sotrud.ru 1 2 ... 6 7

Учреждение

Российской академии образования

«ИНСТИТУТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ

ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»

119121 , Москва, ул. Погодинская , 8

Тел .lФакс: (499) 245-55-38

E-mail: isiorao@yandex.ru

15: 11 ciOll ,v И-[)'/)/6

на NQ от ----------- -------

Министерство образования и науки

Российской Федерации

Департамент общего образования

о направлении доработанного проекта федерального

государственного образовательного

стандарта среднего (полного) общего образования

в соответствии с Правилами разработки и утверждения федеральных

государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением

Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г.

NQ 142, направляется на рассмотрение доработанный проект федерального

государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего

образования (далее - проект стандарта).

В соответствии с установившимся порядком проведена доработка

проекта федерального государственного образовательного стандарта среднего

(полного) общего образования по результатам проведения независимой

экспертизы.

При осуществлении доработки стандарта учитывались замечания и

предложения , полученные по результатам независимой экспертизы проекта

стандарта, экспертных оценок, поступивших после размещения проекта на

сайте Минобрнауки России, предложения Общественной палаты Российской

Федерации, а также предложения и замечания, поступившие при обсужд ении

проекта стандарта:

- на заседаниях в Российской академии образования, Российской

академии наук;

- в рамках про ведения федеральных, региональных и межрегиональных

конференций, семинаров и совещаний;


- на встречах и круглых столах с педагогами, родительской

общественностью, старшеклассниками, работодателями, политиками и др.

В частности, в разделе «Общие положения» исключены , уточнены и

конкретизированы декларативные предписания, предложена новая редакция

пунктов 1 и 2, уточняющая соответственно - что учитывают требования к

результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной

программы среднего (полного) общего образования и что обеспечивает

положенный в основу проекта стандарта системно-деятельностный подход, а

также редакция пункта 5, дополненная положением - что стандарт является

основой для формирования государственного (муниципального) задания.

В разделе «Требования к результатам освоения основной

образовательной программы» существенно доработаны метапредметные

результаты в части конкретизации и операционализации. Значительно

переработан раздел требований к предметным результатам, в том числе:

- кроме требований непосредственно к предметным результатам

включены общие требования к изучению предметных областей;

- требования к результатам освоения всех учебных предметов

конкретизированы и приведены к единому формату;

- обеспечена преемственность требований к предметным результатам

начального, основного и среднего (полного) общего образования;

- значительно доработаны предметные результаты курса «Россия в мире».

В соответствии с поступившими предложениями в разделе «Требования

к структуре основной образовательной программы» существенно

переработаны требования к учебному плану среднего (полного) общего

образования в части структуры и доходчивости изложения схемы

формирования как самого учебного плана, так и индивидуального учебного

плана обучающихся. В текст стандарта включено определение


индивидуального проекта.

В разделе «Требования к условиям реализации основной

образовательной программы»:

- доработаны требования к кадровым и финансовым условиям реализации

основной образовательной программы в части приведения их в соответствие с

положениями российского законодательства;

- предусмотрены требования по созданию необходимых условий

организации образовательного процесса для одаренных детей и детей с

ограниченными возможностями здоровья;

- унифицированы формулировки и названия его подразделов, предложена

новая редакция ряда положений.

В ходе доработки проекта стандарта текст откорректирован для более

полного понимания его пользователями.

При доработке стандарта разработчиками не учитывались

поступившие предложения:

- противоречащие действующему законодательству Российской

Федерации, в том числе в области образования;

- не соответствующие установленной законодательством структуре

федерального государственного образовательного стандарта;

- декларативные и носящие абстрактный характер, не позволяющие

трансформировать их в конкретные редакционные изменения или доработки.

Значительная часть замечаний и предложений, не реализованных в

рассматриваемом документе в силу их противоречия принятому нормативному

формату Стандарта, должна быть отражена в документах, сопровождающих

введение Стандарта и обеспечивающих его реализацию, в том числе в

Примерной основной образовательной программе, которая в соответствии с

законодательством должна разрабатываться после утверждения Стандарта

(порядок введения Стандарта, программы внеурочной деятельности,

тематическое планирование, разграничение ответственности за реализацию

Стандарта, перечень требующих разработки и уточнения нормативных


правовых актов и др.). Данный подход был принят и поддержан всеми

заинтересованными сторонами (разработчиками, Минобрнауки России,

Минюстом России, группой мониторинга) при формировании и утверждении

федерального государственного образовательного стандарта начального и

основного общего образования.

Доработанный проект стандарта прилагается.

Приложение: проект стандарта на 1 л.

Научный

РАО

руководитель А.М. Кондаков

Министерство образования и науки Российской Федерации

ПРОЕКТ

(доработка 15 февраля 2011 года)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Среднее (полное) общее образование

Проект стандарта разработан Институтом стратегических исследований

в образовании Российской академии образования.

Руководители разработки проекта: Кезина Л.П., академик РАО; Кондаков А.М.,

научный руководитель ИСИО РАО, член-корреспондент РАО.

Москва

2010

2

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего

(полного) общего образования (далее – Стандарт) представляет собой

совокупность требований, обязательных при реализации основной

образовательной программы среднего (полного) общего образования

образовательными учреждениями, имеющими государственную

аккредитацию.1

Стандарт включает в себя требования:

к результатам освоения основной образовательной программы среднего

(полного) общего образования;


к структуре основной образовательной программы среднего (полного)

общего образования, в том числе требования к соотношению частей

основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению

обязательной части основной образовательной программы и части,

формируемой участниками образовательного процесса;

к условиям реализации основной образовательной программы среднего

(полного) общего образования, в том числе кадровым, финансовым,

материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной

образовательной программы среднего (полного) общего образования

учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на

ступени среднего (полного) общего образования, включая образовательные

1 Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных

депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797;

Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст. 6070).

3

потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и

инвалидов, а также значимость данной ступени общего образования,

позволяющего обучающимся получить подготовку, необходимую и

достаточную для продолжения обучения в учреждениях профессионального

образования, профессиональной деятельности и успешной социализации.

2. Стандарт является основой для разработки системы объективной

оценки уровня образования обучающихся на ступени среднего (полного)

общего образования, а также формирования государственного

(муниципального) задания.

3. Стандарт разработан с учётом региональных, национальных и

этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.


4. Стандарт направлен на обеспечение:

формирования российской гражданской идентичности обучающихся;

единства образовательного пространства Российской Федерации;

сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия

многонационального народа Российской Федерации, реализации права на

изучение родного языка, овладения духовными ценностями и культурой

многонационального народа России;

доступности получения качественного среднего (полного) общего

образования;

преемственности основных образовательных программ начального

общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального

образования;

духовно-нравственного развития, воспитания и социализации

обучающихся;

развития государственно-общественного управления в образовании;

формирования содержательно-критериальной основы оценки

результатов освоения обучающимися основной образовательной программы

среднего (полного) общего образования, деятельности педагогических

работников, образовательных учреждений, функционирования __________системы

образования в целом;

условий развития обучающихся, обеспечивающих их социальную

самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности,

.социальное и гражданское становление личности;

4

5. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход,

который обеспечивает:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному

образованию;

проектирование и конструирование развивающей образовательной

среды для обучающихся;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательного процесса с учётом индивидуальных

возрастных, психологических и физиологических особенностей


обучающихся.

6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик

выпускника («портрет выпускника школы»):

любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его

культуру и духовные традиции;

осознающий и принимающий традиционные ценности семьи,

российского гражданского общества, многонационального российского

народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;

креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно

познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для

человека и общества, мотивированный на образование и самообразование

в течение всей своей жизни;

владеющий основами научных методов познания окружающего мира,

мотивированный на творчество и современную инновационную

деятельность;

готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-

исследовательскую, проектную и информационную деятельность;

осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и

правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьёй, обществом,

государством, человечеством;

уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный

диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и

экологически целесообразного образа жизни, безопасного __________для самого

человека и других людей;

5

подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий

значение профессиональной деятельности для человека и общества, его

устойчивого развития.

7. Стандарт должен быть положен в основу деятельности:

работников образования, разрабатывающих основные образовательные

программы среднего (полного) общего образования;


руководителей образовательных учреждений, отвечающих за качество

реализации основной образовательной программы среднего (полного)

общего образования;

сотрудников организаций, осуществляющих оценку качества

образования, в том числе общественных организаций, объединений и

профессиональных сообществ, осуществляющих общественную экспертизу

качества образования в образовательных учреждениях;

разработчиков примерных основных образовательных программ

среднего (полного) общего образования;

сотрудников учреждений основного и дополнительного

профессионального педагогического образования, методических структур

в системе общего образования;

авторов (разработчиков) программ учебных курсов, учебной

литературы, материальной и информационной среды, архитектурной среды

для среднего (полного) общего образования;

руководителей и специалистов государственных органов

исполнительной власти и органов местного самоуправления,

обеспечивающих и контролирующих финансирование образовательных

учреждений, реализующих основные образовательные программы среднего

(полного) общего образования;

руководителей и специалистов государственных органов

исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих

управление в сфере образования, контроль и надзор за соблюдением

законодательства в сфере общего образования;

руководителей и специалистов государственных органов

исполнительной власти, обеспечивающих разработку порядка и контрольно-

измерительных материалов итоговой аттестации выпускников старшей

школы;

руководителей и специалистов государственных органов

исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих

разработку положений об аттестации педагогических работников


государственных и муниципальных образовательных учреждений.

6

II. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО

(ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

8. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся,

освоивших основную образовательную программу среднего (полного)

общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся

к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их

мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-

смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции

в деятельности, правосознание, способность ставить цели и строить

жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности

в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися

межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,

познавательные, коммуникативные), способность их использования

в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность

в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации

учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность

к построению индивидуальной образовательной траектории, владение

навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения

учебного предмета умения, специфические для данной предметной области,

виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета,

его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и

социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления,


научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений,

владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и

приёмами.

7

9. Личностные результаты освоения основной образовательной

программы среднего (полного) общего образования должны отражать:

1) сформированность российской гражданской идентичности,

патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства

ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,

прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его

великом будущем;

2) сформированность гражданской позиции выпускника как

сознательного, активного и ответственного члена российского общества,

уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою

ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством

собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные

национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические

ценности, ориентированного на поступательное развитие и

совершенствование российского гражданского общества в контексте

прогрессивных мировых процессов, способного противостоять социально

опасным и враждебным явлениям в общественной жизни;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному

уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге

культур, а также различных форм общественного сознания – науки,

искусства, морали, религии, правосознания, своего места в поликультурном

мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания на основе

общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского

гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной,


творческой и ответственной деятельности (образовательной, проектно-

исследовательской, коммуникативной и др.);

6) сформированность толерантного сознания и поведения личности

в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими

людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и

сотрудничать для их достижения;

7) сформированность навыков продуктивного сотрудничества со

сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в

8

образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-

инновационной и других видах деятельности;

8) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на

основе сознательного усвоения общечеловеческих нравственных ценностей

(любовь к человеку, доброта, милосердие, равноправие, справедливость,

ответственность, свобода выбора, честь, достоинство, совесть, честность,

долг и др.);

9) готовность и способность к образованию и самообразованию на

протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному

образованию как условию успешной профессиональной и общественной

деятельности;

10) сформированность основ эстетического образования, включая

эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных

отношений; сформированность бережного отношения к природе;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа

жизни: потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях

спортивно-оздоровительной деятельностью, отрицательное отношение

к употреблению алкоголя, наркотиков, курению; бережное, ответственное и

компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как

собственному, так и других людей, умение оказывать первичную


медицинскую помощь, знание основных оздоровительных технологий;

12) осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её

ценностного содержания и возможностей реализации собственных

жизненных планов; гражданское отношение к профессиональной

деятельности как к возможности личного участия в решении общественных,

государственных, общенациональных проблем;

13) сформированность основ экологического мышления, осознание

влияния общественной нравственности и социально-экономических

процессов на состояние природной среды; приобретение опыта

природоохранной деятельности;

14) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного

принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия, заботы,

ответственности – и их реализации в отношении членов своей семьи.

9

10. Метапредметные результаты освоения основной



следующая страница >>