питание спортсменов,

питание в походах, во время экзаменов и т.д.).

8 -11




Гигиена питания




1.

Обработка пищевых продуктов.

2 – 4, 5 - 9

2.

Хранение пищевых продуктов.

1 - 9

3.

Правила поведения за столом.

1 - 11

4.

Правила поведения в местах общественного питания: столовая, кафе и т.д.

1 - 11

5.

Правила ухода за посудой.

1 - 11