sotrud.ru 1

4 класс Тема Урока: Музыкальные инструменты ( скрипка и виолончель).

Вариации на тему рококо.


1 слайд: Тема нашего урока «Музыкальные инструменты», а о каких инструментах пойдет речь, ответьте мне сами, рассмотрев картины. 1 картина - художник Петров – Водкин.

2 картина – художник А.ван Остаде. Что же это за инструменты? ( скрипка, виолончель). Родились виолончель и скрипка в Италии почти 500 лет назад.

К какой группе инструментов симфонического оркестра они относятся? ( струнно-смычковые). А чем же они отличаются? ( скрипка меньше виолончели)


2 слайд: А как играют на этих инструментах? Скрипка – играют стоя, держа инструмент горизонтально, положив его на плечо и придерживая подбородком. А на виолончели – сидя, держа инструмент вертикально, упирая в пол остроконечной металлической подставкой.


3 слайд: Виолончель нередко называют басом. Помните басню И.Крылова «Квартет»? « Ты с басом, Мишенька, садись против альта, я , прима, сяду против вторы…» Речь здесь идёт об ансамбле в который входят 4 инструмента: две скрипки, альт и виолончель. А виолончель назвали «Басом», потому что он самый низкий по звучанию инструмент в квартете.

Давайте, послушаем и вспомним, как играли музыканты- медведь, осёл, козел и Мартышка на инструментах. Получилась ли у них красивая музыка? Почему?

( нет, у них получилась бессмыслица, а почему?)


4 слайд: А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, самая разнообразная музыка – звучит красиво, выразительно, увлекательно.

Послушайте «ноктюрн» одну из известных частей струнного квартете А.П.Бородина. Ноктюрн (по-французски – ночной)


5 слайд: И ответьте на вопросы.


6 слайд: Вариации на тему рококо – так назвал свое сочинение для виолончели с оркестром Петр Ильич Чайковский. Давайте вспомним, что такое вариации?

А что это за необычное слово «рококо»? Происходит оно от французского слова «рокайль», что означает раковина. Именно её изображение часто помещалось в центре орнамента.


7 слайд: Откройте учебники на стр. 77 – прочитаем.


8 слайд: Слушание – вопрос.

9 слайд: Итог урока.