sotrud.ru 1 2 ... 6 7



Христенко Е.В.


СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ


Социальное страхование - наиболее динамично развивающаяся область государственной политики РФ. Это влечет за собой регулярные изменения нормативно-правовой базы и, как следствие, отсутствие достаточного количества учебной литературы, отражающей актуальное положение в сфере социального страхования. Данное учебное пособие разработано для студентов, обучающихся по специальности «Управление персоналом» и изучающих курс «Основы социального страхования». В пособии представлена структура современной системы социального страхования РФ, раскрыто содержание деятельности государственных внебюджетных фондов, охарактеризованы основные виды выплат и суть всех видов социального страхования в РФ по состоянию на 2005-2006 г.г.

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ


1.Финансовая система РФ …………………………………………………….4 2. Система социального страхования …………………………………. …….5

3. История социального страхования…………………………………………8


ГЛАВА I

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ. ……………………………..9


  1. Обязательное государственное страхование




    1. Пособие по временной нетрудоспособности ………………………………...12

    2. Пособия, связанные с материнством:

1.2.1. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в

ранние сроки беременности. ………………………………….16

1.2.2. Пособие по беременности и родам. …………………………..17

1.2.3. Единовременное пособие при рождении ребенка……………21

1.2.4. По уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет......22



    1. Дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами; …………………………………………………………………….23

    2. Социальные пособия на погребение…………………………………….…….24


    3. Санаторно-курортное лечение работников и детей……………………….….24

    4. Оплата содержания детей в оздоровительных лагерях………………….…..27




    1. 2. Страхование от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний……………………………………………………………………..30



2.1. Пособия по временной нетрудоспособности (по больничному листку) в связи с получением трудового увечья……………………………………………………....33

2.2. Единовременная страховая выплата……………………………………….….33

2.3. Ежемесячные страховые выплаты……………………………………………34

2.4. Дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших……………………………………………………….38


3. Санаторно-курортное обслуживание льготной категории граждан …………………………………………………………………………….41


4. Обеспечение льготной категории граждан бесплатным проездом к месту лечения………………………………………………………………46


5. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации……………………………………………………………………………..48


ГЛАВА II. ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА РФ.


1.Экономическое содержание пенсионного страхования………………54

2.Пенсионная реформа в России…………………………………………..56

3. Основные различия между старой пенсионной системой и новой...64

4. Основные понятия нового пенсионного законодательства…………65

5. Трудовые пенсии………………………………………………………….73

5.1. Трудовая пенсия по старости……………………………….….74

5.2. Трудовая пенсия по инвалидности……………………….……76

5.3. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца………………79

6. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению……...……82

6.1. Пенсия за выслугу лет…………………………………………..86

6.2. Пенсия по старости………………………………….…………..88


6.3. Пенсия по инвалидности………………………………………..89

6.4. Пенсия по случаю потери кормильца……………….…………95

6.5. Социальная пенсия…………………………...……….………...96

7. Размеры пенсий………………………………………………………..….98

ГЛАВА III. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ.

1. Системы экономического функционирования здравоохранения…………………………………………………………………………..101


  1. Система обязательного медицинского страхования……………102

  2. Добровольное медицинское страхование как альтернатива ОМС……………………………………………………………………105


ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………….111


ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................................................112

ВВЕДЕНИЕ


1. Финансовая система Российской Федерации включает в себя бюджетную систему, внебюджетные фонды, финансы организаций различных форм собственности.





Бюджетная система страны охватывает федеральный бюджет РФ, бюджеты субъектов Федераций и местные бюджеты.

Внебюджетные фонды:

- Государственные внебюджетные фонды – фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

- Экономические внебюджетные фонды – фонды, которые формируются за счет региональных налогов и сборов, доходов от штрафов и лотерей, территориальных займов, имеют экономическую направленность. К ним относятся сейчас территориальные дорожные, экологические и другие фонды. Существуют также внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения, целью которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов, развитие и стимулирование производства.


Финансы организаций делят на финансы коммерческих организаций (хозяйственных товариществ и обществ, государственных и муниципальных унитарных предприятий, производственных и торговых кооперативов) и финансы некоммерческих организаций (общественных и религиозных организаций, благотворительных фондов, потребительских кооперативов и др.).

2. Система социального страхования Российской Федерации в настоящее время включает страхование по обязательному пенсионному, обязательному медицинскому и обязательному социальному страхованию и обеспечивается работой следующих внебюджетных фондов (рис. 1 на стр.7) :


  • Пенсионный фонд РФ (официальный сайт : www.pfrf.ru) ;

  • Фонд социального страхования (официальный сайт : www.fss.ru) ;

  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (официальный сайт : www.ffoms.ru/ffoms) .

Основным источником поступлений для данных государственных внебюджетных фондов являются средства, выплачиваемые предприятиями в составе единого социального налога (ЕСН). Его плательщиками выступают организации-работодатели всех форм собственности, а налогооблагаемой базой являются все выплаты, начисленные работодателем в пользу работника по всем основаниям. Налог взимается по регрессивной ставке. (См. Налоговый кодекс РФ, часть 2, ст. 236-242). Законодательство предусматривает некоторые льготы по уплате ЕСН. В качестве примера приведем ставки налога для обычных юридических лиц.

Таблица 1. Ставки единого социального налога (ЕСН) для организаций.


Налоговая база для каждого работника нарастающим итогом с начала года

Пенсионный Фонд РФ

Фонд социального страхования РФ

Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования


Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования

до 280.000 руб.

20%

2,9 %

1.1%

2%

От 280 000 -600.000 руб.

56.000 + 7,9 с суммы превыш.280000

8120+ 1,0% с суммы превыш.280000

3080 + 0,6% с суммы превыш.280000

5.600 + 0,5% с суммы превыш.280000

Свыше 600.000руб.

81.280 + 2% с суммы превыш.600000 руб.

11 320 руб.

5 000 руб.

7200 руб.



На рисунке 1 стр.7 представлена общая схема структуры современной системы социального страхования в РФ, её основные элементы и наиболее значимые выплаты, осуществляемые государственными внебюджетными фондами в связи с предусмотренными законодательством РФ страховыми случаями.

Как видно из схемы помимо ЕСН государственный бюджет также является источником некоторых поступлений во внебюджетные фонды в связи с определенными видами выплат, а также при дефиците собственных средств у данных фондов. Кроме того, финансирование ФСС осуществляется в виде страховых взносов по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые выплачивают работодатели всех форм собственности в соответствии с установленными на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности страховыми тарифами.



П Е Н С И О Н Н Ы Й Ф О Н Д

Пенсии по государс-твенному пенсион-ному обеспечению



3. История социального страхования в России.


2 июня 1903 года считается официальной датой рождения государственного социального страхования в России. В этот день императором Николаем II в Российской империи были введены Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горно-заводской промышленности.

Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем.

С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.

В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет.

А с 1931 года за счет средств государственного социального страхования начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санаториях, пансионатах, домах отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей.

С 1933 года социальное страхование перешло под управление профсоюзов.

До начала 90-х г.г. средства на государственное социальное страхование аккумулировались в консолидированном бюджете государственного соци­альногo страхования, который, в свою очередь, входил составной частью в государственный бюджет страны. Переход к рынку ознаменован в России рядом кардинальных изменений в организационной структуре хозяйства. В ходе этого произошла модернизация финансовой системы, и, прежде всего, ее центрального звена – общегосударственных финансов. Постепенно стали возникать, один за другим «отпочковываться» от бюджетной системы внебюджетные фонды. Главенствующие положение среди них по размеру мобилизуемых средств занимали внебюджетные социальные фонды. Внебюджетным социальным фондам придан статус самостоятельных финансовых учреждений. Внебюджетные фонды возникли не одновременно, каждый вводился особым законодательным актом.


Законом «О государственных пенсиях в РФ» № 340-1 от 20 ноября 1990г, пенсионное страхование было выделено в полностью автономную систему, определены на законодательном уровне условия формирования ПФР, принципы обязательного государственного пенсионного страхования. Важнейшим условием взаимоотношений ПФР и государственного бюджета являлся полный отказ от бюджетных дотаций.

1 января 1991 года в соответствии с постановлением Совмина РСФСР и ФНПР от 25 декабря 1990 г. № 600 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся в РСФСР» был создан Фонд социального страхования РСФСР.

Фонд обязательного медицинского страхования создан в соответствии с Законом Российской Федерации от 28 июня 1991 года №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».


ГЛАВА I. ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ


В соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 822 Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением.

Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов РФ, других фондов и изъятию не подлежат.

Управление фондом осуществляется Правительством РФ.

В настоящее время фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Фонде социального страхования РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 и состоит из:

— региональных отделений;

— центральных отраслевых отделений;

— филиалов отделений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации.


Ныне фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.


Средства Фонда социального страхования образуются за счет:


— страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

— страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

— страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в фонд;

— доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете фонда на соответствующий период;

— добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

— ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

— прочих поступлений (например, возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания)


Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет:

    1. 1. Обязательное государственное страхование,


которое предполагает следующие виды выплат:


1.1 Пособия по временной нетрудоспособности (оплата больничных листов);


1.2. Пособия, связанные с материнством:

- пособие по беременности и родам;

- при рождении ребенка;

- по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;

1.3. Дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-

инвалидами;

1.4. Социальные пособия на погребение;

    1. Санаторно-курортное лечение работников и детей;

    2. Оплата содержания детей в оздоровительных лагерях;




    1. 2. Страхование от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний,

которое обеспечивает следующие виды выплат:

    1. Пособия по временной нетрудоспособности (по больничному листку) в связи с получением трудового увечья

    2. Единовременная страховая выплата;

    1. Ежемесячные страховые выплаты;

    2. Дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших.


3. Санаторно-курортное обслуживание льготной категории граждан (122 ФЗ)

4. Обеспечение льготной категории граждан бесплатным проездом к месту лечения

5. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации

Рассмотрим более подробно выплаты, осуществляемые фондом социального страхования.



1. Обязательное государственное страхование:


    1. Пособие по временной нетрудоспособности


Застрахованным лицам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, признаваемыми налогоплательщиками единого социального налога в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации, пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) выплачиваются за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а за остальной период начиная с третьего дня временной нетрудоспособности - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Застрахованным лицам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы (перешедшими на упрощенную систему налогообложения либо являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого сельскохозяйственного налога), а также лицам, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2002 года № 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан".

В случаях, установленных законами Российской Федерации, федеральными законами, финансирование расходов, связанных с выплатой пособий по временной нетрудоспособности в размерах сверх установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании, осуществляется за счет средств федерального бюджета, передаваемых для этих целей Фонду социального страхования Российской Федерации (пособие по временной нетрудоспособности работникам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и др.)


Исходя из содержания пункта 1 ст. 1 Закона от 22.12.2005 № 180-ФЗ за весь период

временной нетрудоспособности застрахованному пособие по временной нетрудоспособности должно быть исчислено по общеустановленным правилам, т. е. определения размера пособия с учетом продолжительности непрерывного трудового стажа работника, ограничения пособия максимальным размером, продолжительность периода выплаты пособия, сроки выплаты и др. Однако выплата пособия будет осуществляться за счет двух источников:

за счет средств работодателя – первые два дня нетрудоспособности;

за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации с третьего дня временной нетрудоспособности до окончания нетрудоспособности.

Такой порядок выплаты пособия применяется только на случай заболевания или травмы самого работника.

В таком же порядке выплачивается пособие по временной нетрудоспособности вследствие бытовой травмы, т. е. первые два дня нетрудоспособности за счет средств работодателя, с третьего дня – за счет средств Фонда.

В случае временной нетрудоспособности в связи с уходом за больным членом семьи или ребенком, при карантине, при протезировании, при искусственном прерывания беременности, отпуске по беременности и родам, при несчастных случаях на производстве или профессиональных заболеваниях пособие выплачивается с первого дня нетрудоспособности за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Пособие по уходу за больным ребенком, не достигшим 7-летнего возраста, выдается за весь период заболевания, а в возрасте от 7 до 15 лет - не более чем за 15 календарных дней, если по заключению врачей не требуется большего количества дней по уходу за больным ребенком. Пособие по уходу за заболевшим членом семьи, при амбулаторном лечении выдается не более чем за 3 календарных дня, в исключительных случаях – до 7 дней.


В период стационарного лечения пособие по уходу за взрослым членом семьи и подростком старше 15 лет не выдается.


Пособие по временной нетрудоспособности исчисляется из средней заработной платы застрахованного лица, выплачиваемой ему работодателем, производящим выплату указанных пособий, за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, с учетом непрерывного трудового стажа и других условий, установленных нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании.


Исчисление средней заработной платы осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом в случае повышения размера заработной платы в расчетном периоде указанное повышение учитывается с даты повышения фактически начисленной заработной платы.

Застрахованному лицу, которое в течение последних 12 календарных месяцев перед наступлением временной нетрудоспособности проработало фактически менее трех месяцев, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) выплачиваются в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов. В случае если застрахованное лицо в течение последних 12 календарных месяцев перед наступлением временной нетрудоспособности работало у нескольких работодателей, при определении периода фактической работы учитывается также период (периоды) его работы у предыдущего (предыдущих)работодателя (работодателей).

Федеральным законом от 29.12.2004 № 198-ФЗ установлены следующие размеры минимальной оплаты труда:



с 1 января 2005 года в сумме – 720 рублей;

с 1 сентября 2005 года – 800 рублей;

с 1 мая 2006 года – 1100 рублей.


В настоящее время размер пособия установлен при условии продолжительности непрерывного трудового стажа:

- до 5 лет – 60 процентов заработка;

- от 5 до 8 лет – 80 процентов заработка;

- от 8 лет и свыше – 100 процентов фактического заработка.


В любом случае, размер пособия не может превышать 15000 рублей за полный календарный месяц.


Федеральным законом от 22 декабря 2005 года № 173-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год» на этот вид пособия запланировано направить более 83 млрд. рублей.


Суммы пособий по временной нетрудоспособности облагаются подоходным налогом по правилам установленным соответствующим законодательством.

Отчисления на социальное страхование с сумм пособий действующим законодательством не предусмотрено.


1.2. Пособия, связанные с материнством.

1.2.1. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель)


Для получения данного пособия женщине необходимо взять в женской консультации справку произвольной формы о постановке на учет в первые 12 недель беременности.


С 1 января 2002 года размер данного пособия устанавливается в твердых суммах – 300 рублей.

Пособие выдается по месту работы женщины только в денежном выражении.

Пособие выплачивается одновременно с пособием по беременности и родам, если справка о постановке на учет представляется одновременно с документами, необходимыми для получения пособия по беременности и родам; либо в течение десяти дней после представления справки о постановке на учет в ранние сроки беременности, если указанная справка представлена позже.



Выплата этого пособия регулируется следующими нормативными актами:


1. Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;


2. Федеральным законом от 07.08.2000 № 122-ФЗ «О порядке установления размеров

стипендий и социальных выплат в Российской Федерации»;

3. Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

4. Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 04.09.95 № 883).

· Сумма единовременного пособия налогами не облагается и не учитывается в доходах для налогообложения.

· Отчисления на социальное страхование с суммы пособия действующим законодательством не предусмотрено.

· Пособие выплачивается одновременно с пособием по беременности и родам.


1.2.2. Пособие по беременности и родам


Это пособие предоставляется женщинам на период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 дней до родов и 70 дней после родов. В случае осложненных родов послеродовой отпуск по беременности и родам увеличивается на 16 дней, а в случае многоплодной беременности продолжительность отпуска составляет 84 дня до родов и 110 дней после родов.

Работникам, усыновившим ребенка, предоставляется отпуск на период со дня усыновления и до истечения 70 дней со дня рождения усыновленного ребенка, а при одновременном усыновлении двух и более детей - 110 календарных дней со дня их рождения. Основанием для предоставления такого отпуска является заявление работника о предоставлении отпуска, которое подается по месту работу, с указанием его продолжительности и представлением документа, подтверждающим право работника на его получение (решение суда об установлении усыновления ребенка).Женщинам, по их желанию, вместо указанного выше отпуска, может быть предоставлен отпуск по беременности и родам такой же продолжительности, т.е. со дня усыновлении ребенка не более 70 дней со дня его рождения, а при одновременном усыновлении двух и более детей - 110 календарных дней со дня их рождения.



Основанием для предоставления отпуска по беременности и родам является листок нетрудоспособности, который выдается лечебным учреждением в установленном порядке. В случае усыновления ребенка обоими супругами пособие выдается тому супругу, которому предоставлен отпуск в связи с усыновлением ребенка. При этом предоставляется справка с места работы другого родителя, усыновившего ребенка, о том, что он не использует отпуск или супруга не находится в отпуске по беременности и родам и ему/ей пособие не выдавалось.


В 2006 году пособие по беременности и родам женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию, исчисляются из средней заработной платы застрахованного лица, выплачиваемой ему работодателем, производящим выплату указанных пособий, за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу отпуска по беременности и родам.

Исчисление средней заработной платы осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом в случае повышения размера заработной платы в расчетном периоде указанное повышение учитывается с даты повышения фактически начисленной заработной платы.

В связи с этим, в 2006 году средний заработок для расчета пособия по беременности и родам определяется в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления среднего заработка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 года № 213, и с учетом положений статей 2 и 3 Федерального закона от 22 декабря 2005 года № 180-ФЗ.

В 2006 году застрахованному лицу, которое в течение последних 12 календарных месяцев перед наступлением отпуска по беременности и родам проработало фактически менее трех месяцев, пособие по беременности и родам выплачиваются в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, -минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов. В случае если застрахованное лицо в течение последних 12 календарных месяцев перед наступлением отпуска по беременности и родам работало у нескольких работодателей, при определении периода фактической работы учитывается также период (периоды) его работы у предыдущего (предыдущих) работодателя (работодателей).


В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 22 декабря 2005 года № 180-ФЗ «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году» на 2006 год приостанавливается действие статьи 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в части исчисления пособия по беременности и родам женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию.

Минимальный размер оплаты труда с 1 января 2005 года установлен в сумме 720руб., с 1 сентября 2005 года - 800 рублей, с 1 мая 2006 года – 1100 рублей

(Федеральный закон от 29 декабря 2004 № 198-ФЗ).

Пособие по беременности и родам в 2006 году по-прежнему исчисляется в размере 100 % среднего заработка независимо от продолжительности непрерывного трудового стажа (ст. 6 Федерального закона от 22.12.2005 г. № 180-ФЗ).

Максимальный размер пособия по беременности и родам женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию, установленного Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", за полный календарный месяц не может превышать 16 125 рублей.

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по беременности и родам определяется с учетом этих коэффициентов.

В связи с тем, что до настоящего времени не установлен единый районный коэффициент, максимальный размер пособия определяется с учетом районного коэффициента, установленного на федеральном уровне для конкретной местности для непроизводственных отраслей.

Пособие выплачивается по месту работы.


Порядок начисления и выплаты пособия по беременности и родам устанавливается:

1. Федеральным законом от 22.12.2005 г. № 180-ФЗ «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году»;

2. Федеральным законом от 31.12.2002 № 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан";

3. Федеральным законом от 07.08.2000 № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации»;

4. Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;

5. Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

6. Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 04.09.95 № 883).

Сумма пособия по беременности и родам налогами не облагается и не учитывается

в доходах для налогообложения.

Отчисления на социальное страхование с суммы пособия действующим

законодательством не предусмотрено.


1.2.3. Единовременное пособие при рождении ребенка


Право на единовременное пособие при рождении (усыновлении в возрасте до трех месяцев) ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.

В случае рождения (усыновления) двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка.

При рождении мертвого ребенка указанное пособие не выплачивается.


Единовременное пособие при рождении (усыновлении) ребенка выплачивается в размере 8 000 рублей.

Работающим гражданам пособие выдается по месту работы, неработающим – органами социальной защиты населения по месту жительства.

Для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка представляются: заявление о назначении этого пособия, справка о рождении ребенка, выданная органами ЗАГСа. Кроме того, в случае, если родители работают (учатся, служат) для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка дополнительно представляется справка с места работы другого родителя о том, что такое пособие не назначалось. Для назначения и выплаты пособия органами социальной защиты населения также дополнительно представляются выписка из трудовых книжек, военного билета или другого документа о последнем месте работы (учебы, службы), заверенные в установленном порядке.

Порядок выплаты и размеры данного пособия установлены:
1. Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;
2. Федеральным законом от 07.08.2000 № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации»;
3. Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

4. Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 04.09.95 № 883).


Сумма пособия при рождении ребенка налогами не облагается и не учитывается в доходах для налогообложения.
Отчисления на социальное страхование с сумм пособий действующим законодательством не предусмотрено.


1.2.4. Пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.


Данное пособие выплачивается ежемесячно одному из членов семьи, фактически осуществляющему уход за ребенком (матери, отцу, опекуну, попечителю), со дня предоставления отпуска, но не ранее окончания отпуска по беременности и родам.

С 1 января 2006 года размер пособия установлен в твердых суммах – 700 рублей в месяц.


Пособие выдается по месту работы лица, осуществляющего уход за ребенком.


Нормативные акты, регулирующие выплату этого пособия:

1. Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;

2. Федеральным законом от 07.08.2000 № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации»;

3. Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

4. Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 04.09.1995 № 883);

5. Федеральным законом от 22.12.2005 № 181-ФЗ «О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"».


Сумма пособия на период отпуска по уходу за ребенком налогами не облагается и не учитывается в доходах для налогообложения.

Отчисления на социальное страхование с сумм пособий действующим законодательством не предусмотрено.


    1. Дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами;


Статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление работнику четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста восемнадцати лет. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере дневного заработка.

Детально вопросы применения данного положения рассмотрены в разъяснении "О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации от 04.04.2000 № 26/34 (в редакции Постановления Минтруда и Фонда социального страхования от 15.04.2002 № 26/40), и в совместном письме Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 05.04.2002 № 296-ап и Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.04.2002 № 02-08/05-762п «О дополнительных оплачиваемых выходных днях для ухода за детьми-инвалидами». (см.Приложе-ния)



    1. Социальные пособия на погребение;


Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»

установлено социальное пособие на погребение работавших граждан в размере, не

превышающем десятикратного размера минимальной оплаты труда. С 1 января 2001

года размер пособия установлен в твердых суммах – 1000 рублей. Пособие

выплачивается одному из родственников, взявшему на себя обязанность осуществить


погребение. Выплата пособия производится организацией, где работал умерший.

В районах и местностях, где применяется районный коэффициент к заработной плате, социальные пособия на погребение выплачивается с учетом этих коэффициентов.

Для получения данного пособия необходимо написать заявление в бухгалтерию

предприятия и предоставить копию свидетельства о смерти.



следующая страница >>