sotrud.ru 1

Проект «Что за чудо книги»

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ: Павлик долго рассматривал иллюстрацию к рассказу Н.Носова «Живая шляпа», потом спросил: «Зачем шляпа упала на котенка, ведь он мог убежать и тогда мальчики не испугались бы, а спокойно играли»

ПРОБЛЕМА: донести до понимания детей, что творчество авторов приносит радость многим людям.

ТИП ПРОЕКТА: краткосрочный.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: приблизить детей к художественной литературе – привить любовь к художественному слову, уважение и интерес к книге, развивать потребность читать, анализировать, сопереживать.

ЗАДАЧИ:

1. Развивать умение детей различать в произведениях реальность и фантазийный вымысел, формировать целостность картины мира.

2. Приучать детей слушать сказки, рассказы, развивать литературную речь.

3. Формировать интерес к книге, понимание того, что из книг можно узнать много интересного.

РЕСУРСЫ: Занятия по ознакомлению с художественной литературой (моделирование, фантастическое преобразование литературного текста, перенос отдельного героя в иные условия, объединение персонажей из разных литературных произведений, изменение последовательности событий в литературном произведении, рассказывание произведения от имени литературного персонажа, изменение характерных особенностей литературных персонажей (по ТРИЗ технологии «Хорошо-плохо»), звуковая замена).

Беседы-рассуждения: «Кто они – герои рассказов М. Зощенко», «Чем заканчиваются сказки?», «Животные в сказках К.Чуковского», «Где живут злые герои?», «Любимые герои произведений Н.Носова».

Чтение произведений: Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей», М.Зощенко «Показательный ребенок», К.Чуковский «Федорино горе», «Тараканище», р.н.с. «Лисичка – сестричка и волк», «Лиса – лапотница», С. Михалков «Дядя Степа», А. Барто «Уехали» и. др.

Речевые игры: «Красивые слова (колючие, сладкие, зеленые…)», «Узнай по описанию», «Волшебная палочка», «Что на что похоже?», «Назови по-другому (сказку, стихотворение, рассказ)», «Закончи выражение», «Продолжи стихотворение». Артикуляционные и пальчиковые гимнастики.


Совместное чтение родителей с детьми, рассматривание иллюстраций постановка спектаклей родителями и детьми «Театральная гостиная», «Творческая мастерская», создание фильма «Детские семейные праздники», сбор детских книг для библиотечки «Читалочка», создание мини – музея «Детское словотворчество»

Материальные: карточки-схемы для моделирования сказок, библиотечка «Читалочка», театральный уголок, дидактический материал для словесных игр.

Трудовые: в «Творческой мастерской» изготовление поделок своими руками на тему «Герои книг»; подбор стихов, загадок, викторин о книгах и героях книг.

ПЛАН РАБОТЫ




Форма работы

Срок реализации

Время в режиме дня

Ответственные за проведение

1

Наблюдения за реальностью

Занятия по ознакомлению с художественной литературой (моделирование, фантастическое преобразование литературного текста, перенос отдельного героя в иные условия, объединение персонажей из разных литературных произведений, использование карт Проппа, изменение последовательности событий в литературном произведении, рассказывание произведения от имени литературного персонажа, изменение характерных особенностей литературных персонажей (по ТРИЗ технологии «Хорошо-плохо»), звуковая замена).

Беседы-рассуждения: «О чем мечтает осенний листочек», «Разговорчивые сапожки», «Аквариум глазами золотой рыбки», «Размышления одинокой сосульки» и т.п..


Ежедневно в течении месяца

Утром, вечером

Воспитатель


2

Чтение произведений: Н.Носов «Фантазеры», К.И.Чуковский «От двух до пяти», Г.Х.Андерсен «Чайник». Произведений поэтов А.Пушкина, М.Волошина, С.Городецкого, П.Воронько


10 дней

После сна

Воспитатель

3

Д/и «Когда это бывает?», д/и Речевые игры «Слово на ладошке (на потолке, на дереве, на воде…)». «Красивые слова (колючие, сладкие, зеленые…)», «Узнай по описанию», «Да-нетка», «Волшебная палочка», «Что на что похоже?», «Назови по разному одну и ту же игрушку», «Назови по-другому (сказку, стихотворение, рассказ)», «Закончи выражение», «Продолжи двустишие».

Артикуляционные и пальчиковые гимнастики.



В течении месяца

Утром, во время прогулки, после сна

Воспитатель

4

Беседы-рассуждения: «О чем мечтает осенний листочек», «Разговорчивые сапожки», «Аквариум глазами золотой рыбки», «Размышления одинокой сосульки» и т.п..


4 дня

Утром

Воспитатель

5

Карточки-схемы для моделирования сказок, библиотечка «Читалочка», театральный уголок, дидактический материал для словесных игр.


3 дня




Родители, воспитатель.

6

Выпуск детской газеты «Фантазеры», изготовление книжек – малышек», «Семейная книга сказок», драматизация собственных сказок.


«Встречи в поэтической гостиной» - «Прекрасная страна слов»


3 дня




Воспитатель, дети, родители.

7

Анкетирование

1 день

Утром, вечером

Воспитатель



ГРАФИК САМООЦЕНКИ




Фамилия, имя ребенка







1

Абдулин Марат




*




2

Белая Лиза




*




3

Дырдов Данила




*




4

Костылева Ира

*







5

Клыпо Жанна

*





6

Криушкина Аня




*




7

Лапшин Миша




*




8

Макарова Варя




*




9

Озернова Юля




*




10

Переверзева Лиза




*




11

Саксонова Саша




*




12

Уколова Лера




*




13

Ушакова Наста




*




14

Фирулин Женя

*







15

Юсупова Алина




*







- очень понравилось




- понравилось





- не понравилось

ОПРОСНИК

1. Назови свою любимую сказку.

2. Придумай новое название этой сказки.

3. Если бы ты был осенним листочком, о чем бы ты думал?

4. Тебе нравится играть в «Уголке сказки»

Этапы проекта

Деятельность детей

Деятельность руководителя

Деятельность родителей

Результат каждого этапа

1 Поисковый

Сформировать проблему, подумать, как можно организовать работу по развитию детского словотворчества..

Погружает в проблему путем мотивации




Дети с желанием слушают литературные произведения.

2. Аналитический

Получают задание: попросить родителей помочь им оформить книжки-малышки

Формирует цель, задачи, помогает сопоставить поэтапный план работы и что нужно для этого проекта

Знакомятся с содержанием брошюрки О.М.Дьяченко,Н.Е.Веракса «Еще не поздно». Отвечают на вопросы анкеты «Карта интересов ребенка».


Сформировать цель, задачи, пошаговый план работы над проектом

3. Практический

Выпуск детской газеты «Фантазеры», изготовление книжек – малышек», «Семейная книга сказок», драматизация собственных сказок.

Наблюдает, помогает (по необходимости), организует процесс и место проведения, следит за соблюдением техники безопасности

Регулярно читают книги своим детям, занимаются с детьми словотворчеством.

Выполнен план работы

4.Презентационный

«Встречи в поэтической гостиной» - «Прекрасная страна слов»


Занятие, организует место и время проведения, мотивирует детей на обсуждение темы

Участие в презентации

Игры, оформление фотовыставки

5. Контрольный

Высказывают свое мнение о проделанной работе

Подводит детей к оценке и самооценке

Участвуют в оформлении книги отзывов

Поощрения, благодарность, отзывы



Конспект «Встречи в поэтической гостиной»

На тему «Прекрасная страна слов»

Программное содержание:

Учить детей активно использовать в своей речи средства художественной выразительности.

Упражнять в умении рифмовать слова, согласовывая окончания. Побуждать использовать в речи больше прилагательных, эпитетов, сравнений. Совершенствовать умение правильно использовать в речи существительные в родительном падеже.

Расширять словарный запас детей через словесно-речевые игры.

Продолжать формировать умение четко произносить слова.

Разучить с детьми скороговорку.

Развивать мелкую мускулатуру кистей рук

.Развивать воображение, словотворчество. Получать радость от общения с родителями.

Материалы:

Костюм феи; аудиозаписи – шум моря, фрагмент композиции «Утро» Э. Грига; песни «Облака, белогривые лошадки», «Улыбка», сборник классической музыки; картонное «солнце», поднимающееся на веревочке, панно с изображением неба, облаков, моря; листы белой бумаги, корзинка, морские камни, кисти, гуашь.


Ход занятия:


Под музыку входит Фея (родитель).

Фея:

-Здравствуйте, гости дорогие! Я Фея из страны Слов! Те, кто попадают в мою страну очень меняются. Хотите узнать как? Тогда я приглашаю вас к себе в гости. Принимаете приглашение? Путешествие наше начнется, как только вы закроете глаза и услышите чудесную музыку. (Звучит композиция «Утро» Э. Грига). Вот мы и прибыли в славную страну Слов, откройте глаза. Но что это? (На фоне панно с небом, морем и облаками восходит «солнце», поднимающееся на веревочке).

Фея:

- Среди поля голубого

Яркий блеск огня большого.

Не спеша огонь тот ходит,

Землю-матушку обходит,

Светит весело в оконце.

Ну конечно, это …

Дети:

солнце!


Воспитатель:

-Посмотрите, какое замечательное солнце! От его света мир становится каким?

Ответы детей: (прекрасным, золотым, теплым, ласковым и т.д.)

- Давайте поиграем с солнышком. (Проводится пальчиковая гимнастика. Дети встают в круг).

Солнышко, солнышко

Погуляй у речки

(Шевелят пальцами обеих рук).

Солнышко, солнышко,

Разбросай колечки.

(Быстро сжимают и разжимают кулаки).

Мы колечки соберем,

Золоченые возьмем.


(Делают хватательные движения щепотью).

Покатаем, поваляем

(Круговыми движениями трут ладонь о ладонь).

И назад тебе вернем.

(Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).


- Молодцы! А сейчас взгляните на небо. Что вы можете сказать о нем? Каким оно бывает? (Ответы детей, родители могут дополнить).

Прекрасно! А теперь отдохните, на облака посмотрите. (Звучит песня «Облака, белогривые лошадки»).


Фея:

-Как быстро по небу бегут облака!

Похоже одно на конька-горбунка,

Другое – на мчащееся авто,

А третье похоже не знаю на что!


Воспитатель:

- А как вы думаете, на что похоже это облако? Это облако похоже на рыбку. А вот это облако? Это облако похоже на цветок (возможны другие ответы).

Воспитатель предлагает детям вместе с родителями вырезать из бумаги облачка и пофантазировать, на что они похожи. (Ответы детей.)


Фея:

- Какие замечательные слова вы придумали! От них мир стал добрей, а значит и прекрасней. А вы знаете, что слова можно найти везде?

-Я слова найду везде –

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке.

Вы не слышали такого?

Не беда! Сыграем в слово!


Воспитатель:

- Найдите слова на небе. Теперь найдите слова на земле. (Ответы детей.) Какие интересные слова вы нашли!

(Звучит шум моря.)


Фея:

- Дети, послушайте, что это за шум? Да, это море. Оно очень красиво. А что за птицы летают над водой? Что они высматривают в волнах? Это чайки ловят рыбу. Послушайте про них скороговорку.

-Чайка за рыбкой в море ныряла

Да выныривала

Выныривала, да ныряла.


Воспитатель предлагает повторить эту скороговорку сначала родителям, а потом спрашивает детей.

За четкое проговаривание скороговорки воспитатель дает камешек.


- Поиграйте с камешками, покатайте их в ладонях. Чуть позже ваши камешки превратятся в волшебные, а сейчас положите их на стол и послушайте забавное стихотворение про то, как рыбы любят улыбаться. И не просто слушайте, а подсказывайте мне словечки.

Если это рыбка – у нее улыбка.

Если это рыбочка – у нее … (улыбочка).

Если это рыба – у нее … (улыба).

Если это рыбина – у нее … (улыбина).

Если это рыбища – у нее … (улыбища).

Вот какие веселые, улыбчивые рыбы обитают в нашем море.


(Фея берет в руки корзинку.)

-Дует легкий ветерок.

У меня есть кузовок.

В нем прекрасные слова –

Слова любви, слова добра.


Воспитатель:

-Я знаю слово, от которого мир вокруг становится прекрасней. Это слово – «улыбка»! Вот вы и улыбнулись. А вы знаете прекрасные слова? Ну-ка, добавьте их в кузовок Феи. (Дети передают корзинку друг другу и родителям, и называют слова.)


Фея:

-Пусть же эти замечательные слова всегда будут с нами. Выпустим их. (Фея с детьми «рассыпает содержимое корзинки» вокруг.) Пусть разлетятся эти слова по нашему детскому саду и по всему миру.


Воспитатель:

-А сейчас давайте поиграем. Возьмите в руки свои камешки и пройдите на коврик.

Если нравится тебе, то делай так

(хлопок ладонью по камешку в руке, поднятой к левому уху)

Если нравится тебе, то делай так

(то же к правому уху)

Если нравится тебе, то делай так

(два притопа ногами)

Если нравится тебе, то делай так

(наклоны вперед-назад, руки сложены на груди)

Если нравится тебе, то делай так

(присесть на корточки, два раза постучать камешком о пол)

Если нравится тебе, то делай так

(положить камень на пол, перепрыгнуть через него вперед-назад)

Если нравится тебе, то делай так


(махи руками перед собой вверх-вниз).


Фея:

-А теперь пришло время заняться нашими камешками и превратить их в волшебные. Возьмите в руки кисти и нарисуйте на своем камне что-нибудь доброе. Подумайте, что это могло бы быть. Может солнышко, а может цветок, а может веселый зверек. Ваши рисунки превратят камешки в волшебные. Подарите их своим друзьям или родным, и вы увидите, как их лица озарятся улыбками. (Дети и взрослые рисуют)

Воспитатель:

-Какие разнообразные и чудесные рисунки у вас получились. Молодцы!


Фея:

-Наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться. Закройте глаза. (Звучит музыка.) Откройте глаза Вот мы и в гостиной. Вам понравилось путешествие в страну слов? Как вы думаете, вы изменились? (Ответы детей и родителей)


Воспитатель:

-Теперь вы знаете, друзья,

Что есть чудесная страна.

Где тропинка и лесок,

Над морем легкий ветерок,

Чайки, небо надо мною –

Все прекрасное, родное.

Фея:

-Перед расставанием я хочу пожелать вам, что бы вы радовали себя и окружающих прекрасными добрыми словами.

(Фея прощается и уходит.)