sotrud.ru 1

n=Система учебников «Школа России» сегодня — это~sz=117487;pg=1;te=Система учебников «Школа России» успешно прошла федеральную экспертизу на соответ-ствие фгос ноо, получила положительные отзывы ран, рао и вошла в федеральный пере-чень учебников на 2011/2012 учебный год~cat=~t=~!~



Система учебников «Школа России» сегодня — это:



  • Мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.



  • Реальная возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования.



  • Эффективное сочетание лучших традиций российского образования и проверенных практиками образовательного процесса инноваций.



  • ^

    Постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю образовательная система для начальной школы.




О системе учебников

Система учебников для начальной школы «Школа России»

Система учебников «Школа России» успешно прошла федеральную экспертизу на соответ-ствие ФГОС НОО, получила положительные отзывы РАН, РАО и вошла в федеральный пере-чень учебников на 2011/2012 учебный год.

^ Главными особенностям системы «Школа России» являются

  • приоритет духовно-нравственного развития и воспитания школьников,

  • личностно ориентированный и системно-деятельностный характер обучения.

^ Усовершенствованная систем отличается направленностью учебного материала, способов его представления и методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность. Это отражено и в новом художественном оформлении комплекса, и в системе заданий, и включении в учеб-ники рубрик: «Наши проекты», «Странички для любознательных», «Выскажи свое мнение», «Готовим-ся к олимпиаде», «Что узнали. Чему научились», «Проверим себя и оценим свои достижения» и др.

Все предметные линии, включая предметы эстетического цикла, формируют у ребёнка целост-ную современную картину мира и развивают умение учиться. В состав системы входят учебники по следующим курсам: обучение грамоте, русский язык, литературное чтение, математика, окружа-ющий мир, изобразительное искусство, музыка, физическая культура, художественный труд, ОБЖ, информатика и иностранные языки.

Все учебники системы имеют завершенные линии с 1 по 4 класс, а также развёрнутое учебно-методическое сопровождение в виде рабочих тетрадей, дидактических материалов, проверочных работ, поурочных разработок, книг для чтения, демонстрационных таблиц, электронных прило-жений к учебникам, словарей и других пособий.

В обновленных программах реализован современных подход к тематическому планированию, отражающий не только логику развертывания учебного материала и логику формирования универсаль-ных учебных действий, но и те виды учебной деятельности, которые наиболее эффективны для дости-жения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

Система учебников «Школа России» отличается значительным воспитательным потенциалом, а потому эффективно реализует подходы, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», являющейся одной из методологических основ федерально-го государственного образовательного стандарта. Подтверждением этому служат целевые установки, заложенные в самой концепции системы «Школа России» и программах по учебным предметам для начальной школы.
Одним из ведущих положений стандарта является ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, культурного, духовного и нравственного богатства рос-сийского народа.

Эта задача решается средствами всех учебных предметов, среди которых особое место занимает курс «Окружающий мир» А. А. Плешакова, где формирование семейных ценностей является одной из приоритетных задач. Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлага-ется как некий проект, который реализуется через совместную деятельность взрослого и ребёнка в семье. В поддержку этой деятельности в комплект включены следующие книги: «Зелёные страницы», атлас-определитель «От земли до неба», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики».

К принципиально важным результатам образования в начальной школе ФГОС относит форми-рование универсальных учебных действий как основы умения учиться. В этой связи структура и со-держание всей системы и каждого учебника направлены как на организацию различных видов деятель-ности учащихся, так и на использование современных методов и технологий обучения педагогами. Примером может служить организация учебной деятельности на уроках русского языка по курсу В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого и математики по курсу М.И. Моро.

В курсе русского языка реализованы коммуникативно-речевой, системно- функциональный, личностно ориентированный подходы в обучении родному языку.
Задания в учебниках и рабочих тетрадях представлены как учебные задачи (лексические, фонети-ческие, фонетико-графические и т. д.), решение которых связа­но с последовательным осуществлением целого ряда учебных действий. Выполняя задание, ученики анализируют, объясняют, сопоставляют, групппируют явления языка, делают выводы. Деятельностному характеру курса также отвечает вклю-чение в учебники заданий для работы в парах, группах, проектных заданий.

Методический аппарат учебников позволяет органично сочетать виды деятельно­сти, направлен-ные на изучение как нового материала, так и систематическое повто­рение ранее изученного.

В курсе математики авторы особое внимание уделяют такой подаче учебного материала, кото-рая создаёт условия для формирования у учащихся интеллектуальных действий, таких, как действия по сравнению математических объектов, проведению их классификации, анализу предложенной ситуации и получению выводов, по выявлению разных функций одного и того же математического объекта и ус-тановлению его связей с другими объектами, по выделению существенных признаков и отсеиванию не-существенных, по переносу освоенных способов действий и полученных знаний в новые учебные ситу-ации.

Дальнейшее развитие получила и методика работы над текстовыми задачами (структура задачи, этапы решения задачи: анализ задачи, поиск и составление плана её решения, проверка решения, со-ставление и решение задач, обратных заданной задаче), в том числе и формирование умений записать текстовую задачу сначала с помощью схем, используя фишки и фигуры, а затем ис помощью схемати-ческих чертежей.

Овладение приёмами сравнения, анализа, классификации формирует у учащихся универсальные учебные действия, развивает способность к проведению обобщений, облегчает включение детей в учеб-ную деятельность не только на уроках математики, но и при изучении других школьных предметов.

ФГОС большое внимание уделяет работе учащихся с информацией как одному из важнейших компонентов умения учиться. В связи с этим в системе учебников «Школа России» разработана спе-цииальная система навигации, позволяющая ученику ориентироваться внутри системы, а также вы-ходить за ее рамки в поисках других источников информации.
Несомненно, ценность системы учебников «Школа России» состоит в том, что ей присущи ха-рактеристики, которые очень значимы для учителя: фундаментальность, надёжность, стабильность, и вместе с этим открытость новому, соответствие требованиям современной информационно-об-разовательной среды. В этой связи учебники по окружающему миру, математике и русскому язы-ку дополнены электронными приложениями, содержание которых усиливает мотивационную и раз-вивающую составляющие содержания системы «Школа России».

Развивая систему учебников «Школа России», издательство «Просвещение» выпускает красоч-ные демонстрационные таблицы.

Система учебников для начальной школы «Школа России» успешно сочетает лучшие традиции российского образования и проверенные практиками образовательного процесса инновации. Именно поэтому она позволяет достичь высоких результатов, соответствующих задачам современного образования, и является наиболее востребованной и понятной учителю.


^ Об учебно-методическом комплексе

Одним из наиболее известных в стране проектов издательства «Просвещение» является учебно-методический комплекс (УМК) для начальных классов «Школа России». УМК «Школа России» постро-ен на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах, имеет полное программно-методическое сопровождение и гарантирует преемственность с дошкольным образованием.
Ведущая целевая установка и основные средства ее реализации, заложенные в основу УМК «Школа России», направлены на обеспечение современного образования младшего школьника в кон-тексте требований ФГОС.
Мощным образовательным ресурсом является информационно-образовательная среда УМК «Школа России» включающая: концепцию, рабочие программы, систему учебников, составляющих ядро ИОС, а также мощную методическую оболочку, разнообразные электронные и интернет-ресурсы.
Особенности действующего УМК «Школа России» прокомментирует его научный руководитель Андрей Анатольевич Плешаков.
Предложенный материал статьи «Школа России» - новые знакомые книги» раскрывает ответы на актуальные вопросы, о том, чем отличаются доработанные и прошедшие в 2010 г. федеральную экс-пертизу на соответствие ФГОС новые учебники образовательной системы «Школа России». Особеннос-ти завершенных предметных линий новых учебников, объединенных в единую образовательную систе-му, представлены в пояснительной записке к системе учебников «Школа России», подготовленной в рамках ее экспертизы на соответствие ФГОС.

Система учебников «Школа России», на основании экспертных заключений РАН и РАО, реалии-зует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, охва-тывает все предметные области учебного плана ФГОС и включает следующие завершенные предметные линии:

  • ^ Завершенная предметная линия учебников «Русский язык»:
    1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др.  Азбука. 1 кл. в 2-х ч.
    2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 кл.
    3. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 кл. в 2-х частях
    4. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 кл. в 2-х частях
    5. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 кл. в 2-х частях


  • Завершенная предметная линия учебников «Литературное чтение»:
    1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 1 кл. в 2-х частях
    2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 2 кл. в 2-х частях
    3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях
    4. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. в 2-х частях


  • Завершенная предметная линия учебников «Математика»:
    1. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика. 1 кл. в 2-х частях
    2. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика. 2 кл. в 2-х частях
    3. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика. 3 кл. в 2-х частях
    4. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика. 4 кл. в 2-х частях


  • Завершенная предметная линия учебников «Окружающий мир»:
    1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 кл. в 2-х частях
    2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 кл. в 2-х частях
    3. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 кл. в 2-х частях
    4. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 кл. в 2-х частях





  • Завершенная предметная линия учебников «Технология»:
    1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. 1 кл.
    2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. 2 кл.
    3. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. 3 кл.
    4. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. и др. Технология. 4 кл.


  • Завершенная предметная линия учебников «Музыка»:
    1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 1 кл.
    2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 2 кл.
    3. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 3 кл.
    4. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 4 кл.


  • Завершенная предметная линия учебников «Изобразительное искусство»:
    1. Неменская Л.А. (под ред. Неменского Б.М.). Изобразительное искусство. 1 кл.
    2. Коротеева Е.И. (под ред. Неменского Б.М.). Изобразительное искусство. 2 кл.
    3. Горяева Н.А. (под ред. Неменского Б.М.). Изобразительное искусство. 3 кл.
    4. Неменская Л.А. (под ред. Неменского Б.М.). Изобразительное искусство. 4 кл.




«Школа России» - новые знакомые книги

В ноябре 2010 года издательство «Просвещение» получило положительные экспертные заключе-ния Российской академии наук и Российской академии образования о том, что система учебников «Школа России» обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и полностью соответствует требованиям ФГОС.

Все учебники, составляющие завершённые предметные линии УМК «Школа России», получили положительные оценки РАН и РАО.
Основной вывод Российской академии наук по каждому учебнику УМК «Школа России»: «Со-держание учебника соответствует современным научным представлениям с учётом ступени об-щего начального образования в соответствии с ФГОС».

Основной вывод Российской академии образования по каждому учебнику УМК «Школа Рос-сии»: «Содержание учебника соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Содержание учебника соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся».

Для авторского коллектива УМК «Школа России», ученых, чьи имена известны всем, кто рабо-тает в системе начального образования (В.Г. Горецкий, М.И. Моро, А.А. Плешаков, Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.П. Канакина, Л.М. Зеленина), приоритетным вектором развития УМК всегда было и есть – его соответствие запросам времени в сочетании с сохранением лучших традиций российского образования. Кстати сказать, такая позиция соответствует важнейшей методологической составляющей ФГОС.
Существенной особенностью всего УМК «Школа России» является направленность на формиро-вание у учащихся универсальных учебных действий как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов. В доработанных учебниках «Школы России» этим и другим важнейшим аспектам начального общего образования, зафиксированным в но-вом стандарте, уделено особое внимание.

Главный принцип модернизации учебников УМК «Школа России» — усиление ориентиро-вания учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность и реализацию идеологической основы ФГОС – Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В этой связи основными направлениями доработки учебников являются:
- введение специальных заданий для формирования умения школьников самостоятельно формулировать учебную задачу к изучаемой теме, конкретному уроку;





- увеличение заданий и вопросов воспитывающего и занимательного характера, в том числе заданий для работы в парах и/или группах, инициирующих деятельность младшего школьника, акцентирующих внимание ученика на собственное аргументированное суждение, раскрывающих связи учебного мате-риала с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД;
- внесение изменений в задания для формирования мотивации обучения, контрольно-оценочной деятельности младших школьников; заданий на поиск и отбор информации, освоение компьютерной грамотности и т.д.;



- включение в учебники рубрик: «Наши проекты», «Странички для любознательных», «Выскажи свое мнение», «Готовимся к олимпиаде», «Что узнали. Чему научились», «Проверим себя и оценим свои до-стижения» и др.



^

Горецкий В.Г. Азбука. Учебник: 1 класс: В 2 ч.

Горецкий В.Г., Федосова Н.А, Прописи к "Русской азбуке" 1,2,3,4





^ Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 1 класс




^ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Литературное чтение: Учебник: 1 класс: В 2 ч.

Бойкина М. В., Виноградская Л. А. Литературное чтение: Рабочая тетрадь: 1 класс




^

Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. и др. Математика: Учебник в 2 ч. и Тетради по математике № 1, 2 для 1 класса







Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник и Рабочая тетрадь:

1 класс







Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П. Технология: Учебник и Рабочая тетрадь: 1 класс