sotrud.ru 1

Рекомендации по составлению расписания занятий

 

Расписание занятий – это основной организационный документ школы, который определяет работу ученического и учительского коллектива школы, администрации и всего учреждения в целом.

 

Расписание занятий – это важнейший вид планирования процесса образования.

 

Расписание устанавливает распорядок работы в течение дня, недели, месяца, года.

 

Расписание балансирует характер и продолжительность работы учащихся над выполнением домашнего задания и труд учителей над подготовкой к урокам.

 


  1. Что надо знать ответственному за составление расписания занятий в школе.

    • Работоспособность (характеристика труда, т.е. качество и количество усвоенных знаний или действий в определенное время) зависит от возраста работающего, его индивидуального биоритма, времени суток, дня недели, времени года и т.д.

    • Степень утомляемости определяется множеством причин: социальных, психологических, биологических.

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ ОПРЕДЕЛЯЕТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, СОЗДАЕТ ОПТИМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВОВ.

 

 

  1. Как снизить утомляемость учащихся и учителей в течение одного дня.

    1. Распределение уроков в продуктивные и непродуктивные часы (таблица 1).

    2. Предметы, требующие больших временных затрат на домашнюю подготовку не должны группироваться в один день школьного расписания.
    3. При оставлении расписания рекомендуем пользоваться шкалой трудности учебных предметов, разработанной в 2003г. сотрудниками НИИ Гигиены и охраны здоровья детей и подростков Степановой М.И., Александровой И.Э., Седовой А.С. «Инструктивно- методические рекомендации к 2004-2005 уч.г., стр 76-77» (табл. 2).


    4. В наиболее непродуктивные часы (с 11.30 до 14.30) уроки должны строиться с позиций здоровьесбережения: валеологический подход к организации урока, выбор форм, методов, приемом урока, смена видов деятельности учащихся и видов преподавания учителя (через каждые 5-7 мин). Смотрите материалы семинара ЛОУ для зам. дир. по УВР 2-3 ст. за 2005 год.

  2. Расписание составлено правильно, если:

                                                               i.      Составлено ЕДИНОЕ расписании занятий в первой и второй половине дня (для учеников и для учителей).

                                                             ii.      Наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов приходится на вторник, (или) среду и четверг – для 8-11 классов. И на вторник и четверг (среда несколько облегченный день) – для 1-7 классов.

                                                            iii.      В течение учебного дня чередуются уроки «трудные» и «облегченные».

                                                           iv.      Уроки одного предмета стоят через другой урок (уроки), а не сдвоены. Исключение – модульная технология обучения.

                                                             v.      Основные предметы для младших школьников проводятся на 2-3 уроках, а для среднего и старшего возраста – на 2,3,4 уроках.

                                                           vi.      Названия учебных предметов в расписании и учебном плане одинаковое.

  1. Расписание составлено неправильно:

                                                               i.      когда наибольшее кол-во баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели;

                                                             ii.      когда «трудные» уроки сдвоены;

                                                            iii.      когда «трудные» уроки стоят в расписании подряд;

                                                           iv.      когда «трудные уроки» в расписании на первом или последнем уроках;

                                                             v.      когда количество домашних подготовок равно количеству уроков.

 


  1. Не допускаются:

                                                               i.      «Нулевые уроки»;

                                                             ii.      Перемены продолжительностью 5 мин;

                                                            iii.      В 1-5 классах «сдвоенные уроки», превышающие по шкале трудности 8 баллов, если поурочное планирование не предусматривает вторым часом практическую или лабораторную работу;

                                                           iv.      Группирование в один день предметов, требующих большую домашнюю подготовку;

                                                             v.      Рассогласование в расписании первой и второй половины дня;

                                                           vi.      Несоответствия названий учебных предметов в сетке расписания и учебном плане школы.

 

«Нам следовало бы стремиться познавать факты, а не мнения, и, напротив, находить место этим фактам в системе наших мнений».

Георг Кристоф Лихтенберг

 

  1. Расписание учебных занятий анализируется по следующим параметрам:

- распределение учебной нагрузки по дням недели;

-распределение учебной нагрузки в течение каждого дня отдельно;

- чередование предметов разных видов деятельности;

- соблюдение гигиенических требований к расписанию уроков.


 


  1. Общие рекомендации к составлению анализа расписания занятий.

1.Анализируется расписание по параллелям.

2.Кол-во уроков (первая половина дня) и часов ШК (вторая половина дня) .

3.Начало и окончание занятий первой и второй половины дня.

4.Расписание перемен. Указать динамические паузы.

5.Сдвоенные уроки и уроки одного предмета, стоящие в один день.

6.Каждый день по сумме (шкала трудности).

7.Трудные дни – по чередованию видов деятельности.

8.Недельное расписание (черновой вариант) раскрасить: сдвоенные уроки, «трудные», активно-двигательные, развивающие, практические.

9.Распределение по степени трудности на неделю по дням. Составить графики.

10.       Проследить занятость каждой параллели в течение второй половины дня.

11.       Обозначить предполагаемое время выполнения домашнего задания (указать рекомендуемое количество часов по МБУП).

 

 

 

 

Шкала трудности учебных предметов для учеников 5-9 классов

 

Общеобразовательные предметы

Кол-во баллов (ранг трудности)

5

6

7

8

9

Алгебра

 

 

10

9

7

Биология


10

8

7

7

7

География

 

 

 

 

 

Геометрия

 

 

12

10

8

Граждановедение

 

 

 

 

 

ИЗО

 

 

 

 

 

Иностранный язык

9

11

10

8

8

Информатика

2

10

4

7

7

История

5

8

6

8

10

Литература

4

6

4


4

7

Математика

10

13

 

 

 

Музыка

2

1

1

1

 

МХК

 

 

 

5

5

ОБЖ

1

2

3

3

3

Природоведение

7

8

 

 

 

Ритмика

4

 

 

 

 

Русский язык

8

12

11

7

6

Труд

4

3

2

1

4

Физика

 


 

8

9

13

Физическая культура

3

4

2

2

2

Химия

 

 

13

10

12

Черчение

 

 

 

5

4

Экология

3

3

3

6

1

Экономика

 

 

 

 

11

Этикет

7

5

 

 

 

 

В перечень включены и факультативные курсы.

 

Шкала трудности учебных предметов для учащихся 10-11 классов

 

Предмет

Кол-во баллов

Предмет


Кол-во баллов

Физика

12

Информатика

Экономика


6

Геометрия, химия

11

История

Обществознание

МХК

5

Алгебра

10

Астрономия

4

Русский язык

9

География

Экология

3

Литература, иностранный яз.

8

ОБЖ

Москвоведение

2

Биология

7

Физическая культура

1

 

 

 

 

Таблица И.Г. Сивкова (1975г.)

Рекомендуется использовать для расписания начальной школы.

 

Предмет

балл

Предмет

балл


Математика

11

Физическая культура

5

Иностранный язык

10

Труд

4

История

8

Рисование

2

Русский язык, чтение

7

Пение

1

Природоведение, естествознание

6

 

 

 

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал между 10-12 часами. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

В расписании уроков для младших школьников основные предметы должны проводиться на 2-3 уроках, а для среднего и старшего звена – на 2,3,4 уроках.

Однако следует учитывать, что работоспособность учащихся разных возрастных групп меняется и в течение одного урока. По этому изменению работоспособности учащихся от начала урока к его концу – уроки можно назвать «продуктивными» и «непродуктивными».

 

Наиболее продуктивные и непродуктивные уроки

 

Классы


Продуктивные уроки

Непродуктивные уроки

1-2

1, 2, 4

3

3-5

1, 2, 3

4

6-7

1, 2, 3, 5

4, 6

8

1, 2, 3, 5

4, 6

9

1, 2, 3, 5

4, 6

10

1, 2, 3, 5, 6

4

11

1, 2, 3, 4, 5, 6 (при правильно выбранных методах и формах обучения)

 

 

Наиболее благоприятные и неблагоприятные дни недели

 

Классы

Благоприятные дни

Неблагоприятные дни

1-4

Вторник, среда (небольшое снижение), четверг

Понедельник, пятница, суббота

5

Понедельник, вторник

Среда, четверг, пятница, суббота

6

Вторник, четверг, пятница (небольшое снижение), суббота


Понедельник, среда

7-8

Вторник (небольшое снижение), среда, четверг, суббота

Понедельник, пятница

9-11

Среда, четверг, пятница

Понедельник, вторник, суббота