sotrud.ru 1

Урок литературы в 10 классе «Трепет жизни» в творчестве А. А. Фета.

Тема: «Трепет жизни» в творчестве А. А. Фета. (К 190-летию со дня рождения)

Цели урока:

Обучающие: познакомить учащихся с биографией А. А. Фета и феноменом «двойничества» поэта, дать представление об основных особенностях лирики Фета, ввести термин «импрессионизм», напомнить о литературных направлениях – «чистое и утилитарное искусство».

Развивающие: совершенствовать умение анализировать поэтический текст, развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово, развивать культуру общения и речи.

Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство прекрасного.

Оборудование: мультимедийная презентация, распечатки стихотворений Фета для анализа.

Ход урока:

1.Оргмомент. Сообщение темы и целей урока. (Слайд 1)

2. Вступительное слово учителя:

Сегодня мы поговорим о поэте, который, по мнению его современника Якова Полонского, является «самым пронзительным русским лириком». Это поэт, который умел улавливать «трепет жизни» и поэтическим языком говорить о величии человеческого духа. Это поэт, который стремился растапливать «будничный лед» «радужными лучами идеального солнца», которыми был озарен его духовный мир. И в то же время он был человеком, умеющим рачительно и бережно вести хозяйство, стать крепким помещиком, исполнить свою мечту стать богатым. Я говорю об Афанасии Афанасьевиче Фете, русском поэте, лирике, 190 лет со дня рождения которого мы отмечаем сегодня. (Слайд 2)

Мы вспомним не только факты его биографии, но и поговорим о «двойственности» его природы, прочитаем его стихотворения, послушаем романсы на его стихи. Покажем свои умения анализировать художественный текст, эмоционально откликаться на художественное слово. Это будет не совсем обычный урок.

Представим себе, что мы гуляем по портретной галерее, где к юбилею вывесили портреты писателя и тех, кто его окружал, кто сопровождал его по жизни, был близок, оказывал на него влияние, оставил след в его жизни. Вы будете выступать одновременно и в роли экскурсоводов, и в роли экскурсантов, в роли чтецов стихов Фета и в роли их слушателей, потому что мы все участвовали в подготовке этого урока.


3. Сообщения учащихся о биографии Фета, этапах его творчества, чтение стихотворений, работа с презентацией.

№ слайда

Текст

Слайд 3

Шеншин (Афанасий Афанасьевич, он же Фет) – известный русский поэт-лирик. Родился 23 ноября 1820 г. неподалеку от города Мценска Орловской губернии. Его отцом был богатый помещик Шеншин, мать – Каролина Шарлотта Фёт.(В Шарлотту Фёт Шеншин страстно влюбился, находясь на лечении в Германии, и тайком увез ее в Россию, где спустя несколько месяцев родился мальчик, ставший замечательным русским поэтом). Отец запомнился ему суровым, скупым на ласку. Именно его характер, его порядки определяли домашнюю атмосферу. Мать поэта была робкой, покорной женщиной. Родители в браке не состояли. Мальчик был записан сыном Шеншина, но когда ему было 14 лет, обнаружилась юридическая незаконность этой записи, что лишало его привилегий, дававшихся потомственным дворянам. Отныне он должен был носить фамилию Фёт (Фетом он стал позже и случайно: в типографии, где печатался журнал с его стихами, наборщик забыл поставить точки над «е»). Так богатый наследник внезапно превратился в человека без имени , сына безвестной иностранки. Фет принял это как позор. Вернуть утраченное положение стало навязчивой идеей, определившей весь его жизненный путь.

Слайд 4

Учился в немецкой школе - пансионате в городе Верро (ныне Выру, Эстония), затем в пансионате профессора Погодина М.П., историка, писателя, журналиста, в который поступил для подготовки в Московский университет. Окончил в 1844 г. словесное отделение философского факультета университета, где сдружился с Аполлоном Григорьевым – мечтательным юношей, ставшим впоследствии известным поэтом и литературным критиком.


Слайд 5

Но прилежным студентом Фет не стал. Вместо того чтобы сидеть в многолюдной аудитории, он искал уединения, писал стихи в заветной тетради.

Слайд 6

Когда тетрадь основательно пополнилась, Фет через Погодина передал ее Гоголю. Тот вернул со словами: «Гоголь сказал, что это несомненное дарование». Так появился первый сборник стихов, который впоследствии автор не решался перепечатывать, считая подражательными.

Слайд 7

Следующие его стихи показывали, что он стал самобытным, оригинальным поэтом.

Слайд8

  • композиция по стихам Фета :

-«Это утро, радость эта…»,

-«Я пришел к тебе с приветом…»,

-«Еще весны душистой нега…»,

-«Летний вечер тих и ясен…»,

-«Заря прощается с землею… »,

-«Какая ночь, как воздух чист…»

Слайд 8

? В чем своеобразие изображения природы в лирике Фета?

(Это фрагментарность, импрессионизм в изображении внешнего мира и целостность мира ощущений, мира духовного, внутреннего; неожиданность метафор и сравнений; недоговоренность, дающая возможность читателю самому пережить радость общения с поэзией, природой и красотой)


? Как понимать импрессионизм в поэзии?

(Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не изображается, а фиксируется обрывками и как будто не складывается в цельную картину)

Слайд 8


Слайд 9

В 1850 г. было опубликовано стихотворение «Шепот, робкое дыхание», ставшее для многих едва ли не символом всей поэзии Фета.



  • чтение стихотворения «Шепот, робкое дыханье…»

Вопросы:

1) В чем особенность этого стихотворения с точки зрения синтаксиса?

(все стихотворение – одно сложное предложение, состоящее из назывных, отсутствуют глаголы)


2)Как вы думаете, «безглагольность» этого стихотворения лишает ли его действия, движения; оно статично, или Фет нашел способ передать смену состояния через существительные?

(дыхание, трели, колыханье, тени без конца, ряд волшебных изменений, лобзания, слезы)


3) Что делает это стихотворение импрессионистичным?

(лексика, передающая цвет, звук, свет)


4) Какой художественный прием использует автор, указывая на соответствие между миром природы и чувствами человека?

(психологический параллелизм)


5) Какой лирике – любовной или пейзажной – можно отнести это стихотворение? Можно ли провести четкую границу?



Слайд 10

Журналы охотно печатали стихи Фета

Слайд 10

А фетовское «На заре ты ее не буди…», положенное на музыку композитором Александром Егоровичем Варламовым, распевалось по все России как народная песня.



  • звучит романс «На заре ты ее не буди»

Слайд 11

Среди ценителей поэзии у Фета появилось много поклонников. Но они не могли вернуть ему дворянского звания. Афанасий Афанасьевич принимает твердое решение – пойти на военную службу. По закону того времени чин офицера должен был возвратить ему принадлежность к дворянству.


В 1845 г. Фет поступает в Кирасирский полк, расквартированный в Херсонской губернии. Однообразие служебных будней скрашивает только знакомство с местными помещиками.


Слайд 12

Находясь на военной службе, Фет познакомился с умной и обаятельной девушкой Марией Лазич, великолепной музыкантшей. В Марии Фет нашел знатока поэзии, ценительницу его собственных стихов. Пришла любовь… Но Лазич была бедна. Мечтающий о восстановлении дворянского звания и материальном достатке, Фет не решился жениться на бесприданнице. Влюбленные расстались. Вскоре Мария Лазич трагически погибла. Много жертв принес Фет, стремясь к своей цели, но самой тяжелой была потеря этой беззаветно любившей его девушки. Ее образ присутствует во многих любовных стихах Фета, придавая им горестную окраску.

Слайд 13

Памяти Марии Лазич посвящено и стихотворение «Старые письма» (1859)

  • чтение стихотворения «Старые письма»

Слайд 14

Тем временем росла его литературная слава. Он возобновляет старые литературные связи и завязывает новые, сотрудничает в журнале «Современник», сближается с И.С.Тургеневым, знакомится с Л.Н.Толстым.

50-е годы стали для поэта «звездным часом», временем наиболее полного признания его таланта.

Слайд 15

Стихи Фета были необычны и непривычны, потому что его слово призвано передавать запахи, звуки, музыкальные тона, световые и цветовые впечатления.



  • звучит стихотворение «Как беден наш язык…»



Вопросы:

1)Какова основная мысль первой части стихотворения?

(трагическое, непреодолимое одиночество человека в мире, несовершенство человеческого языка)



2)В чем видит автор задачу поэта и сущность поэзии?


(«Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук

Хватает на лету и закрепляет вдруг

И темный бред души, и трав неясный запах…)


3)Что, по-вашему, стоит за этими словами?

Какие проявления человеческой натуры и природы должны прежде всего интересовать поэта?


(темные, загадочные, мистические – такие, дать объяснение которым «обычные слова» не в силах, на это способна только поэзия)


Слайд 16

Итак, отметим особенности лирики Фета:

-использование приемов импрессионизма;

-метафоричность;

-ассоциативность;

-музыкальность, мелодичность.


Слайд 17

В 1857 г. 37-летний Фет знакомится с дочерью богатого московского чаеторговца Марией Петровной Боткиной. Она была некрасива, но с милой и доброй улыбкой. Недолго ухаживая, Фет сделал ей предложение. Он выгодно женился на богатой невесте, не любя ее. А Мария Петровна любила Афанасия Афанасиевича всю жизнь, ходила за ним, как нянька. Неприкаянный Тургенев завидовал их тихому семейному счастью.

«Звездный час» поэзии Фета прошел. Он испытал к ней охлаждение.

Слайд 18

Получив в приданое некоторую сумму, Фет покупает поместье в деревне Степановке Мценского уезда и занимается исключительно им. «Он теперь сделался агрономом – хозяином до отчаянности,- сплетничал Тургенев Полонскому,- отпустил бороду до чресл…, о литературе и слышать не хочет». Семнадцать лет поэт почти не пишет стихов. Но зато рачительное хозяйствование сделало его зажиточным помещиком.

Слайд 18


Так Фет шел к своей цели, к исполнению своей заветной мечты. Но была и еще одна причина такого резкого охлаждения к поэзии.

Слайд 19

  • Сообщение учащегося «Фет и “чистое искусство”»



Накануне реформы 1861 г. обострились социальные отношения и на страницах журнала «Современник» развернулась общественно-политическая борьба, оценка творчества Фета революционерами-демократами изменилась. Поскольку Фет никогда не демонстрировал в поэзии свою гражданскую позицию, революционно-демократическая критика стала отзываться о нем недоброжелательно. В это время социальных бурь он оказался чуть ли не единственным представителем так называемой «школы чистого искусства», кто не написал ни одного «тенденциозного» стихотворения. Он считал, что в поэзии не должно быть никакой утилитарности, поэзия не может быть средством выражения идей, она самодостаточна и самоценна. Искусству, писал Фет, не пристало придерживаться каких-то «направлений», оно должно служить «чистой красоте». Поэт считал, что «целый мир от красоты // От велика до мала». Тем самым он погубил свою репутацию в глазах демократической публики, теперь его считали реакционером, а его лирику – «уходом от жизни». В знак протеста Фет вместе с Тургеневым и Толстым покинул журнал «Современник». Отношение к Фету изменилось в начале 20 века, когда появилась поэзия символистов. Валерий Брюсов, Константин Бальмонт подчеркивали достоинства произведений Фета. «Фет – мудрейший среди наших лириков, и притом (что замечательно) поэт, всего ближе стоящий к современной символистической школе»,- считали символисты.

Слайд 20

Наверное, поэтому, даже глубоко уйдя в хозяйственные заботы, Фет не мог оставаться равнодушным к красоте. Известно, что в жизни поэта была женщина, поразившая однажды воображение поэта. Глубину его чувств легко можно понять, познакомившись с одним из лучших произведений русской любовной лирики – «Сияла ночь. Луной был полон сад…»




  • звучит стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…»




Слайд 21


Слайд 22


Слайд 23

Известно, что это была мгновенная реакция поэтической души Фета на чудное пение Татьяны Андреевны Берс (в замужестве Кузьминской), младшей сестры жены Льва Николаевича Толстого. Она стала прототипом Наташи Ростовой в «Войне и мире».

Когда-то Татьяна Кузьминская пела в Ясной Поляне в присутствии Фета, который был растроган ее пением. Прошли годы, и вновь летней ночью пела Кузьминская. Фет, взволнованный, поднялся в спальню, а утром преподнес певице стихи. В это время, когда Феты гостили у Толстых, Татьяна Берс переживала тяжелые минуты своей жизни (разрыв с младшим братом Льва Николаевича, Сергеем). Может быть, слушая пение и игру Татьяны на рояле поздним звездным вечером, Афанасий Афанасьевич вспомнил свой давний разрыв с любившей его девушкой? И кому же тогда посвящены эти строки:

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь.

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь.

Слайд 24

  • композиция по стихам Фета:

- звучит романс «Я тебе ничего не скажу»


-звучат стихотворения:

«Певице»

«Призыв к любимой»


Слайд 24

Задание:

Сравнить стихотворения А.Фета «Сияла ночь…» и А.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»,

стихотворения А.Фета «Я тебе ничего не скажу» и А.Пушкина «Я вас любил…».

? Что общего в настроении, интонации, сюжете? Чем различны?



Слайд 25

В 1873 г. за Фетом была утверждена фамилия Шеншин со всеми связанными с нею правами. В 1881 г. он купил в Москве дом и стал приезжать в Воробьевку на весну и лето уже дачником, сдав хозяйство управляющему. В это время он с новой энергией принялся за поэзию оригинальную и переводную и мемуары.

Слайд 26

В конце января 1889 г. в Москве был торжественно отпразднован юбилей 50-летней литературной деятельности Фета. Скончался Афанасий Афанасьевич Фет 21 ноября 1892 г., не дожив двух дней до 72 лет, похоронен в родовом имении Шеншиных селе Клейменове, в Мценском уезде, в 25 верстах от Орла. Мария Боткина пережила мужа всего на 2 года.

Слайд 27

«Человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г. Фет»,- писал Н.А.Некрасов.

Слайд 28

Будучи 70-летним стариком Фет написал:


Покуда на груди земной

Хотя с трудом дышать я буду,

Весь трепет жизни молодой

Мне будет внятен отовсюду.


«Трепет жизни» - вот то, что Фет умел улавливать, как, пожалуй, никто из его современников. В росинке он сумел разглядеть «весь солнца лик», а в душевных движениях конкретного человека – «все мирозданье».

Поэтическим языком Фет говорил о величии человеческого духа, «вечного» и «вездесущего». Он стремился растапливать «будничный лед» «радужными лучами идеального солнца», которым , по образному выражению поэта Якова Петровича Полонского, был озарен духовный мир самого Фета – одного из самых пронзительных русских лириков.


Слайд 28

Задание: дайте письменный ответ на вопрос: Чем интересны для меня стихи А. Фета?



4.Заключительное слово:

Итак, прикоснувшись к лирике Фета, познакомившись с его жизнью, полной драматизма и противоречий, мы увидели поэта, способного, «осмелившегося заглянуть в глубь души» (по мнению современников). Мы ощутили «трепет жизни» его лирики. Надеюсь, что сегодня этот поэт открылся вам с новой стороны, и вы, поразмышляв, письменно ответите на вопрос и выучите наизусть понравившееся стихотворение.

5.Домашнее задание: дать письменный ответ на вопрос, выучить наизусть одно стихотворение (по выбору).