Урок обучения грамоте (чтение) 1 «А» класс.
Учитель: Чегодаева Н.П.
Тема: Правила переноса слов.
Цель: упражнять в делении слов на слоги, в чтении слов с изученными буквами, познакомить с правилами переноса слов.
Формировать УУД: Личностные: ориентирование на понимание успехов в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике, пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебниках, высказываться в устной и письменной форме.
Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию.
Оборудование: 1. «Я читаю»
2.Тетради для печатания.
3.Слоговые таблицы, разрезные слоги.
4.Презентация (Правила переноса, слова из текста (на слоги, перенос), «Продолжи высказывания»).
5.Корзины – 2, слова (лама, лилии, луна, нора, майоры, мыло, налимы, лимоны, налим, носорог, арбуз, лев, ива, мухомор)
6.Лица человечков (26 – веселых, 26 – грустных)
Ход урока
I.Орг.момент.
II. Повторение.
Артикуляционная гимнастика, речевая зарядка (чистоговорки, скороговорка, потешка).
Чтение слоговых таблиц.
-Как можно назвать такие сочетания слов? (слоги)
-Почему? Что такое слоги? (части слов)
-Чем похожи слова в первом столбике? (односложные)
-Составьте слова из разрезных слогов по командам (1 ряд, 2 ряд, 3 ряд)
-Как узнать, сколько в слове слогов? (по количеству гласных букв)
Тренажер «Деление слов на слоги»
-Как
вы думаете, а зачем нам умение делить слова на слоги?
-Это и есть проблемный вопрос нашего урока, на который мы должны найти ответ.
-А еще нам нужно узнать о правилах переноса.
Физминутка под фонограмму.
II. Работа над темой.
1) Отгадать загадки и составить схемы слов в тетради для печатания (отгадки на слайдах)
1

) Чёрен, да не ворон, рогат, да не бык, летит – воет, сядет – землю роет. (Жук.)
2)Я на солнышко глядела,
Хорошела и круглела.
К холодам я не привыкла.
Н



е капуста я, а …(тыква)
3




)Крашеное коромысло через реку повисло (радуга)
В море синее нырнула
И



на дно легла …(акула)
Дети составляют схемы слов-отгадок, делят на слоги.
-Какой предмет лишний? Почему?
– Вставьте в схемы гласные буквы.
– Сколько в словах слогов? Сколько гласных?
– Какой вывод можно сделать?
– Что заметили в первом слове? (Разделить нельзя.)
– Почему? (Одна гласная, значит, один слог.)
В ы в о д: сколько в слове гласных, столько и слогов.
– Поставьте ударение. (Одна гласная – всегда ударная.)
-А для чего слова делить на слоги? (для переноса)
-Как вы думаете, как нужно переносить слова?(по слогам).
Правила переноса:
1)Слова переноси по слогам
2) Одну букву не оставляй на строке и не переноси на другую.
3) Односложное слово перенести нельзя.(слайд)
-Давайте разделим слова для переноса: (в тетради по чтению)
Жук, тык-ва, ра-дуга, раду-га, аку-ла
Вывод: 1)Слова переноси по слогам
2) Одну букву не оставляй на строке и не переноси на другую.
3) Односложное слово перенести нельзя.(слайд)

3. Работа с тетрадью «Я читаю?», с. 30.
– Прочитайте предложения самостоятельно, а потом выборочно.
Марина стояла у пруда и уронила платок. Ирина нарвала лилии. Она наливала в кувшин воду и уронила его. Ну и ну!
-О ком узнали из предложений?
-В каком предложении повторяется одно и то же слово?
-Каким словом, указывающим на кувшин можно заменить в предложении повтор?
Работа в группах:
-Разделите слова, записанные буквами, на слоги и обсудите, как вы их перенесете:
Ма/ри/на (Ма-рина, Мари-на)
у/ро/ни/ла (уро-нила, урона-ла)
И/ри/на (Ири-на),
на-рва-ла (на-рвала, нарва-ла),
о/на (она),
на-ли-ва-ла (на-ливала, нали-вала, налива-ла)
у/ро/ни/ла (уро-нила, урони-ла).
Проверка по экрану.
4.Разгадай кроссворд (в группе).
- Какие слова получились?
- Какое слово ключевое?
III. Закрепление изученного.
Задание с корзинами можно вынести на доску.
Слова (лама, лилии, луна, майоры, мыло, налимы, лимоны) прикрепить на стены в классе. Прочтем их.
-Как распределить слова по корзинам? (ед.ч и мн.ч.; 2-сложные и 3-сложные)
-Какие слова из кроссворда можно разложить по корзинам (носорог, арбуз, ива, мухомор).
-Какое слово не подходит? (лев) Почему?
– Поместите слова в нужные корзины, разделив их на слоги.
-С какими словами нужно быть осторожными при переносе? (ива, лилии) Почему?
Дети прикрепляют в паре слова со стен на доску под нужной корзиной.
– Объясните свой выбор.
IV. Рефлексия.
Продолжи высказывания: (слайд)
1 Слова нужно переносить …
Нельзя оставлять и переносить …
Нельзя перенести … слово.
-У вас на партах лежат лица человечков. Вам нужно оценить свою работу на уроке:
-если вам всё было понятно и вы узнали много нового – выберите человечка с улыбкой;
-если вы испытывали затруднения и не совсем поняли тему урока – выберите человечка без улыбки.
Поместим наших человечков также
в две корзинки и посмотрим, какая корзинка наполнится больше.