sotrud.ru 1



Тематический план



Тема

Часы

Лабораторные работы

1. ЗОЖ - как основа долголетия

1

№1 Оценка состояния физического здоровья

2. Условия правильного формирования опорно-двигательной системы

2

№2 Оценка подготовленности организма к занятиям физкультурой №3 Упражнения формирующие правильную осанку

3. Условия полноценного развития системы кровообращения

2

№4 Реакция с/с системы на физические нагрузки

№5 Определение стрессоустойчивости с/с системы

№6 Оценка состояния противоинфекциониого иммунитета

4. Правильное дыхание

2

№7 Влияние холода на частоту дыхания

5. Пища и здоровье

3

№ 8 О чём может рассказать упаковка

№9 Расчет калорийности некоторых продуктов питания

6. Кожа и терморегуляция

1

№10 Оценка температурного режима учебных помещений

7. Биоэнергетика

1

№11 Оценка суточных изменений физиологических показателей


8. Алкалоиды и ПАВ

2




9. Психология стресса

1

№12 Определение некоторых свойств нервных процессов

10. Психология полового воспитания

1




11. Защита проектных работ и презентаций

1





Итого: 17 часов

Пояснительная записка.



Настоящая программа предназначена для учеников 8 и 9 классов средних и основных школ. Объём изучаемого материала рассчитан на 17 часов. Для получения практических навыков программой предусмотрены 12 лабораторных занятий. При изучении этого курса учащимся предоставляется широкая возможность использования ИКТ для создания презентаций и проектов. Тематика лекций и лабораторных работ отражена в тематическом плане.

Цель: Формирование культа здоровья у школьников.

Задачи:
Профилактика вредных привычек и болезненных пристрастий; знакомство с основами валеологии; пропаганда здорового образа жизни; расширение мировоззренческого кругозора учащихся; закрепление санитарно-гигиенических норм и правил направленные на укрепление своего здоровья; формирование умений применять эти правила в своей жизни и передавать накопленные знания другим.

Условием реализации этих целей и задач является адекватная методика, которая предполагает использование активных и интерактивных методов и приёмов наряду с традиционными формами проведения занятий


Форма обучения: Очная.

Форма контроля: Тесты, защита проектов и мультимедийных презентаций.

Образовательный продукт. Мультимедийные презентации, электронные проекты

Методы и средства: Лекции, лабораторные занятия, интерактивные способы обучения, создание проектов и презентаций

Методические рекомендации: Элективный курс целесообразнее проводить во втором полугодии или же в течение второй и третьей четверти. Лабораторные работы выполняются в группах по 3 - 4 человека. Проектные работы выполняются группой или индивидуально. С названиями проектных работ и презентаций учащиеся знакомятся в ходе изучения курса, список проектных работ и презентаций может быть дополнен творческими работами учащихся.

Данный элективный курс актуален тем, что рассматривает глобальную проблему современного общества – ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения. Электив помогает современному школьнику разглядеть преимущества здорового образа жизни и овладеть основами сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы стать полноценным членом общества.

Элективный курс «Основы здорового образа жизни» способствует валеологизации образовательного процесса. В его программе заложены образовательные, просветительские, воспитательные и профориентационные составляющие.


Содержание программы:


Тема 1. Введение. Здоровый образ жизни - как основа долголетия (1 час)

Требования к знаниям. В результате изучения темы учащиеся должны иметь понятие о валеологии, геронтологии, ювенологии; индексе развития человеческого потенциала; вутаукте, этноздоровье и «русском кресте»; знать факторы и условия физического и психического здоровья; влияние состояния здоровья на работоспособность, успеваемость и поведение.


Требования к умениям. Учащиеся должны уметь оценивать состояние своего физического здоровья.

Лабораторная работа №1 Оценка состояния физического здоровья


Темы проектных работ и мультимедийных презентаций:

1. Условия существования разных групп населения в городах.

2. Культ здоровья как философия жизни


Тема 2. Условия правильного формирования опорно-двигательной системы (2 часа)


1. Факторы, влияющие на развитие мышц и костей.

Требования к знаниям. Учащиеся должны знать роль кальция, фосфора и витамина D для правильного формирования костной ткани; два способа всасывания кальция в кишечнике; плюсы и минусы прямохождения; условия развития правильной осанки; способы профилактики утомления мышц.

Лабораторная работа №2 Упражнения, формирующие правильную осанку


2. Возраст костей - это возраст человека

Требования к знаниям Учащиеся должны иметь понятие о осеографии, биологическом и паспортном возрастах; возрастных особенностях формирования скелета; йоге.

Требования к умениям. Учащиеся должны уметь оценивать степень подготовленности организма к занятиям физкультурой

Лабораторная работа №3 Оценка подготовленности организма к занятиям физкультурой


Темы проектных работ и мультимедийных презентаций:

1. Польза движений в судьбах великих людей.

2. Режим двигательной активности для разных возрастных групп.

3. Мне стан твой понравился тонкий


Тема 3. Условия полноценного развития сердечно-сосудистой системы (2 часа)

1. Особенности работы с/с системы.


Требования к знаниям. В результате изучения темы учащиеся должны иметь понятие о анемии, гипоксии, о заболевании «семейный эритроцитоз»; знать возрастные и половые особенности работы с/с системы; понимать негативное влияние алкоголя, наркотиков и никотина на работу сердца.

Требования к умениям. Учащиеся должны уметь пользоваться тонометром и измерять артериальное давление.

Лабораторная работа

4 Реакция с/с системы на физические нагрузки

5 Определение артериального давления


2. Иммунная система- страж организма.

Требования к знаниям. Учащиеся должны иметь понятие о механизме возникновения инфекционных заболеваний, способах образования иммунитета, знать об аллергии и СПИДе; понимать необходимость тренировки с/с системы для здоровья человека


Лабораторная работа №6 Оценка состояния противоинфекциониого иммунитета


Темы проектных работ и мультимедийных презентаций:

1.Роль прививки в поддержании здоровья населения.

2. Артериальное давление и пульс - показатели сердечно-сосудистой системы.


Тема 4. Правильное дыхание (2 часа)


1. Роль кислорода в жизни человека

Требования к знаниям. В результате изучения темы учащиеся должны иметь понятие о свободных радикалах и артиоксидантах; носовом дыхании, горной болезни; микроклимате помещений; знать влияние воздушной среды на организм человека.

Лабораторная работа №7 Влияние холода на частоту дыхания


2. Условия полноценного дыхания.

Требования к знаниям. Учащиеся должны знать влияние курения на органы дыхания и на организм в целом; признаки смерти и способы реанимации; дыхательные гимнастики Бутейко и Стрельникова.



Темы проектных работ и мультимедийных презентаций:

1. Профилактика респираторных инфекций

2. Физико-химические свойства промышленной пыли


Тема5. Пища и здоровье (3 часа)


1. Пища и её состав

Требования к знаниям. Учащиеся должны знать состав пищи, пищевую и термодинамическую ценность пищи; антиоксиданты пищи; витамины.


2. Обмен веществ и энергии

Требования к знаниям. Учащиеся должны знать виды питания; калорийность пищи; энергетическую ценность пищи; виды диет, теорию Уоллока.

Требования к умениям. Учащиеся должны научиться рассчитывать калорийность некоторых продуктов питания.

Лабораторная работа №8 Расчет калорийности некоторых продуктов питания


3. Генетические модифицированные продукты и Е ингредиенты.

Требования к знаниям. Учащиеся должны знать GMO, синтетические ингредиенты пищи: красители, эмульгаторы, загустители, стабилизаторы, усилители вкуса, вещества идентичные натуральным; ингредиенты с буквой Е

Требования к умениям. Учащиеся должны научиться разбираться в надписях на упаковках продуктов питания

Лабораторная работа №9 О чём может рассказать этиакетка


Темы проектных работ и мультимедийных презентаций:


  1. Диета и здоровье.

  2. Режим питания моей семьи.

  3. Развитие навыков правильного питания.

  4. Чем опасна анорексия.

  5. Ожирение и его последствия.

  6. Правила здорового питания.

  7. Есть чтобы жить, а не жить чтобы есть.
  8. Что мы едим из того и состоим.


  9. Национальная кухня - объединение вековых традиций


Тема 6. Кожа и терморегуляция (1 час)


Требования к знаниям. Учащиеся должны знать температуру различных участков тела; виды ультрафиолета; способы закаливания и массаж; солнечное голодание, вред и польза загара.

Лабораторная работа №10 Оценка температурного режима учебных помещений


Темы проектных работ и мультимедийных презентаций:

1. Профессия косметолог.

2. Опыт и наблюдения по закаливанию.

3. Возникновение разных способов закаливания у народов мира


Тема 7. Биоэнергетика (1час)


Требования к знаниям. Учащиеся должны иметь понятие о биоритмах и ауре организма; акупунктуре и биологических активных точках; гипнозе; геопатагенных зонах.

Лабораторная работа №11 Оценка суточных изменений физиологических показателей

ИКТ: Компьютерные справки по биоритмам и ауре

Темы проектных работ и мультимедийных презентаций:

1. Исследование биоритмов и утомления.

2. Из истории научных открытий.


Тема 8 Алкалоиды и ПАВ (2 часа)


1.Норма и отклонения от нормы

Требования к знаниям. В результате изучения темы учащиеся должны научиться различать полезные и вредные привычки; понимать сущность вредных привычек и болезненных пристрастий; иметь понятие о АДГ (алкогольдегидрогеназе)


2. Профилактика вредных привычек.

Требования к знаниям. Учащиеся должны знать особенности влияния на организм человека никотина, алкоголя, наркотических веществ; понимать важность воспитания сознательного отношения к своему здоровью.


ИКТ: Показ мультимедийных презентаций по теме


Темы проектных работ и мультимедийных презентаций:

1. Алкоголь не привычка, а болезнь.

2. Пассивное курение

3. Дело – табак!


Тема 9 Психология стресса (1 час)


Требования к знаниям. В результате изучения темы учащиеся должны иметь понятие о антистрессе; теории Д.Каренги; синдромах: хронической усталости, ММД и посттравматического стресса.


Лабораторная работа №12 Определение некоторых свойств нервных процессов


Темы проектных работ и мультимедийных презентаций:

1. Вещие сны: правда и вымысел.

2. Санитарно-гигиенические требования сна.

3. Зрение и народные пословицы, поговорки и поверья.

4. Профессия - невропатолог, психолог.


Тема 10 Психология полового воспитания (1 час)


Требования к знаниям. В результате изучения темы учащиеся должны знать анатомо-физиологические и психологические особенности женского и мужского организма; температурные условия сперматогенеза; беременность, роды и контрацептивы; иметь понятие о синдроме Клайд- Фельдера, гермафродизме и гомосексуализме.


Темы проектных работ и мультимедийных презентаций:

Особенности состояния организма в подростковом и юношеском возрасте в связи с половым созреванием


Источники знаний:


1. Байер Я., Шейнберг Л. ЗОЖ.- Москва,1997

2. Виленчик М. М. Биологические основы старения и долголетия. - Москва, 1976

3. Зверев И.Д.. Человек: Организм и здоровье: Пособие для учащихся 8-9 кл.- М.: Вентана- Граф, 2000

4. Дружинина А.. Здоровое питание –М.: Издательство Аст-Пресс книга, 2004

5. Журнал Соsмopolitan,1997

6. Кучменко В.С., Федора М.З.,. Лукина Т.П.. Экология человека (Культура здоровья): Учебное пособие для 8 кл.- Москва: Вентана- Граф, 2003


7. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии: Учебное пособие для 9- 10 кл.- М: Просвещение, 1989

8. Нрязгунов И.П.. Беседы о здоровье школьников: Пособие для учащихся 8-9 кл.- М.:Просвещение. 1992

9. Макаров К.А. Химия и здоровье.- М: Просвещение, 1985

10. ПетрушинВ.И., Петрушин И.В. Валеология: Учебное пособие,- М.: Гардарики,2002

11. Фролькис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни.- Ленинград: Наука, 1988

12. Шелтон. Г Голодание и здоровье. -М.:Грегори-Пэйдж,1998

13. ЦОРы: 1) Интернет сайты:

http:// medicinform.net

http://yakudza.flyboard.ru

http:// slims.ru

http://www.ves.ru

http:// health.rambler.ru

http:// hudeemlut.ru.

2) Электронное пособие: «Отрытая биология»

3) Мультимедийные издания: 1) Биология. Анатомия и физиология человека. Раздел 5, уроки 34-47


Элективный курс

Основы здорового образа жизни


Пояснительная записка.


Современная образовательная школа находиться в процессе обновления. Одним из направлений модернизации школы является дифференцированный подход к обучению. В настоящее время содержание школьного образования рассматривается с точки зрения обобщения социального опыта человечества, опыта познавательной и творческой деятельности. Всё это включает в себя элективный курс, представляя собой совершенно новый тип учебного предмета, способствующий выбору профессии.

В наш сложный век информатизации и ухудшения состояния окружающей среды, недостаточно родится здоровым. Здоровье создаётся и поддерживается в повседневной жизни самими людьми и средой их обитания. На здоровье оказывает влияние здоровый образ жизни, т.е. стиль жизни, труда и быта; культура питания и отдыха; физическая нагрузка отсутствие вредных пристрастий. Современный школьник должен знать правила поведения и гигиенические нормы, направленные на сохранение и укрепления своего здоровья.


Данный курс поможет изучению основного материала анатомии и физиологии человека, а его практическая направленность создаст возможности для закрепления гигиенических навыков по укреплению своего здоровья. Учащиеся познакомятся с современными методами сохранения физического и психического здоровья, рассмотрят проблемы старения организма и возможности продления жизни.

Целью этого курса является формирование культа здоровья у школьников, профилактика вредных привычек и болезненных пристрастий, знакомство с основами валеологии, пропаганда здорового образа жизни,. расширение мировоззренческого кругозора учащихся.

К задачам относится закрепление санитарно-гигиенических норм и правил направленные на укрепление своего здоровья, формирование умений применять эти правила в своей жизни и передавать накопленные знания другим.

Условием реализации этих целей и задач является адекватная методика, которая предполагает использование активных и интерактивных методов и приёмов наряду с традиционными формами проведения занятий.

Основные проблемы: 1.Недостаточная информированность учащихся о факторах правильного формирования своего здоровья и о преимуществах здорового образа жизни. 2.Ослабление валеологической роли родителей в воспитании подрастающего поколения. 3. Всё ещё ведущая роль средств массовой информации и окружающей среды в формировании подрастающего поколения, что зачастую негативно сказывается на создание социально-здорового человека. 4.Недостаточное количество часов отводимых в школьной программе по биологии и на валеологию.

Актуальность: Данный элективный курс рассматривает глобальную проблему современного общества – ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения. Электив помогает современный школьнику разглядеть преимущества здорового образа жизни и овладеть основами сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы стать полноценным членом общества.

Элективный курс «ОЗОЖ» способствует валеологизации образовательного процесса. В его программе заложены следующие составляющие: образовательная, просветительская, воспитательная и профориентационная.


Ожидаемый результат работы: 1.Формирование умений применять полученные знания в своей жизни. 2.Ведение здорового образа жизни и его пропаганда.


Методические рекомендации.


  1. Данный курс целесообразно проводить во втором полугодии или же в течении второй и третьей четверти.

  2. Лабораторные работы выполняются в группах по 3 - 4 человека.




  1. Во всех темах изучается влияние никотина и алкоголя на тот или иной орган более подробно чем в основной школьной программе «Анатомия, физиология и гигиена человека».




  1. В изучении этого курса учащимся предоставляется широкая возможность использования ИКТ для создания презентаций и проектов.




  1. Курс направлен на санитарно-гигиеническую и медицинскую профориентацию.




  1. С названиями проектных работ и презентаций учащиеся знакомятся в ходе изучения курса,




  1. Список проектных работ и презентаций может быть дополнен творческими работами учащихся.




  1. Проектные работы выполняются группой или индивидуально.




  1. Последнее занятие отводится на защиту презентации и проектов.




  1. Во время прохождения этого курса есть возможность получить знания направленные на сохранение и укрепление своего здоровья.




  1. Этот элективный курс способствует накоплению витального опыта по здоровому образу жизни.



Учебно- тематический план

1. Количество часов: 17

2. Лекционно-практические занятия в сочетании с проектными работами.

3. Количество лабораторных: 11


4. Количество проектов и презентаций по выбору учащимися.

5. Тематика курса направлена на умение применять полученные знания в жизни, профилактику вредных привычек, пропаганду здорового образа жизни, валеологическое саморазвитие учащихся, познание корней этноздоровья Чувашского народа.


Содержание программы.



Тема

Кол. час.

Краткое содержание

Лабораторные работы

1. ЗОЖ - как основа долголетия

1

Науки: валсология, геронтология, ювенология, медицина, санитария, гигиена, озож; факторы здоровья, пять условий здоровья; вутаукта и ИРЧП; «русский крест»; культура здоровья как философия жизни

№1 Оценка состояния физического здоровья

2. Условия правильного формирования опорно-двигательной системы

2

Гиподинамия; плюсы и минусы прямохождения человека; осеография, календарный и биологический возраст, факторы влияющие па развитие мышц и костей; роль витамина D, кальция, фосфора и фтора в формировании костной гкани, два способа всасывания кальция в кишечнике; возрастные особенности формирования скелета; йога и другие системы

№2Оценка подготовленности организма к занятиям физкультурой №3 Упражнения формирующие правильную осанку


3. Условия полноценного развития системы кровообращения

2

Возрастные и половые особенности работы сердечно-сосудистой системы; механизм возникновения болезни'способы образования иммунитета; гипоксия; анемия; СПИД; аллергия; влияние алкоголя и никотина на работу сердца; наследственные болезни чувашей: семейный эритроцитоз

№4 Реакция с/с системы на физические нагрузки №5 Определение стрессоустойчивости с/с системы

№6 Оценка состояния противоинфекциониого иммунитета

4. Правильное дыхание

2

Значение кислорода; разрушающая роль свободныех радикалов, антиоксиданты и их роль в продлении жизни; носовое дыхание; горная болезнь; дыхательная гимнастика Бутейко и Стрельникова; признаки смерти и способы реанимации; влияние курения на систему дыхания

№7 Влияние холода на частоту дыхания

5. Пища и здоровье

3

Состав пищи и сё значение; пищевая, энергетическая и термодинамическая ценность продуктов питания; свободные радикалы, антиоксиданты пищи в борьбе против старости; витамины и их значение в обмене веществ; раздельное, щелочное и рациональное питание; теория Уоллока. Генетически модифицированные организмы: польза и вред; синтетические ингредиенты пищи; красители, эмульгаторы, загустители, стабилизаторы, вещества идентичные натуральным, ингредиенты с буквой Е;

№8 О чём может рассказать упаковка





6. Кожа и терморегуляция

1

Температура различных участков кожи; закаливание; массаж; солнечное голодание; пигментация, виды ультрофиолета, загар; температура тела и долголетие

№9 Оценка температурного режима учебных помещений







7. Биоэнергетика

1

Биоритмы организма; биологические часы; аура человека; определение цвета ауры по дате рождения и её характеристика; БАТ, аккупунктура; гипноз: природные изьяны, геопатагенные "зоны на территории Чувашии

№10 Оценка суточных изменений физиологических показателей







8. Алкалоиды и ПАВ

2

Паталогия влечений и их преодоление; виды ПАВ, этанол, никотин и наркотические вещества и их влияние на организм; профилактика возникновения зависимости; природные эндорфины и порог их чувствительности; акцентуация характера в наркомании и профилактика; АДГ-алкогодьдегирогеназа и тюркские народы;








9. Психология стресса

1

Теория Д.Каренги: антистресс; синдром ММД; синдромы хронической усталости и постлравмагического стресса;

№11 Определение некоторых свойств нервных процессов







10. Психология полового воспитания

1

Анатомо-физиодогическис и психологические особенности мужского и женского организма; андрогены и эстрогены; температурные условия сперматогенеза; гермафродитизм и гомосексуализм; беременность и роды, концетраптивы; синдром Клайид-Фельдера и призывники Чувашии










11. Защита проектных работ и презентаций

1




























Список предлагаемых тем проектных работ и презентаций:

№1 Условия существования разных групп населения в городах.

№2 Польза движений в судьбах великих людей.

№3 Режим двигательной активности для разных возрастных групп.

№4 Мне стан твой понравился тонкий.

№5 Роль прививки в поддержании здоровья населения.

№6 Артериальное давление и пульс - показатели сердечно-сосудистой системы.

№7 Диета и здоровье.

№8 Режим питания моей семьи.

№9 Развитие навыков правильного питания.

№10 Чем опасна анорексия.

№11 Ожирение и его последствия.

№12 Правила здорового питания.

№13 Есть чтобы жить, а не жить чтобы есть.

№14 Что мы едим из того и состоим.

№15 Национальная кухня - объединение вековых традиций.

№16 Профессия косметолог..

№17 Опыт и наблюдения по закаливанию.

№18 Возникновение разных способов закаливания у народов мира.

№19 Зрение и народные пословицы, поговорки и поверья.

№20 Из истории научных открытий.

№21 Профессия - невропатолог, психолог.

№22 Исследование биоритмов и утомления.

№ 23 Вещие сны: правда и вымысел.

№24 Санитарно-гигиенические требования сна.


Этот список пополняется темами работ, которые учащиеся выбрали самостоятельно.


Источники знаний:


1. Байер Я., Шейнберг Л. ЗОЖ.- Москва,1997

2. Виленчик М. М. Биологические основы старения и долголетия. - Москва, 1976

3. Зверев И.Д.. Человек: Организм и здоровье: Пособие для учащихся 8-9 кл.- М.: Вентана- Граф, 2000

4. Дружинина А.. Здоровое питание –М.: Издательство Аст-Пресс книга, 2004

5. Журнал Соsмopolitan,1997

6. Кучменко В.С., Федора М.З.,. Лукина Т.П.. Экология человека (Культура здоровья): Учебное пособие для 8 кл.- Москва: Вентана- Граф, 2003


7. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии: Учебное пособие для 9- 10 кл.- М: Просвещение, 1989

8. Нрязгунов И.П.. Беседы о здоровье школьников: Пособие для учащихся 8-9 кл.- М.:Просвещение. 1992

9. Макаров К.А. Химия и здоровье.- М: Просвещение, 1985

10. ПетрушинВ.И., Петрушин И.В. Валеология: Учебное пособие,- М.: Гардарики,2002

11. Фролькис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни.- Ленинград: Наука, 1988

12. Шелтон. Г Голодание и здоровье. -М.:Грегори-Пэйдж,1998

13. ЦОРы: 1) Интернет сайты:

http:// medicinform.net

http://yakudza.flyboard.ru

http:// slims.ru

http://www.ves.ru

http:// health.rambler.ru

http:// hudeemlut.ru.

2) Электронное пособие: «Отрытая биология»

3) Мультимедийные издания: 1) Биология. Анатомия и физиология человека. Раздел 5, уроки 34-47