sotrud.ru 1

Ребенок от 1 до 3 лет/ Развитие ребенка

РЕЧЬ - СЛОЖНАЯ СИСТЕМА НАВЫКОВ

   В процессе речевого развития формируются высшие психические функции, подготавливающие ребенка к взрослой жизни.

   Ребенок овладевает речью постепенно. До 2-х лет процесс овладения произношением носит по преимуществу неосознанный подражательный характер. Первоначально ребенком многое пропускается, переставляется. Воспринимается, прежде всего, то, что сильнее действует на слух ребенка и легче артикулируется. Постепенно из воспринимаемых звуковых комплексов вычленяются слова, слоги, звуки.

   На этом этапе развития речи формируются основные гласные и согласные звуки, связанные с переживаниями и эмоциональными потребностями ребенка.

   В возрасте 2 - 3 лет в результате активного подражания, подкрепляемого повышенным с возрастом интереса к речи, речь ребенка представляет богатую, хотя и крайне пеструю и неустойчивую картину.

   К 3 - 4 годам у ребенка речь уже сформирована и имеет лишь некоторые особенности, обусловленные психофизиологическими факторами. Однако даже в этом возрасте важно не пропустить нарушение речевой функции и отличить патологическую речь от физиологической, присущей данному возрасту.

   Развитию патологической речи способствуют различные заболевания матери во время беременности, заболевания ребенка в ранние периоды развития (от 0 до 3 лет), Травмы, психоэмоциональные ситуации, травмирующие еще не зрелую психику ребенка.

   Важно вовремя предупредить и устранить целый ряд вредных последствий неисправленной речи у ребенка, которые могут выражаться в следующем:

  • Задержка в умственном развитии ребенка, т.к. речь не только обогащает мышление содержанием, но и формирует его.

  • Тяжелые психические переживания ребенка из-за недостатков своей речи (проявляющиеся уже к 5 годам).

  • Затруднения в школьном обучении (вторичные речевые нарушения: диссиксия, дисграфия)

  • Нарушение стройного течения занятий в классе при наличии плохо говорящих, из-за смеха одноклассников, слезы и отказ отвечать.

  • В будущем - личные проблемы и ограничения в выборе профессий.

   Таким образом, раннее выявление речевой патологии и своевременная коррекция, а также профилактика речевых нарушений - главная задача не только логопеда, но и родителей, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста.