sotrud.ru   1 ... 2 3 4 5



Учебно-методический комплекс


  1. Е. В. Пчелов «История России с древнейших времён до конца XVI века»

  2. Е. В. Пчелов «Программа курса «История России с древнейших времён до конца XVI века»

  3. Д. А. Фадеева «История России с древнейших времён до конца XVI века» Учебно-методические материалы.

  4. А. Н. Майков «История России с древнейших времён до конца XVI века» Методические рекомендации.

  5. К. А. Кочегаров «Рабочая тетрадь по истории России с древнейших времён до конца XVI века»

  6. О. В. Кишенкова, А. Н. Иоффе «Тестовые задания по истории России с древнейших времён до конца XVI века»

  7. Мультимедийные пособия:

Энциклопедия истории России

Сердце России


Нормы оценки знаний по истории

Нормы оценки знаний предполагают учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к обучению, проверке знаний и умений.

В развернутых, кратких устных ответах учащихся на вопросы, в их сообщениях и докладах, а также в письменных статьях оцениваются знания и умения школьников по пятибалльной системе. При этом учитываются: глубина знаний (опора на теоретические положения исторической науки), полнота знаний и владение необходимыми умениями, осознанность и самостоятельность применения материала, включая обобщения, выводы (в соответствии с заданным вопросом), соблюдение норм литературной речи.

Оценка "5" - материал усвоен в полном объеме, изложен логично, без существенных ошибок, не требует дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания (9_11кл.) доказательны, применяются умения, необходимые для ответа, речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложный вопрос или за подробное исправление и дополнение ответа другого ученика.

Оценка "4" - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение недостаточно систематизированное и последовательное выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения.


Оценка "3" - в условии материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточное (пересказ учебника), несистематизированное, содержит существенные ошибки, в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная.

Оценка "2" - главное содержание материала не раскрыто.

Оценка "1" - материал не усвоен, ученик отказывается ответить по теме или обнаруживает незнание ее основных положений.


Календарно-тематическое планирование



п/п

Тема

урока

Кол - во

ча-сов

Педагогические средства

Виды деятельности обучаемых

Элементы

содержания

образования

Планируемые образовательные результаты


Вид контроля

Д/з

Дата

план

факт

Введение (1 ч.)

Раздел 1 Древние жители нашей Родины (4 ч.)

1

Введение

1

Вводный урок

Знакомство со структурой учебника, с целями и задачами курса. Помощь иллюстративного ряда учебника, схем, карт, генеалогических таблиц, именных указателей при изучении истории.


З н а т ь:

- структуру учебника.

У м е т ь:

-ориентироваться в учебнике и рабочей тетради.





стр. 3




2

Первобытные жители нашей страны

1

Рассказ с элементами беседы. Работа с картой и текстом учебника

Появление древних людей на территории нашей страны и их расселение. Люди каменного века. Влияние природных условий и географического фактора на жизнь разных племён. Племена скотоводов, земледельцев, охотников и рыболовов. Родовой строй.

Древнейшие поселения на территории нашей страны. Люди бронзового и железного веков. Выделение языковых семей, положивших начало народам нашей страны.


Знать:

– древнейшие поселения на территории нашей страны;

– основные занятия древних людей;

– типы хозяйств: присваивающее, производящее;

– процесс выделения языковых семей

Уметь:

– показывать на карте и рассказывать о местах расселения древних людей на территории нашей страны;

– описывать первые орудия труда древних людей;

– выполнять тестовое задание: выбор ответа.

Фронтальный опрос. Работа с картой и текстом учебника.

§ 1; вопросы и задания стр. 8; задания в рабочей тетради




3

На окраинах античного мира

1

Образное повествование с элементами беседы.

Работа с картой и текстом учебника

Появление античных колоний в Северном Причерноморье. Греческая колонизация Крыма и черноморского побережья Кавказа. Государственный и общественный строй, хозяйственная жизнь античных поселений. Возникновение и история Боспорского царства и других эллинистических государств в этом регионе.

Племена степной зоны Восточной Европы. Скифы. Их общественное устройство, хозяйственная жизнь, культура. Скифское царство. Влияние античной культуры на племена юга европейской России.


Знать:

– особенности развития греческих колоний: Херсонес,

Пантикапей, Ольвия,

Горгиппия, Фанагория;

– общественный строй античных городов-государств в Северном Причерноморье;

– общественный строй скифских племён живших в I в. до н. э.

Уметь:

– показывать на карте греческие колонии;

– определять взаимоотношения Греции с ее черноморскими колониями;

– описывать условия жизни и занятия скифов, их самобытную культуру;

– выполнять тестовые задания: выбор ответа; установление пропущенного слова


Фронтальный опрос. Работа с картой и текстом учебника.

§ 2, вопросы и задания стр. 13-14; задания в рабочей тетради




4

Кочевые племена на территории России в IV-V веках

1

Рассказ с элементами беседы. Работа с картой и с текстом учебника

Великое переселение народов. Аварский каганат. Булгары. Волжская Булгария. Хазары. Хазарский каганат. Государственный строй, хозяйство, религия.


Знать:

– о роли кочевых племен в древнейшей истории нашей страны;

– хронологические рамки Великого переселения народов;


– смысл понятия «Великое переселение народов»;

– общественный строй государств, образовавшихся в период Великого переселения народов.

Уметь:

– показывать на карте основные направления Великого переселения народов.


Фронтальный опрос. Работа с картой и текстом учебника.

§ 3; вопросы и задания стр. 19-20; задания в рабочей тетради





5

Восточные славяне в VI – XII веках.

1

Образное повествование с элементами беседы. Работа с иллюстрациями учебника

Первые свидетельства о славянах. Происхождение славян. Их расселение. Разделение славян на три ветви. Появление славян на территории нашей страны. Восточнославянские племена по данным русских летописей. Родовой строй восточных славян. Их хозяйственная жизнь. Возникновение первых русских городов. Торговля. Быт славян. Языческая религия славян.


Знать:

– основные занятия восточных славян;

– особенности образа жизни и верование;

– общественный строй древних славян.

Уметь:

– показать на

исторической карте территории; расселения восточнославянских племен;

– работать с картой;

– выполнять тестовое задание: выбор ответа

Фронтальный опрос. Работа с иллюстрациями учебника

§ 4; вопросы и задания стр. 27-28; задания в рабочей тетради





Раздел 2 . Древняя Русь в IX - XII веках ( 8 ч.)

6

Образование Древнерус-ского государства


1

Эвристическая беседа. Работа с картой и текстом учебника

Предпосылки создания государства у восточных славян. Легенды о древних славянских князьях. Новгород и Киев — два центра ранней русской государственности. Кий и его братья. Князья славянских племён. Славяне и варяги. Путь «из варяг в греки». Призвание варяжских князей. Рюрик. Аскольд и Дир. Поход Олега на Киев и объединение северных и южных русских земель. Происхождение названия «Русь».


Знать:

– хронологические рамки образования Древнерусского государства;

– о первых свидетельствах древних летописцев;

– о возникновении торгового пути «Из варяг в греки»;

– процесс превращения поселков восточных славян в города;

– особенности развития Новгорода и Киева как двух центров формирования Древнерусского государства; – о версиях происхождения названия «Русь».

Уметь:

– показывать на карте торговый путь «Из варяг в греки»;

– рассказывать о первых русских князьях;

– выполнять тестовые задания: выбор ответа (знание дат, фактов, понятий)

Индивидуаль-

ный опрос. Работа с картой и текстом учебника

§ 5, вопросы и задания стр. 37-38; задания в рабочей тетради




7

Русские князья времён язычества

1

Образное повествование с элементами беседы. Работа с картой и текстом учебника

Олег. Подчинение различных племён Киевскому государству, походы на Византию, первый международный договор Руси. Игорь. Походы на Византию. Древнерусская дружина. Полюдье. Внутренняя политика — борьба с древлянами. Правление Ольги. Внутреннее обустройство Руси. Крещение Ольги и попытки христианизации восточных славян. Святослав. Война с Хазарией, походы в Болгарию и Византию.



З н а т ь:

– характерные особенности правления;

– о первых русских князьях времен язычества;

– особенности внешней политики русских князей;

– как было организовано управление Древнерусским государством;

– об отношениях князя и дружины;

– о походах русских князей.

Уметь:

– показывать на карте направление походов русских князей, территории, которые вошли в состав Древнерусского государства при Олеге, Игоре, Ольге, Святославе;

– выполнять тестовые задания

Фронтальный опрос. Работа с картой и текстом учебника

§ 6, вопросы и задания стр. 46-47; задания в рабочей тетради




8

Князь Владимир и крещение Руси

1

Беседа.

Решение познавательных заданий. Работа с документом.

Сыновья Святослава. Первая усобица. Владимир — объединитель и создатель державы Рюриковичей. Личность князя Владимира. Выбор веры Владимиром. Крещение Руси. Значение этого события для русской истории. Внутренняя политика князя. Укрепление южных границ Руси. Оборона от печенегов. Отношения с соседними странами.


Знать:

– события первой княжеской усобицы;

– причины принятия христианства Русью;

– значение принятия христианства;

– о процессе распространении христианства на Руси.

Уметь:

– характеризовать внутреннюю и внешнюю политику князя Владимира;


Индивидуаль-

ный опрос. Ответы на вопросы к документу стр. 54

§ 7, вопросы и задания стр. 53-54; задания в рабочей тетради





9

Киевская Русь при Ярославе Мудром

1

Изложение нового материала с элементами самостоятельной деятельности.

Семья Владимира и раздел Руси. Усобица сыновей Владимира. Святополк Окаянный. Гибель Бориса и Глеба. Укрепление в Киеве Ярослава Мудрого. Личность Ярослава. Его войны с братом Мстиславом и печенегами. Последний поход Руси на Византию. Международные связи Руси

Знать:

– последовательность событий междоусобицы сыновей князя Владимира; – даты правления Ярослава Мудрого;

– смысл основных законов «Русской правды»;

– главные направления внешней политики Ярослава Мудрого.

Уметь:

– показывать на карте города, в которых правили сыновья кн. Владимира;

– характеризовать внутреннюю политику Ярослава Мудрого;


Письменный опрос. Работа с текстом учебника.

§ 8, вопросы и задания стр. 59; задания в рабочей тетради




10

Преемники Ярослава и борьба за киевский престол

1

Беседа.

Участие в беседе по ключевым вопросам темы

Раздел Руси Ярославом. Братья Ярославичи. Война с половцами в 1068 году. Мятеж 1068 года. Новый виток усобиц. Разделение Рюриковичей на несколько ветвей. Любечский съезд князей. Юридическое оформление распада Руси. Восстание 1113 года. Княжение Владимира Мономаха. Личность Владимира Мономаха как правителя и полководца.


Знать:

систему престолонаследия

(лествица) на Руси;


– содержание завещание Ярослава Мудрого своим сыновьям;

– внутренние памятники Киевской Руси после смерти Ярослава Мудрого;

– о процессе роста самостоятельности отдельных княжеств;

– особенности новой системы престолонаследия;

– исторические заслуги Владимира Мономаха как государственного деятеля.

Уметь:

– опираясь на текст исторического документа, анализировать поучение Владимира Мономаха;


Фронтальный опрос. Участие в беседе по ключевым вопросам темы.

Работа с документом стр. 65

§ 9, вопросы и задания стр. 65-66; задания в рабочей тетради




11

Общественный строй Древней Руси

1

Практикум.

Составление таблицы. Работа с фрагментами документа

Древнерусская народность. Категории русского населения: общинники-земледельцы, вотчинники и др. Развитие городов и ремесла. Торговля. Городское самоуправление. Быт жителей Древней Руси.

Знать:

– факты, способствующие возникновению древнерусской народности;

– социальные слои русского населения;

– развитие внутренней и внешней торговли, ремесленного производства

Уметь:

– давать характеристику русским городам

Практические задания. Составление таблицы: «Категории населения Киевской Руси в X – XI веках».

Работа с документом.

§ 10, вопросы и задания стр. 71-72; задания в рабочей тетради




12

Православная церковь в Киевской Руси

1


Образное повествование с элементами беседы. Работа с текстом учебника

Формирование церковной организации. Юридическое и каноническое положение Русской церкви. Церковь в государственной жизни страны. Двоеверие. Православие и повседневная жизнь русских людей. Возникновение монашества. Феодосии и Антоний Печерские. Киево-Печерский монастырь.


Знать:

– причины принятия христианства Русью;

– значение принятия христианства;

– о процессе распространении христианства на Руси.

Уметь:

– выполнять тестовые задания: выбор ответа, заполнение пропущенных слов, словосочетаний


Индивидуаль-

ный опрос. Подготовка сообщений.

§ 11, вопросы и задания стр. 75-76; задания в тетради





13

Культура Киевской Руси

1

Урок презентация. Разработка и презентация проектов по теме.

Язык древнерусской народности, его место среди других славянских языков. Возникновение славянской письменности и её появление на Руси. Первые памятники русской книжности. Первые литературные и публицистические произведения. Первые жития. Начало русского летописания. Устное народное творчество. Былины. Письменная культура народа: берестяные грамоты. Развитие русской иконописи, фрески, мозаики, декоративно-прикладного искусства.

Знать:

– основные направления развития древнерусской культуры;

– особенности культуры Древней Руси;

– характерные черты древнерусского национального самосознания;

– о культурном значении принятия христианства.

Уметь:

– описывать памятники древнерусской культуры


Представление презентаций по теме.

§ 12, вопросы и задания стр. 86; задания в рабочей тетради




14

Древняя Русь в IX - XII веках

1

Повторительно-обобщающий урок

Восточные славяне и их соседи. Формирование
древнерусского государства.

Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Владимир Святославович Принятие христианства и его значение. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Культура Древней Руси

У м е т ь:

Работать с историческими документами.

Составить сравнительную таблицу.

Тестовые задания на установление причинно-следственных связей;

на установление соответствия понятий, соответствий персоналий с их деятельностью, соответствия дат и событий.


Беседа по ранее подготовлен-

ным вопросам.

Тестовые задания с выбором ответа.








Раздел 3 Русские земли в XII - начале XIII века(6 ч.)

15

Удельный период русской истории

1

Проблемное изложение материала. Анализ документа.

Причины, сущность и последствия удельной системы на Руси. Распад древнерусского государства на княжества по отдельным ветвям династии Рюриковичей. Самостоятельное государственное развитие русских земель. Княжеские усобицы. Русская церковь как хранительница единства русских земель. Последствия раздробленности.



Знать:

– хронологические рамки периода политической раздробленности русских земель;

– закономерность политической раздробленности– причины раздробленности Руси.

Уметь:

– отвечать на вопрос «Что такое удельная система»;

– называть последствия (отрицательные и положительные) раздробленности Руси;

– показывать на карте русские княжества удельного периода.

Фронтальный опрос. Работа с документом стр. 93

§ 13, вопросы и задания стр. 93; задания в рабочей тетради




16-17

Южная Русь. Киевское княжество. Древняя Русь и Половецкая степь.

2

Конспективное повествование. Работа с картой и материалом учебника

Киевское княжество. Наследники Владимира Мономаха. Борьба за киевское княжение в XII — начале XIII века. Киевское княжество перед монгольским нашествием. Черниговское

княжество.

Новгород - Северское княжество. Поход Игоря на половцев в 1185 году и «Слово о полку Игореве». Половцы. Их хозяйство, общественное устройство, религия, культура и быт.


Знать:

– причины упадка Киевского княжества;

– значимость Киевского престола в период политического раздела;

– особенности развития крупных русских княжеств.

Уметь:

– рассказывать о развитии крупных русских княжеств;


Письменный опрос. Работа с картой и материалом учебника.

§ 14, задания в рабочей тетради





18

Юго-Западная Русь


1

Конспективное повествование. Работа с картой и материалом учебника

Особенности географического положения региона и хозяйственного развития. Сильное боярство и борьба князей с ним. Возникновение Галичского княжества. Ярослав Осмомысл.

Обособление Волынской земли. Князь Роман Мстиславич — объединитель Галичской и Волынской земель. Внешняя политика юго-западных русских земель. Князь Даниил Романович — король Руси. Его наследники. Культура Галицко-Волынской Руси.


Знать:

– особенности развития Галицко-Волынской земли;

Уметь:

– рассказывать о развитии крупных русских княжеств;

- показать на карте Галицко-Волынское княжество;

– по алгоритму дать характеристику крупным русским княжествам;

– по алгоритму составить политический портрет князей:

Письменный опрос. Работа с картой и материалом учебника

§ 15, задания в рабочей тетради




<< предыдущая страница   следующая страница >>