sotrud.ru 1



Методическая разработка урока

русского языка в 5 классе по теме:

«Собственные и нарицательные имена существительные»

Учитель русского языка и литературы: Плотникова Галина Николаевна



  1. Класс: 5

  2. Тип урока: комбинированный

  3. Цель урока: создания исследовательской деятельности учащихся по теме урока. 

  4. Задачи:
    - обучающие - дать возможность учащимся самостоятельно вывести понятие «собственные и нарицательные имена существительные», определение групп (собственные и нарицательные ) имен существительных, использования заглавной буквы и кавычек при употреблении собственных имен существительных;

-развивающие – создать условия для развития: самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности. 

-воспитательные – воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине.

  1. Формы обучения:

  • фронтальная

  • групповая

  • работа в паре

  • индивидуальная

  • дифференцированная

  • самостоятельная.

Оборудование для учителя:

  1. Мультимедийный комплекс.

  2. Презентация.

Оборудование для учащихся:

1. Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской.

2. Рабочая тетрадь.

3. Раздаточный материал (тексты, карточки).

4. Компьютеры.

Ход урока

I. Этап организации внимания учащихся

Цель: создание эмоционального фона урока.

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке. Посмотрите друг на друга. И улыбнитесь. Посмотрите в окно. Нам сегодня улыбаются все: берёзки, солнышко, птицы. Я хочу, чтобы вам светило только мирное небо над головой.


Девиз урока: «Душу и сердце в работу вложи, каждой минутой своей дорожи». Слайд 2

II. Этап проверки домашнего задания

Цель: установить правильность, полноту осознанность выполнения домашнего задания, выявить проблемы, установить их.

Дифференцированная работа – упр. 703 с.238 – фронтальный опрос

III. Этап актуализации субъектного опыта учащихся

Цель: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению новой темы.

Орфографическая разминка - запись слов у доски «цепочкой».

- Вспомним, когда пишутся строчная и заглавная буквы.

Россия, Москва, государство, поэт, Белгород, столица, город, Кутузов, Пушкин, полководец. 

IV. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

Цель: организовать деятельность по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний.

- Чем похожи слова? (все имена существительные)

- Почему? (отвечают на вопросы кто, что) 

- Разделите слова на две группы. Почему? (имена собственные и имена нарицательные; одушевленные и неодушевленные). Слайд 3

- Как определили одушевленное имя существительное или неодушевленное? (постановка вопроса: кто?, что?)

- Как определили группу собственных имен существительных и нарицательных? (к собственным именам существительным относятся те существительные, которые единственны «фамилий много – это нарицательное, а вот Кутузов – собственное имя существительное.

-Так какова тема урока сегодня? (Собственные и нарицательные имена существительные)

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова. Слайд 4


  1. Познакомиться с...

  2. Учиться правильно определять ___ и ___ …

- Сегодня мы проведём исследование. Нам нужно выяснить: влияет ли постановка вопросов «кто?, что?» на выбор группы – собственное или нарицательное имя существительное?


Составление плана исследования Слайд 5

1. Выдвижение гипотезы решение проблемы (ответы: да, влияет. Все слова - имена собственные отвечают на вопрос «кто?». Все имена нарицательные отвечают на вопрос «что?».

Нет, не влияет).

2. Выбор методов исследования.

- Как и где можно проверить высказывания? (словарь, учитель, Интернет) 
3. План последовательности проведения исследования 
- По какому плану работать, чтобы доказать свои высказывания? 
План 
А) прочитать слова; 
Б) поставить вопрос к каждому слову
В) определить собственное или нарицательное; 
Г) Информация о собственных и нарицательных именах существительных. Вывод (влияет или нет). 
- Группа, которая высказала положительное мнение (влияет) занимает стол «Исследователи», группа, которая высказала отрицательное мнение (не влияет) занимает стол «Мыслители». 

Проведение исследования.

Работа по карточкам. (Приложение 1)
Задание. Прочитайте текст [1;2] Разделите слова на две группы (по плану): собственные и нарицательные имена существительные.

Слайд 6

Подготовка отчета исследования.

Постановка вопросов «кто?, что?» не влияет на выбор группы собственное или нарицательное имя существительное, т. к. есть иена собственные (Орёл, Белгород и т. д), которые отвечают на вопрос «что?». И есть имена нарицательные (иноземцы, татары), отвечающие на вопрос «кто?». В первом столбике (собственные) и во втором столбике (нарицательные) есть существительные, которые отвечают на вопросы «кто?, что?».

- Ответы двух групп одинаковые. Влияет ли постановка вопросов «кто?, что?» на выбор группы: собственные или нарицательные имена существительные? (Не влияет).

Группа «Мыслители» была права.

- Как же отличить имена собственные от нарицательных имен существительных? (Имена собственные пишутся с заглавной буквы)

V. Этап закрепления изученного


Цель: обеспечить закрепление знаний и способов деятельности.

- Посмотрите на слайд 7. Найдите в данных предложениях слова, записанные с заглавной буквы.

Посёлок Прохоровка до сражения был мало кому известен, теперь о нём знают не только у нас в стране, но и за рубежом, а легендарное Прохоровское поле по праву поставлено историей в один ряд с полями Куликовым и Бородинским. Тяжкие испытания выпали на долю прохоровцев в годы Великой Отечественной войны.

- Являются ли слова «посёлок», «тяжкие» именами собственными?

Доказательство: эти слова не являются, так как «посёлков» – много, а «тяжкие» – имя прилагательное. Из этого следует вывод: начало предложения пишется с заглавной буквы и не всегда является собственными именами существительными. «Полей» много, а «Прохоровское» - одно, поэтому это собственное имя существительное. Имя какого-либо предмета – это имя собственное. Имена собственные пишутся с заглавной буквы).

- Посмотрите на слайд и назовите нарицательные имена существительные? (битва, район). Слайд 8

- Собственные имена существительные (Курская, Красненский)

- Какие ассоциации вызывает у вас данные слова? (В этом году исполнилось 70 лет освобождению нашего района от немецко-фашистских захватчиков, и вся страна будет праздновать 70-летие Курской битвы). Слайд 9

3. Просмотр видеофрагмента «Курская битва»

- Почему наш народ победил в этой страшной войне? (ответы детей)

4. Работа с правилом в учебнике с. 238. Слайд 10

Физминутка  Слайд 11

- Называю собственные имена существительные – хлопок, нарицательные – руки вверх.

Сухуми, Баку, кенгуру, купе, Осло, кофе, Янцзы, кафе, маэстро, Онтарио

-Объедините слова в одну группу. (Несклоняемые имена существительные)

VI. Этап применения изученного

Цель: создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения комплекса знаний и способов деятельности


1. Электронный тест «Правописание строчной и заглавной букв» (Приложение 3)


2. Дифференцированная самостоятельная работа – работа по карточкам [2;67]. (Приложение 2).

- В оборонительных боях на Курской дуге на Корочанском направлении в 1943 участвовал наш земляк Герой Советского Союза Колосов Михаил Ефимович. Чтобы узнать как можно больше информации, вам предстоит познакомиться с текстом. Слайд 12

1 уровень– выпиши из текста 3 простых предложения. Выдели грамматическую основу. Укажи собственные и нарицательные имена существительные.

2 уровень – выпиши из текста 3 сложных предложения. Выдели грамматическую основу. Укажи собственные и нарицательные имена существительные.

3 уровень - напиши по прочитанному тексту сочинение - рассуждение. Укажи собственные и нарицательные имена существительные.

- Вспомним, как строится рассуждение, какие слова помогают связать его части. Слайд 13

Тезис.
Доказательства.
Вывод.
Потому что … Так как… Поэтому…

VII. Этап контроля и взаимоконтроля

Цель: обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся

1. Работа по карточкам - взаимопроверка. Слайд 13

Составь и соедини словосочетания (собственное + нарицательное).

2. Электронный тест «Собственные и нарицательные существительные» (Приложение 3)

VIII. Этап информации о домашнем задании

(Дифференцированная работа по выбору) Слайд 15

Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способа выполнения домашнего задания.


  • Работа по учебнику – упр. 704 с.238
  • Работа с краеведческим материалом. Найти материал об освобождении своего района. Записать текст (5-6 предложений). Указать собственные и нарицательные имена существительные.


  • Сочините сказку по теме: «Собственные и нарицательные имена существительные.

IX. Этап подведения итогов учебного занятия 

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

- Как определить группу собственных, нарицательных имен существительных? (единичны, неповторимы имена собственные; не единичные – нарицательные). 
- Имеет ли форму множественного числа собственные имена существительные? (Нет)

- Чему научились на уроке? Достигли ли мы с вами поставленной цели?

А сейчас вам предстоит угадать, что за слово зашифровано. Слайд 16

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали.

Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка.)

Выставление оценок с комментированием. 

X. Этап рефлексии. Слайд 17

Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

- Наш урок подошел к концу. Я хочу вам предложить выбрать и закончить то предложение, которое вам понравилось больше всего:

Исследователем быть легко, потому что…….

Исследователем быть трудно, потому что……

Исследователем быть интересно, потому что…….


Литература:


  1. Государственный военно-патриотический музей –заповедник «Прохоровское поле» Шатерникова Н.И. Белгород 1996

  2. Золотые звёзды красненцев Новиков А.В. Москва 2006



Приложение 1


Издревле Белгородчина являлась форпостом Российского государства, защищая его границы от набегов иноземцев. Здесь в 16-17 веках проходили жестокие сражения с татарами, грабившими Русь.

Именно здесь в июле – августе 1943 года разыгралось одно из крупнейших сражений второй мировой войны – Курская битва. Посёлок Прохоровка до сражения был мало кому известен, теперь о нём знают не только у нас в стране, но и за рубежом, а легендарное Прохоровское поле по праву поставлено историей в один ряд с полями Куликовым и Бородинским. Тяжкие испытания выпали на долю прохоровцев в годы Великой Отечественной войны. В сентябре 1941 года Прохоровский район был оккупирован немецко-фашистскими войсками. Самой невосполнимой утратой была гибель людей. Так в январе 1943 года в здании Гусек-Погореловской школы было заживо сожжено 615 советских военнопленных, 600 человек расстреляны в разных сёлах, 307 угнаны в Германию. 6 февраля посёлок был освобождён.

12 июля под Прохоровкой развернулось небывалое в истории войн встречное танковое побоище. Вечером 5 августа 1943 года в Москве впервые прогремел артиллерийский салют в честь освобождения Орла и Белгорода.


Приложение 2

Колосов М.Е. родился 1 октября 1915 г. в с. Хмелевое ныне Красненского района Белгородской области. Окончил Хмелевскую начальную школу.

Многими наградами был награждён за время войны. А свою первую боевую награду – орден Красного знамени – он получил за выполнение боевых заданий в период Курской битвы на родной белгородской земле.

…5 июля 1943 года крупные силы немецко-фашистских войск перешли в наступление на орловском, курском и белгородском направлениях. После разгрома вражеской группировки под Сталинградом 15-я гвардейская стрелковая дивизия, которой командовал гвардии капитан М.Е. Колосов, в числе первых прибыла на боевую позицию. Находясь в свежевырытом окопе, гвардии капитан Колосов всматривался в лежащую перед ним местность, по которой волнами плыли клубы сизого тумана. - Совсем как у нас в Хмелевом, - мечтательно произнёс Михаил Ефимович. - Эх, побывать бы в родном селе, повстречаться с земляками.

Вдруг послышался гул танковых двигателей. С каждой минутой он стал нарастать с того направления, куда смотрел гвардии капитан М.Е. Колосов. Через несколько минут ударила вражеская артиллерия. С противным свистом снаряды проносились над гвардейцами и, к счастью, рвались позади, в лесу. Но вот из-за небольшой возвышенности стали выползать железные чудовища с белыми крестами на бортах. По вражеским танкам открыли прицельный огонь и другие бронебойщики. Гитлеровцы ответили на ружейный выстрел офицера выстрелом из пушки и плотным огнём из танкового пулемёта. Снаряд рванул землю неподалёку от окопа Колосова. Земля вокруг заходила ходуном. Опушка леса, которую обороняла рота противотанковых орудий гвардии капитана М.Е. Колосова, оказалась неприступной для гитлеровцев. Несколько часов продолжался жаркий бой, гитлеровцы были разбиты.


Приложение 3

Перечень используемых на занятии ЭОР


Пп название ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.«Правописание строчной и заглавной букв»

электронный тест


http://fcior.edu.ru/card/3234/pravopisanie-strochnoy-i-zaglavnoy-bukv.html


2.«Курская битва»

иллюстрация

http://images.yandex.ru/


3.«Курская битва»

видеофрагмент

http://dokwar.ru/video/vip/60/dokumentalnoe_video/velikie_tankovye_srazhenija_kurskaja_bitva_1943_chast_1

4. «Собственные и нарицательные существительные»


электронный тест



http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d00f9337-77f8-40ba-984c-072c244ea405/?interface=pupil


5. Герой Советского Союза Колосов М.Е.

информация

http://www.ourbaku.com/index.php5