sotrud.ru 1


Педагогический всеобуч родителей


ТЕМА:


Проблема нравственности.

Цель: Рассмотреть виды и мотивы лжи детей.

В числе нравственных устоев, свойственных всем народам с древних времён, нельзя не отметить скромность. Не надо считать себя выше другого человека, возноситься, хвастать.

С какого же возраста эти правила могут быть вводимы в поле зрения ребёнка?

С первых лет жизни. Осознаются они постепенно не в виде от­влеченных понятий, а в живых впечатлениях из окружающей жиз­ни. Тут мало, просто познакомить, ребят с нормами нравственного поведения, важно строить в соответствии с ними всю их повсе­дневную жизнь. Дети должны понять, что любое их слово и дейст­вие не безразлично для людей, а так или иначе касаются окружаю­щих, что каждый их шаг, поступок - это испытание; С чем я? С добром или злом? как поступить: добро совершить или зло?

С возрастом дети будут замечать внутри себя борьбу добра со злом, у них

начнёт «говорить совесть». Она, как строгий и непод­купный судья,

оценивает все поступки и переживания человека. Если он поступил хорошо,

то испытает мир и спокойствие в ду­ше.

И, наоборот, после совершения нехорошего поступка чувствует угрызения совести.

Совесть и есть основа общечеловеческой нрав­ственности, из которой вытекают

все правила поведения.

Поэтому одно из главных призваний человека - исполнять свои человече­ские

обязанности перед своей совестью, работать над собой. Уже две тысячи лет

существуют изложенные в Библии духов­ные Законы, раскрывающие, как человек

должен жить на Земле, что он должен делать и чего избегать.

В наше сложное время, когда общество испытывает острую нужду в таких

обще гуманных ценностях, как доброта, уважение к человеку,

терпимость, доброжелательность, стоит вернуться к этим


нравственным правилам, составляющим моральное достояние че­ловеческой души.

Каждая нравственная заповедь может стать предметом отдель­ной беседы.

Так, например, можно долго говорить о заповеди «Возлюби ближнего твоего».

Можно порассуждать с детьми о том, кто же этот ближний, которого нужно любить.

Сосед? Однокласс­ник? Человек, с которым ты связан родственными узами? Да, но

Не только. Ближний - это человек, который находится в беде, которо­му

нужна помощь. Человек живёт не для одного себя и не для сво­ей только пользы,

но прежде всего для пользы тех, кто возле него, для блага ближнего.

эта истина должна пониматься с детства.

О бережном отношении к человеку и ко всему живому говорит заповедь

«Не убий». Речь идёт не только о физическом убийстве, но и о злобе, гневе, ненависти.

Не трогать ничего чужого, не прятать, не завидовать тому, что есть у другого,

нравственно совершенствоваться, стараться сделать себя лучше, чище,

благороднее - вот чего требуют заповеди «Не укради», «Не желай ничего чужого».

Эта же беседа посвящена одному из важнейших нравственных

правил: «Не лжесвидетельствуй», то есть не лги, не занимайся сплетнями,

пересудами, не говори зло ни о друге, ни о недруге. Ложь является

злым пороком в человеке. Заповедь о бережном от­ношении к слову должна

быть с детства в сознании ре­бёнка.

Всем известно, что не всегда дети говорят правду. Согласитесь, что существует

множество различных случаев, когда вы уличали своего ребёнка в обмане.

Итак, почему же дети лгут? Почему одни лгут меньше, другие ­больше?

Как вести себя родителям, если их дети лгут? Это очень важные вопросы,

требующие знания психологии детей, мотивов лжи. Разобраться в этой проблеме

нам поможет книга американ­ского психолога Пола Экмана, которая так и


называется: «Почему дети лгут?».

Для начала рассмотрим виды и мотивы лжи. Понятно, что не все дети лгут по одной и той же причине. Существует очень много мотивов детской лжи. Вот лишь некоторые из них самые распро­странённые: избежание наказания, защита друзей от неприятно­стей, самозащита или защита другого человека, стремление вы­звать интерес со стороны окружающих, желание не создавать не­ловкую ситуацию, избежание стыда.

Конечно же, данные мотивы не являются исключительно дет­скими, они встречаются и у взрослых, но на данный момент мы будем рассматривать их как детские. Считается, что чаще всего дети лгут потому, что хотят избежать наказания. Поэтому мы оста­новимся на этом мотиве лжи.

Раз ребёнок лжёт, боясь наказания, значит, это основано на его прошлых воспоминаниях о родительской реакции на какой-либо его проступок. Это говорит о том, что ребёнок боится своих роди­телей, боится того, как они поступят.

Поэтому ребёнок, не желая повторений прошлых родительских наказаний, вынужден солгать. Он считает, что только обман его может спасти. Родители же, чтобы ребёнок не испытал чувства страха перед ними, не должны попадать под влияние своих первых вспышек гнева, возникающих при обнаружении того или иного проступка своего ребёнка. Тогда он будет более искренен, и не бу­дет бояться открыть родителям свой проступок. Но если всё же ре­бёнок лжёт, то родители должны принимать во внимание то, что именно он совершил, что он пытается утаить, и, безусловно, воз­раст ребёнка. Вот что следует иметь в виду:

- Ответственен ли ребёнок за то, что он сделал? Был ли по­ступок продиктован осознанным решением сделать нечто, неодобряемое родителями?

- Какой нанесён ущерб? Пострадал ли кто-либо или чьё-то имущество? Нарушен ли какой-то моральный принцип?

- Усугубила ли ложь ситуацию?

- Был бы ущерб меньше, если бы ребёнок не солгал? Приведём два примера.

1. Мальчик нечаянно уронил отцовский приемник и, чтобы из­бежать наказания, скрыл это.


2. Мальчик в отсутствие родителей пригласил своих друзей к себе домой. Намеренно скрыл это от родителей.

Два различных поступка - один совершенно нечаянно, другой ­

сознательно. Большинство наверняка оценят проступок второго как более серьёзный, потому что он был совершён преднамеренно. Звать гостей его никто не заставлял, это не случилось само собой, он сам решил так поступить. Таким образом, первый мальчик не имел намерения совершить то, что он сделал, второй - имел.

С другой стороны, поступок первого нанёс ущерб, поступок же второго - нет. И всё же «гостеприимный хозяин» поступил хуже, так как намерение стоит больше нанесённого ущерба, как в этом случае, так и в большинстве подобных. Ребёнок солгал не ради со­крытия случайной оплошности. Ложь с самого начала была частью его плана.

у обоих мальчиков могли быть и иные мотивы сокрытия прав­ды, кроме

как избежать наказания. Можно допустить, что раздоса­дованный отец первого

ребёнка мог бы и не наказывать его, но на­верняка бы разгневался. Таким образом,

мотивом здесь послужила боязнь не только наказания и не столько наказания,

сколько отцов­ского гнева.

Можно привести множество примеров детской лжи с различ­ной мотивацией. Все они будут различны по своей сложности. И это только докажет, что родителям, прежде всего, следует выяснить мотивы, по которым дети лгут. Тогда будет легче принимать реше­ние: как следует себя вести. Чтобы исключить поводы ко лжи у де­тей. Но выяснение мотивов - это ещё не решение всех проблем, связанных с ложью. Не менее важным является и понимание того, почему одни дети лгут чаще, другие - реже. Это зависит от многих факторов, играющих немалую роль в жизни детей: их интеллекту­ального развития, социальной приспособленности, семейного вос­питания.

Учёными проводился эксперимент, и выявилось, что чем выше коэффициент

Интеллекта, тем ниже про цент лжи. Иными словами: более способные и развитые


дети лгут меньше. Сразу же возникает вопрос - почему? Предположим, что им

это просто не нужно. Они знают, что обладают достаточными способностями, чтобы

обхо­диться без плутовства.

Но другой проведённый эксперимент показал, что эти же ода­рённые дети стали бы

лгать не меньше, чем их менее способные сверстники, в таких ситуациях, когда они не

могли рассчитывать на свои способности, когда они в них сомневались.

Существует и ещё одно предположение, что одарённые дети в большей степени

способны предвидеть неприятности, связанные с разоблачением обма­на.

Третье предположение - одарённые дети умнее лгут. Их труд­нее уличить во лжи.

Таким образом, следуя этой логике, можно допустить, что одарённые дети лгут

даже больше. Общая связь ин­теллекта и лжи: не следует считать высокий

интеллект гарантией честности. Если способности вашего ребёнка выше средних,

это ещё не означает, что он не станет лгать и жульничать.

И в то же время, говоря о том, что менее способный ребёнок может вообще

не лгать, следует признать - и это доказано учёны­ми-психологами - что у

таких детей предпосылок для лжи больше.

Но уровень интеллектуального развития не является показате­лем в том

случае, если ребёнок в своей семье является свидетелем родительской лжи.

у родителей, которые часто лгут, да еще в присутствии детей, в большинстве

случаев дети тоже становятся лжецами. Дурной при­мер, подаваемый

родителями, не исчерпывается явной ложью. Она может быть такой

незаметной, что родители даже не придают ей значения, часто случаи

лжи настолько обыденны, что это становит­ся нормой.

Мотивы лжи родителей те же, что были перечислены ранее, но ведь дети лгут

по тем же самым причинам и в основном учатся этому дома. Кроме обычных


примеров лжи, наблюдаемых детьми в семье, установлено и то, что дети-лжецы

обычно испытывают не­достаток родительского внимания.

Не вызывает сомнения тот факт, что родители имеют огромное влияние на своего

ребёнка в плане формирования его убеждений, установок и таких черт,

как лживость и склонность нарушать уста­новленные правила.

Конечно, влияние родителей на ребёнка очень велико. Поэтому

родители должны позаботиться о том, не подают ли они дурной пример

ребёнку своей неискренностью.

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок не лгал, то вам самим пре­жде всего придётся научиться каждый раз удерживаться от того самого маленького шага, с которого начинается большая ложь, то есть нужно учить детей и учиться самим не просто не лгать в больших масштабах, когда это может привести к нежелательным последствиям, но и даже не позволять себе небольшой неискренно­сти с окружающими людьми, когда кажется, что это совсем ничего не значит, чтобы дети учились на примере своих честных родителей, надо прежде всего как Можно больше времени проводить с детьми, общаться с ними. Таким образом, нет определённого ответа на во­прос о том, почему одни дети лгут больше, чем другие. Что играет большую роль: интеллект, личность, неприспособленность к жиз­ни, родительское воспитание, друзья, особенности ситуации? Относительная роль перечисленных факторов зависит от возраста и от индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Несомненно, что все эти факторы занимают важное место в формировании у ре­бёнка отрицательного отношения ко лжи.

Почти всё, что касается детской лжи, претерпевает возрастные изменения, за исключением, пожалуй, частоты лжи. Осознание детьми понятия лжи, их отношение ко лжи как к злу, умение безна­казанно солгать - всё это изменяется по мере взросления детей. Особое значение имеют два возрастных этапа. В возрасте 3-4 лет ребёнок обретает способность пойти на обман. Именно тогда роди­телям следует применить некоторые воспитательные меры против лжи.


Другой критический этап - подростковый возраст. Неискрен­ность и подверженность влиянию друзей достигают своего пика. Многое зависит от того, насколько родители подростка считаются с его стремлением к личной независимости и способны позволить ему расширить сферу своей ответственности в новых условиях жизни.

Таким образом, существуют возрастные особенности детской лжи. Все лгут по-разному, в зависимости от возраста. И поэтому, проводя работу с детьми, нужно обязательно учитывать их возрас­тные особенности.

Итак, как же нужно поступать родителям, когда их дети лгут? Первое, о чём надо задуматься, - насколько честны они сами. Ложь, порождённая незначительными бытовыми обстоятельства­ми, для самих взрослых проходит незаметно, но дети склонны рас­ценивать её как настоящую.

Родители выступают главным образцом для подражания, порой превосходя в этой роли даже авторитетного учителя. Искренность детей решающим образом определяется отношением их родителей ко лжи. Родители должны отдавать себе отчёт, как часто и каким образом они обманывают своих детей.

И вообще, родители должны как можно реже быть неискрен­ними со своими детьми.

Кроме того, они не должны вынуждать своих детей говорить неправду. Например,

если ребёнок не хочет что-то рассказывать, а родители давят на него, подталкивая

сказать то, чего не было на самом деле. И чтобы не возникало таких ситуа­ций,

когда родители хотят, чтобы ребёнок делился с ними всем, что с ним происходит,

а ребёнок пытается что-то скрыть, нужно в се­мье налаживать отношения, основанные

на доверии друг к другу.

Создать такие отношения - это главное, что могут сделать ро­дители, желающие

видеть своих детей честными. Но такие отно­шения не возникают в результате

нравоучения, а зарождаются с самого начала общения родителей и детей.

Ребёнок вырастет честным, если мы постоянно будем демонст­рировать ему


полное доверие. Как же родителям добиться взаимно­го доверия?

Прежде всего, его нужно заслужить. Родитель, который сам частенько

обманывает ребёнка, не сдерживает своих обещаний, едва ли может надеяться,

что ребёнок станет вести себя иначе. Кроме того, уже в младшем возрасте ребёнок

ощущает гордость и уверенность в себе, когда родители дают понять, что доверяют ему.

Родительская же подозрительность не способствует искренно­сти детей. Даже если

ребёнок попался на явной лжи, это не должно стать концом доверия. Родитель

должен сказать, хотя обман и повлияет на доверительность их отношений, но

единичная ложь всё же простительна. Если ложь примет хронический

характер, то ребёнок сам пострадает от последствий утраты доверия. Это

может стать серьёзным поводом для того, чтобы ребёнок задумался над тем,

стоит ли лгать.

Дети, растущие в атмосфере недоверия, могут не воспринимать утрату

доверия как серьёзное последствие лжи. Особенно если дети воспитываются

под страхом наказания, они остаются на низшем уровне морального развития,

расценивая ложь как средство избе­жать «воспитательной меры». Они едва

ли достигнут высоких сте­пеней морального развития, позволяющих оценивать

своё поведе­ние на основе общечеловеческой нравственной позиции.

I