sotrud.ru 1

«Обновление содержания образования в свете требований ФГОС на уроках гуманитарного и естественно - научного циклов в 5 классах».


( тезисы выступления «Системно-деятельностный подход как методология ФГОС»)


Юдина Л.И., методист МОУ «Методический центр»


Содержание образования – это определенный объем умений, знаний и навыков по конкретной дисциплине, который отобран из соответствующих областей на основании тех дидактических принципов, которые имеются. При помощи определенных источников информации и средств (технические и наглядные, учебные пособия) обучающимся передается отобранная информация. В компоненты содержания образования входят

- эмоционально-ценностные отношения,

- умения и навыки,

- накопленный творческий потенциал,

- знания.

Современный урок –урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам, личности ребенка, его родителей, общества, государства.

 Методические принципы современного урока


  1. Субъективизация

  2. Метапредметность

  3. Деятельностный подход, но системно-деятельностный

  4. Коммуникативность

  5. Рефлексивность

  6. Импровизационность

     Три постулата заложены в основание новой технологии урока.  

  1. Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;

  2. Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;

  3. Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

     Рассмотрим ресурсы современного урока.  Это человеческие, методические и технологические ресурсы. Остановимся подробнее на каждом из видов. Человеческие ресурсы включают в себя три взаимосвязанные между собой составляющие, работающие в тесном сотрудничестве: учитель, ученик, родители. Методические ресурсы включают в себя формы, технологии, содержание, приёмы, методы обучения.      


     Технологические ресурсы – это технологии обучения, которые всем нам хорошо известны. Вот некоторые из них: проектная деятельность, ИКТ, развивающее обучение, модульное обучение, КСО, интерактивная доска, здоровьесберегающие технологии.  

    Модели современного урока: традиционная и инновационная. Традиционная включает в себя следующие компоненты: триединая цель урока, план-конспект, преобладающая фронтальная форма обучения, методы и приемы обучения, типы уроков. Инновационная модель в свою очередь делится на деятельностную и развивающую. Включает в себя следующие компоненты: ключевые и базовые компетентности, обязательное проектирование урока учителем, разнообразные формы обучения, технологическую карту урока, практический опыт деятельности.

Критерии эффективности современного урока 

Обучение через открытие.

Наличие дискуссий, характеризующихся различными  точками зрения по изучаемым вопросам.                    

Развитие личности.

Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.

Демократичность, открытость.

Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены.

Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Требования к учителю


  1. Чётко и точно формулирует задания

  2. Не даёт новые знания ученикам в готовом виде

  3. Не повторяет задание 2 раза

  4. Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам

  5. Не повторяет то, что уже сказали ученики

  6. Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза
  7. Подбирает комплексные задания


Разговор наш мы хотели бы направить на понимание сотрудничества педагогов различных предметов , на понимание роли сотрудничества между учителями , работающими в 5 классе . Умение самого учителя работать в паре, работать в группе – очень важно.

Чтобы научить чему-то другого, нужно учиться самому.

Какие же этапы нужно пройти, чтобы научить решать задачи, читать, писать,

чтобы уметь учиться.