sotrud.ru 1

Тема: Составляем рассказ по рисунку. Рисунок Херлуфа Бидструпа «Радости садоводства».

Цели: учить ребят составлять план и устный рассказ по рисунку, помогать осваивать жанр повествования, обратить внимание на важность последовательного изложения событий.

Оборудование: презентация, карточки у учащихся, карточки для домашнего задания.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. мом

2. Сообщение темы урока


Сл.1


Сл.2



Сл.3


3.
Знакомство с биографией


Сл.4

Знакомство с понятием карикатура


Сл.5


5.Работа с картиной


Распределение картинок в парах


Сл.6



Сл.7



Сл.8



Физминутка



Составление плана

Сл.9



Сл.10



Итог:



Д/з



Оценивание

Подготовка к уроку.

- Я желаю вам хорошего настроения на этом уроке. Сегодня за работу на уроке, вы будите выставлять оценки друг другу в парах как сидите, поэтому внимательно следите за работой соседа и работайте сами.

- Итак, у вас на столах лежат карточки. Посмотрите на них внимательно и в парах найдите лишнюю карточку.

- Объясните, почему эта карточка является лишней?


- Что мы можем делать, глядя на оставшиеся карточки?

- Ответив на этот вопрос, вы определили тему нашего сегодняшнего урока – Составляем рассказ по рисунку.


- Каковы цели нашего урока?


- Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по рисунку Херлуфа Бидструпа «Радости садоводства».

- Запись темы урока в тетради.

- Сначала мы познакомимся с художником Херлуфом Бидструпом.

Херлуф Бидструп родился 10 сентября 1912 года в семье высококвалифицированного маляра, который был также художником-декоратором, а в свободное время занимался живописью. В тогдашней Дании его папа - новичок-ремесленник не мог рассчитывать на постоянный заработок, и многие, особенно те, кто не был обременен семьей, отправлялись по свету в поисках работы и счастья.

Когда Хермод Бидструп ( его отец) начинал свою трудовую жизнь, от тоже пустился в странствие, которое длилось двенадцать лет; он побывал во многих странах. Перед первой мировой войной он оказался в Берлине. Там он женился и там же появился на свет Херлуф.

Первые воспоминания Херлуфа относятся к четырехлетнему возрасту: он играет на детской площадке с берлинскими ребятишками; мамы да и дети тоже - говорят об ушедших на фронт; Херлуф знает, что дома остаются только калеки, и когда одна из женщин спрашивает, на фронте ли его отец, малыш отвечает, что его папа дома, поскольку он... горбатый. Это была детская выдумка. Мальчик не знал, что его отца, датчанина, в Германии не могли призвать в армию.

На пятом году жизни Херлуф отправляется с родителями в Данию. Ему помнится, что поездка была долгой и с необычайным приключением: один из пассажиров на ходу выпрыгнул из окна поезда. Мама потом объяснила, что этот человек был немецким солдатом. Он не хотел стрелять в французов и решил тайно перейти границу - в нейтральную Данию.

Здесь, в Дании, не было недостатка в продуктах питания, но зато было трудно с квартирами, и семья Хермода Бидструпа долгое время жила у его родителей. Только через несколько лет Хермод обзавелся собственным жильем.

Когда Херлуфу шел уже одиннадцатый год, он снова попал в Берлин. Был декабрь 1922 года. Мальчика поразило, что на каждом шагу попадались инвалиды войны, просившие милостыню. Тут были безногие, безрукие, слепые.


Таковы были чудовищные последствия войны. Тогда Херлуф сделал свой первый рисунок на социальную тему: «миллионеры» В Германии

С детства Херлуф пристрастился к чтению. Уже будучи главой семьи, Бидструп однажды сделал несколько рисунков, на которых был изображен его сын Мартин, читающий книгу. Эти рисунки художник снабдил пояснением, в котором, несомненно, отразился его собственный опыт, его отношение к книге.

Бидструп — один из наиболее известных карикатуристов. Его рисунки и карикатуры издаются во многих странах, на востоке и на западе.

Херлуф Бидструп учился живописи в копенгагентской Академии Художеств, но известность и признание завоевал он своими превосходными меткими рисунками.

Большая часть серийных картинок Бидструпа создана им на основе личного опыта, собственных переживаний. Каждый, кто внимательно рассматривает эти картинки, находит, что за юмором в них сплошь и рядом скрывается глубокий смысл.

- Итак, что же рисует Х.Б?

- А что такое карикатура?

Карикатура (итал. caricatura, от caricare — преувеличивать, нагружать). Разумеется, бывают карикатуры, рассчитанные на то, чтобы унизить объект и вызвать к нему отвращение. Однако зачастую, преувеличивая определенные черты субъекта, карикатура стремится глубже проникнуть в его характер. Часто ее цель вовсе не в том, чтобы показать «внутреннее» уродство, а в том, чтобы подчеркнуть физические и интеллектуальные свойства или особенности поведения, которые делают изображаемого милым и симпатичным.

- А вот карикатура Х.Б. по которой мы сегодня будем составлять рассказ.

- Кто герои этого рисунка? Что происходит на рисунке?

- Правильно ли расположены картинки в этом рисунке?

- У вас на столах лежат картинки к этому рисунку, но они тоже перемешаны, ваша задача попытаться правильно их расположить.

- Что за чем должно следовать?


- Распределим их правильно на доске.

Вот как правильно выглядит карикатура Х.Б. «Радости садоводства».

- Посмотрите еще карикатуры и скажите, в чем особенность работ Х.Б?


- А почему он так назвал этот рисунок?

Хорошо, итак работаем с картиной.

- Как ведет себя малыш, когда его родители вскапывают клумбу?

- Чем занят ребенок, когда его мама и папа сажают луковицы тюльпанов? поливают и пропалывают клумбу с ростками?


- Найдите картинку, на которой взрослые любуются результатом своей работы. Как ты думаешь, малыш тоже гордится цветущей клумбой или только подражает взрослым?

- Что изображено на следующей картинке?


- А на следующей?


- Почему мальчик решил нарвать цветы с клумбы?


- Как родители восприняли поступок своего маленького сынишки?


- При составлении рассказа по этим картинкам, у нас получится текст – описание или повествование?

Почему?


- Что нужно сначала сделать, прежде чем составить рассказ по рисункам?


- Сколько пунктов будет в нашем плане? Почему?

- Какова основная идея каждого рисунка?


План:

1.Родители и малыш вскапывают землю.

2. Клумбу засевают семенами.

3. Ростки цветов поливают из лейки.

4.Клумбу пропалывают от сорняков.

5. Все любуются цветущей клумбой.

6. Папа преподносит маме цветок.

7. Малыш подражает отцу.

8.Неожиданный подарок.

Запишите план себе в тетради.

- А теперь, пользуясь планом, расскажите по цепочке друг другу в парах историю, которую нарисовал Бидструп.


- Итак, посмотрим что получилось?

- Подведем итог нашего урока.

- Чему учились на уроке?

- Каких целей достигли?

- Д/з: я раздам вам каждому листочки с еще одной карикатурой Х.Б – составьте план и перескажите историю, которую показал художник.


- Возьмите дневники соседа по парте и оцените его работу.


Настрой на работу.


Находят лишнюю карточку с текстом

( потому, что 2 карточки с рисунками, а одна с текстом)

Составлять рассказ по рисунку.


- учиться составлять план и рассказ по рисунку

- последовательно излагать события рисунка

- определять тип полученного текста


Знакомство с биографией.

Выступление ученика


Карикатуры

Ответы детей


Родители и сын

нет


Распределение картинок в правильном порядке


( у него все работы черно – белые)


Ответы детей


Подражает взрослым

(копает землю лопаткой, поливает ростки из лейки, как мама и вывозит сорняки на тачке, как папа)

Любуется клумбой, подражая взрослым


Папа рвет цветок, а мама очень рада ему. Положила руку на грудь.

(взрослые отвлеклись, а малыш срывает все цветы)

Он следует примеру отца

(мама от неожид – ти легонько вскрикнула, а папа закрыл лицо рукой так, что тот ужас, который он испытывает, проникнут смехом)


Повествование( потому что на каждой картинке изображено новое действие)


Составить план


8


Составление плана.


Запись плана в тетрадь

Составление рассказа по картине


Рассказ детей