sotrud.ru 1

Урок обучения грамоте (чтение) 1 «А» класс.

Учитель: Чегодаева Н.П.

Тема: Правила переноса слов.

Цель: упражнять в делении слов на слоги, в чтении слов с изученными буквами, познакомить с правилами переноса слов.

Формировать УУД: Личностные: ориентирование на понимание успехов в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике, пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебниках, высказываться в устной и письменной форме.

Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию.

Оборудование: 1. «Я читаю»

2.Тетради для печатания.

3.Слоговые таблицы, разрезные слоги.

4.Презентация (Правила переноса, слова из текста (на слоги, перенос), «Продолжи высказывания»).

5.Корзины – 2, слова (лама, лилии, луна, нора, майоры, мыло, налимы, лимоны, налим, носорог, арбуз, лев, ива, мухомор)

6.Лица человечков (26 – веселых, 26 – грустных)

Ход урока

I.Орг.момент.


II. Повторение.


  • Артикуляционная гимнастика, речевая зарядка (чистоговорки, скороговорка, потешка).

  • Чтение слоговых таблиц.

-Как можно назвать такие сочетания слов? (слоги)

-Почему? Что такое слоги? (части слов)

-Чем похожи слова в первом столбике? (односложные)

-Составьте слова из разрезных слогов по командам (1 ряд, 2 ряд, 3 ряд)

-Как узнать, сколько в слове слогов? (по количеству гласных букв)

  • Тренажер «Деление слов на слоги»

-Как вы думаете, а зачем нам умение делить слова на слоги?

-Это и есть проблемный вопрос нашего урока, на который мы должны найти ответ.


-А еще нам нужно узнать о правилах переноса.

Физминутка под фонограмму.

II. Работа над темой.

1) Отгадать загадки и составить схемы слов в тетради для печатания (отгадки на слайдах)

1) Чёрен, да не ворон, рогат, да не бык, летит – воет, сядет – землю роет. (Жук.)

2)Я на солнышко глядела,

Хорошела и круглела.

К холодам я не привыкла.

Не капуста я, а …(тыква)


3)Крашеное коромысло через реку повисло (радуга)



  1. В море синее нырнула

И на дно легла …(акула)


Дети составляют схемы слов-отгадок, делят на слоги.

-Какой предмет лишний? Почему?

– Вставьте в схемы гласные буквы.

– Сколько в словах слогов? Сколько гласных?

– Какой вывод можно сделать?


– Что заметили в первом слове? (Разделить нельзя.)

– Почему? (Одна гласная, значит, один слог.)

В ы в о д: сколько в слове гласных, столько и слогов.

– Поставьте ударение. (Одна гласная – всегда ударная.)

-А для чего слова делить на слоги? (для переноса)

-Как вы думаете, как нужно переносить слова?(по слогам).

Правила переноса:

1)Слова переноси по слогам

2) Одну букву не оставляй на строке и не переноси на другую.

3) Односложное слово перенести нельзя.(слайд)

-Давайте разделим слова для переноса: (в тетради по чтению)

Жук, тык-ва, ра-дуга, раду-га, аку-ла

Вывод: 1)Слова переноси по слогам

2) Одну букву не оставляй на строке и не переноси на другую.

3) Односложное слово перенести нельзя.(слайд)



3. Работа с тетрадью «Я читаю?», с. 30.

– Прочитайте предложения самостоятельно, а потом выборочно.

Марина стояла у пруда и уронила платок. Ирина нарвала лилии. Она наливала в кувшин воду и уронила его. Ну и ну!

-О ком узнали из предложений?

-В каком предложении повторяется одно и то же слово?

-Каким словом, указывающим на кувшин можно заменить в предложении повтор?

Работа в группах:

-Разделите слова, записанные буквами, на слоги и обсудите, как вы их перенесете:

Ма/ри/на (Ма-рина, Мари-на)

у/ро/ни/ла (уро-нила, урона-ла)

И/ри/на (Ири-на),

на-рва-ла (на-рвала, нарва-ла),

о/на (она),

на-ли-ва-ла (на-ливала, нали-вала, налива-ла)


у/ро/ни/ла (уро-нила, урони-ла).

Проверка по экрану.

4.Разгадай кроссворд (в группе).

- Какие слова получились?

- Какое слово ключевое?

III. Закрепление изученного.

Задание с корзинами можно вынести на доску.

Слова (лама, лилии, луна, майоры, мыло, налимы, лимоны) прикрепить на стены в классе. Прочтем их.

-Как распределить слова по корзинам? (ед.ч и мн.ч.; 2-сложные и 3-сложные)

-Какие слова из кроссворда можно разложить по корзинам (носорог, арбуз, ива, мухомор).

-Какое слово не подходит? (лев) Почему?

– Поместите слова в нужные корзины, разделив их на слоги.

-С какими словами нужно быть осторожными при переносе? (ива, лилии) Почему?

Дети прикрепляют в паре слова со стен на доску под нужной корзиной.

– Объясните свой выбор.

IV. Рефлексия.

Продолжи высказывания: (слайд)

1 Слова нужно переносить …


  1. Нельзя оставлять и переносить …

  2. Нельзя перенести … слово.

-У вас на партах лежат лица человечков. Вам нужно оценить свою работу на уроке:

-если вам всё было понятно и вы узнали много нового – выберите человечка с улыбкой;

-если вы испытывали затруднения и не совсем поняли тему урока – выберите человечка без улыбки.

Поместим наших человечков также в две корзинки и посмотрим, какая корзинка наполнится больше.