sotrud.ru   1 ... 2 3 4 5

19


Новгородское государство

1

Конспективное повествование. Работа с картой и материалом учебника

Территория, природные условия, население и хозяйство Новгородской земли. Особенности её государственного устройства. Вече. Посадник, тысяцкий, архиепископ. Положение князя в Новгороде. Отношения Новгорода с другими государствами. Торговые связи. Развитие ремесла. Новгород как крупнейший городской центр Европы. Культура Новгородской Руси.


Знать:

– особенности

политического строя Новгорода;

Уметь:

– рассказывать о развитии крупных русских княжеств;

– показать на карте Новгородскую республику;

– сравнивать политическое устройство крупных русских княжеств;


Письменный опрос. Работа с картой и материалом учебника

§ 16, задания в рабочей тетради




20

Владимиро-Суздальская Русь

1

Конспективное повествование. Работа с картой и материалом учебника

Географические и природные особенности края, население, хозяйственная жизнь.

Возникновение Ростово-Суздальского княжества. Юрий Долгорукий. Основание Москвы и других городов. Андрей Боголюбский — основатель Владимирской Руси. Поход на Киев в 1169 году. Укрепление княжеской власти. Подъём Владимиро-Суздальской Руси при Всеволоде Большое Гнездо. Культура Северо-Восточной Руси.


Знать:

– особенности развития Северо-Восточной Руси; Уметь:

– рассказывать о развитии крупных русских княжеств;

– показать на карте Владимиро-Суздальскую Русь;


– сравнивать политическое устройство крупных русских княжеств;


Письменный опрос. Работа с картой и материалом учебника

§ 17, задания в рабочей тетради




Раздел 4 Русь между Востоком и Западом (5 ч.)

21-22

Образование империи Чингисхана начало монгольских завоеваний.

Монгольское нашествие на Русь.

2

Рассказ с элементами беседы. Беседа по ключевым вопросам урока.

Монголы, их происхождение, образ жизни и формирование государства. Чингисхан. Начало монгольских завоеваний. Захват Средней Азии. Поход Джебе и Субедея. Битва на Калке. Монгольское нашествие на Русь. Поход монголов в Западную Европу. Последствия монгольского нашествия на Русь

Знать:

– даты сражений русского войска с иноземными завоевателями;

– завоевание

Руси монголами;

– причины и последствия ордынского ига;

– принципы устройства державы Чингисхана; – последствия зависимости Руси от Золотой Орды.

Уметь:

– выполнять тестовые задания: выбор ответа на знание фактов, событий, понятий



Участие в беседе. Выполнение разноуровне-

вых индивидуаль-

ных заданий.

§ 18, вопросы и задания стр. 128; задания в рабочей тетради




23

Натиск с Запада

1

Рассказ с элементами беседы.

Подготовка сообщений.

Прибалтика в XI — XII веках. Природа, население, хозяйство, религия. Крестовый поход в Прибалтику. Ливонский орден. Шведский поход на Русь. Невская битва. Александр Ярославич. Ледовое побоище. Его значение для русской истории.


Знать:

– причины крестового похода в Прибалтику; – последствия нашествия крестоносцев на прибалтийские земли;

– значение

борьбы русского народа и народов Прибалтики с общим врагом;

– значение побед русского войска под

предводительством А. Невского в сражениях на р. Неве и Чудском озере.

Уметь:

– выполнять тестовые задания: выбор ответа, знание дат, понятий, персоналий

Участие в беседе. Выступление с сообщениями.


§ 19, вопросы и задания стр. 135; задания в рабочей тетради




24

Русские земли под властью Золотой Орды

1

Изложение материала с элементами самостоятельной деятельности

Образование Золотой Орды. Территория. Население. Хозяйственный уклад. Государственный строй. Установление ордынской власти на Руси. Её формы. Сопротивление ордынской власти западных русских княжеств. Политика Александра Невского в отношениях с Ордой. Русские князья в Орде. Религиозное сопротивление: Михаил черниговский. Северо-Восточная Русь под властью Орды.


Знать:

– образование

Золотой орды;

– сущность ордынского владычества на Руси;

– повинности русского населения;

– характеристика, черты взаимоотношений Золотой орды и Руси в XIII в.

Уметь:

– показывать на карте государство Золотая орда


Решение познаватель-

ных заданий. Выполнение разноуровне-

вых индивидуаль-

ных заданий

§ 21, вопросы и задания стр.141; задания в рабочей тетради




25

Великое княжество Литовское и русские земли

1

Проблемное изложение материала. Анализ документа

Литовские племена и образование Литовского государства. Присоединение русских земель к Литве. Формирование украинского и белорусского народов. Великое княжество Литовское и Русское. Литовские князья и их отношения с русскими князьями. Грюнвальдская битва. Уния с Польшей и образование Речи Посполитой.



Знать:

– хронологические рамки образования Великого княжества Литовского;

– управление Литовским княжеством.

Уметь:

– показывать на карте территорию Великого княжества Литовского;

– рассказывать о Грюнвальдской битве 1410 г. и определять ее значение

Фронтальный опрос. Работа с документом стр. 148

§ 21, вопросы и задания стр. 147-148




26

Русские земли в XII– начале XV века

1

Повторительно-обощающий урок

Закономерности процесса политической раздробленности Киевской Руси и стран Западной Европы.

Особенности государственного развития русских земель


Особенности экономического и культурного развития русских земель

Княжеские усобицы.

Русь накануне монгольского нашествия.


Последствия политической раздробленности Киевской Руси


Знать:

– предпосылки и причины распада Киевской Руси на отдельные княжества; – политическую историю крупных русских земель;

– особенности внешней политики русских княжеств в связи с историей половецкого народа.

Уметь:

– рассказывать о последствиях удельной системы на Руси;


Беседа по ранее подготовлен-

ным вопросам.

Тестовые задания с выбором ответа.








Раздел 5 . Объединение русских земель вокруг Москвы(6 ч.)

27

Возвышение Москвы

1

Лекция с элементами беседы. Работа с картой и фрагментом документа

Владимиро-Суздальская Русь после нашествия. Возникновение Тверского и Московского княжеств. Причины их укрепления. Князь Даниил московский. Борьба Москвы и Твери за главенство среди северо-восточных русских земель. Князь Михаил Ярославич тверской. Иван Калита и его политика. Превращение Москвы в религиозный центр Руси. Экономический подъём Московского княжества.


Знать:

– имена князей Северо-Восточной Руси;

– политическую ситуацию на Руси в XIV–XV вв.;

– причины возвышения Москвы– основные сражения русского воинства против иноземных завоевателей;

– роль московских князей в дни объединения Руси и борьбе против завоевателей.

Уметь:

– обозначать период становления Российского государства;

– показывать на карте основные центры объединения русских земель;

Фронтальный опрос. Работа с картой и фрагментом документа стр. 157.


§ 22, задания в рабочей тетради




28-29

Москва на подъёме.

Куликовская битва.

2

Проблемное изложение материала. Решение познавательных заданий

Сыновья Ивана Калиты. Дмитрий Донской. Усиление Москвы среди прочих русских земель.

Начало борьбы с Ордой. Битва на Боже. Куликовская битва. Нашествие Тохтамыша на Русь. Значение Куликовской битвы.


Знать:

– имена князей Северо-Восточной Руси;

– политическую ситуацию на Руси в XIV–XV вв.;

– причины возвышения Москвы; основные сражения русского воинства против иноземных завоевателей;

– роль московских князей в дни объединения Руси и борьбе против завоевателей.

Уметь:

– обозначать период становления Российского государства;

– показывать на карте основные центры объединения русских земель;


Фронтальный опрос. Работа с документом стр. 165.Решение познаватель-ных заданий.

§ 23, задания в рабочей тетради




30

Кризис Московской Руси

1

Практикум Самостоятельная работа с текстом учебника

Василий 1 и его политика. Война за московский стол между Василием II и его родственниками, её причины, ход и итоги. Закат ордынского могущества со второй половины XIV века. Усобицы в Золотой Орде. Причины её распада. Возникновение Казанского и других ханств. Отношения татарских ханств и Руси.


З н а т ь:

– какие произошли изменения в политике русских князей по отношению к Золотой орде;

– значение для Руси распада Золотой орды;

– причины и характер династических войн в Московской Руси;

– хронологические события периода распада Золотой орды.

Уметь:

– показывать на карте земли, вошедшие в состав Московского княжества при Василии I;

показывать на карте ханства, на которые распалась Золотая орда;


Самостоятель-

ная работа с текстом учебника. Письменный контроль

§ 24, вопросы и задания стр. 173; задания в рабочей тетради




31

Русская православная церковь во второй половине XIII - середина XV века

1

Рассказ с элементами беседы.

Подготовка сообщений.

Положение Русской церкви при ордынской власти. Перенос митрополии из Киева во Владимир, а затем в Москву. Деятельность митрополитов Петра и Алексия. Монашество. Сергий Радонежский и его последователи. Флорентийская уния и отношение к ней Русской православной церкви. Установление автокефалии. Митрополит Иона.


Знать:

– время возникновения первых каменных храмов на Руси;

– роль русской православной церкви в период раздробленности и ордынского ига;

– о духовном подвиге Сергия Радонежского;

хронологическую последовательность событий в обретении Русской православной церкви независимости;

– суть споров и разногласий между нестяжателями и иосифлянами.

Уметь:

– работать с картой;

– составлять рассказ с опорой на текст учебника

Участие в беседе. Выступление с сообщениями.








32

Русская культура церковь во второй половине XIII - середина XV века

1

Урок презентация. Разработка и презентация проектов по теме.

Литература XIV — XV веков. Книжность. Развитие письменности. Летописание. Исторические повести. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Возрождение каменного зодчества. Строительство Московского Кремля. Иконопись: Феофан Грек, Андрей Рублёв.


Знать:

– о роли Куликовской битвы в развитии русской культуры и национального самосознания;

– значение начала книгопечатания;

– о развитии просвещения и книгопечатания;

– основные жанры и идеи русской литературы данного периода;

– о творчестве русских иконописцев Феофана Грека и Андрея Рублева Уметь:

– описывать

основные архитектурные памятники;

– называть архитектурные памятники Московского Кремля;


Представление проектов по теме







Раздел 6 .Создание Московского царства (7 ч.)

33

Конец удельной эпохи

1

Проблемное изложение материала. Анализ документа

Создание Иваном III единого и независимого Московского государства. Ликвидация Тверского великого княжества. Присоединение Новгорода и Вятки. Конец ордынской власти. Стояние на реке Угре. Взятие Казани Иваном III. Присоединение Василием III Пскова и Рязани. Войны с Литвой за Смоленск и другие русские земли.


Знать:

– направления

внешней политики Ивана III;

– хронологическую последовательность событий, ликвидация на Руси ордынского владычества.

Уметь:

– характеризовать личность Ивана III, органически завершившего процесс объединения русских земель вокруг Москвы;

– показывать на карте земли, которые вошли в состав Московского княжества при Иване

Решение познавательных заданий. Работа с документом стр. 196

§ 27, вопросы и задания стр. 195, задания в рабочей тетради




34

От великого княжества к царству

1

Рассказ с элементами беседы. Участие в обсуждении вопросов. Работа с текстом учебника.

Формирование единого русского народа. Централизация государственной власти. «Судебник» 1497 года. Формирование новой системы государственного управления. Образование сословной культуры русского общества. Новые государственные символы. «Государь Всея Руси». Идея «Москва — Третий Рим». «Сказание о князьях Владимирских».

Усиление международного престижа Московского государства.

Знать:

– особенности управления Московским государством;

– социальные слои общества Московского государства;

– суть идеи «Москва –

Третий Рим»;

– социальное положение основных групп населения России в XV в.;

– группы, на которые делилось Российское духовенство;

– символику Российского государства времен Ивана III

Фронтальный опрос. Участие в обсуждении вопросов. Работа с текстом учебника.

§ 28, вопросы и задания стр. 203; задания в рабочей тетради





35

Иван Грозный – первый русский царь

1

Образное повествование с элементами беседы. Составление конспекта

Венчание Ивана Грозного на царство. Начало русского самодержавия. Личность Ивана Грозного, её противоречивость. Реформы «Избранной рады». Государственное управление:

земские соборы, Боярская дума, приказы. «Судебник» 1550 года.


Знать

-деятельность Ивана Грозного по укреплению государственной власти;

-методы достижения укрепления власти;

- суть реформ молодого царя;

Система приказов – центральных органов управления страной;

У м е т ь:

- Составить схему «Система приказов России 15 века»

- Дать характеристику основных положений Судебника 1550 года;

Выявить причины того, что царь Иван вошёл в историю под прозвищем Грозный.

Фронтальный опрос. Составление конспекта

§ 29, вопросы и задания стр. 211-212, задания в рабочей тетради




36

Внешняя политика России при Иване Грозном

1

Изложение материала с элементами самостоятельной деятельности. Работа с документом

Основные задачи внешней политики того времени. Борьба с татарскими ханствами. Взятие Казани. Ликвидация Астраханского ханства. Ливонская война: её причины, ход и итоги. Начало освоения Сибири. Поход Ермака.


Знать:

- основные направления внешней политики;

- конкретные примеры увеличения территории Российского государства


- главные причины Ливонской войны;

- итоги внешнеполитической деятельности Ивана Грозного;

У м е т ь:

Определить основные направления внешней политики и составить схему: « Покорение Сибири Ермаком».


Решение познаватель-

ных заданий. Работа с документом стр. 220

§ 30, вопросы стр. 220.; задания в рабочей тетради




37

Опричное лихолетье

1

Образное повествование с элементами беседы. Составление конспекта

Крах «Избранной рады». Введение опричнины. Опричный террор. Разорение Новгорода. Отмена опричнины, её результаты для русской истории. Внутренняя политика последних лет правления Ивана Грозного. Семейная жизнь царя. Правление Федора Иоанновича

Знать:

- события второго этапа царствования Ивана Грозного;

- суть опричнины;

- последствия опричнины для страны;

- причины кризиса возникшего в конце 15 – начале 16 века;

У м е т ь:

Составить схему: « Цели опричнины»;

Составить схему: «Последствия опричнины».

Фронтальный опрос. Составление конспекта

§ 31, вопросы стр. 229-230; задания в рабочей тетради




38

Русская православная церковь в конце XV -XVI веке

1

Рассказ с элементами беседы.

Подготовка сообщений.

Нестяжатели и иосифляне. Отношение церкви и государства. Ереси. Стоглавый собор 1551 года. Митрополит Макарий. Митрополит Филипп, противодействие политике опричнины. Учреждение патриаршества.



Знать:

– время возникновения первых каменных храмов на Руси;

– роль русской православной церкви в период раздробленности и ордынского ига;

– о духовном подвиге Сергия Радонежского;

хронологическую последовательность событий в обретении Русской православной церкви независимости;

– суть споров и разногласий между нестяжателями и иосифлянами.

Уметь:

– работать

с контурной

картой;

– составлять рассказ с опорой на текст учебника

Участие в беседе. Выступление с сообщениями

§ 32, вопросы и задания стр. 235, задания в рабочей тетради




39

Русская культура в конце XV -XVI веке

1

Урок презентация. Разработка и презентация проектов по теме

Письменность и книжность. Летописание. Исторические повести. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Архитектура, иконопись, Дионисий. Декоративно-прикладное искусство. Литейное дело. Андрей Чохов.


Знать:

– о роли Куликовской битвы в развитии русской культуры и национального самосознания;

– значение начала книгопечатания;

– о развитии просвещения и книгопечатания;

– основные жанры и идеи русской литературы данного периода;

– о творчестве русских иконописцев Феофана Грека и Андрея Рублева Уметь:

– описывать

основные архитектурные памятники;

– называть архитектурные памятники Московского Кремля;

Представление проектов по теме

§ 33, задания рабочей тетради


40

Создание Московского царства

1

Повторительно-обобщающий урок

Борьба и причины укрепления Московского и Тверского княжеств среди других северо-восточных русских земель.

Создание Иваном III единого и независимого Московского государства.

Знать:

– процессы централизации и образования единого Русского государства.

Уметь:

– выполнять тестовое задание с выбором ответа, задание на описание, заполнение пропусков; определение хронологического порядка событий.













I. Русь Древняя

Тема 1

Восточные славяне , формирование Древнерусского государства.

Выберите правильный ответ.

1. Большую роль в жизни восточных славян игра­ло бортничество, то есть:

а) производство глиняной посуды

б) выделка шкурок пушного зверя

в) сбор дикого меда

г) ловля сетями и неводом рыбы

2. Самым большим славянским племенем было
племя:

а) северян б) полян в) кривичей г) вятичей

3. По преданию, князь Рюрик вначале обосновал­ся в:

а) Ладоге б)Изборске в) Киеве г) Новгороде

4. Общерусским ополчением руководил:

а) князь в) воевода

б) старейшины г) тысяцкий

5. Процесс образования государства у восточных
славян был ускорен:

а) угрозой со стороны Византии

б) необходимостью упорядочить сбор дани

в) опасностью нападения варягов на северо-запад­ные славянские земли и хазар — на южные


г) необходимостью защитить купеческие караваны от нападения степных кочевников — пе­ченегов

6. Выберите правильные ответы.

К предпосылкам создания государства у восточных славян относятся:

а) отделение ремесла от сельского хозяйства

б) языческие верования

в) появление городов — центров ремесла и торговли

г) объединение людей на основе кровного родства

д) установление единых для всех правил поведения

е) введение единых мер и весов

ж) наличие общей для всех военной угрозы

7. Установите правильное соответствие:


  1. поляне а) Новгород

  2. северяне б) Любеч

з) кривичи в) Киев

  1. родимичи г) Смоленск

  2. ильменские словене д) Чернигов

ж) Полоцк

8. Вставьте вместо пропусков:

Восточные славяне поклонялись многим богам, то есть были________________ .Они называли людей, которые могут творить заклинания и предска­зывать будущее,_______________________. Славяне верили в загробную жизнь и признавали существование нечистой силы. В их представлении души умерших детей и утонувших женщин превра­щались в __________. Древние славяне вери­ли, что в каждом озере и реке жил , а в чаще темного леса обитал_____________.

9. По какому принципу образован ряд?

норманны, викинги, варяги

:

10. Что является лишним в ряду?

По преданию, основателем Киева был: Хорив, Щек, Кий, Дир

Ответы

1 — в; 2 — б; 3 — а; 4 — в; 5 — в; 6 — а, б, в; 7 — 1 — в, 2 — д, 3 — г, ж; 4 — б;

5 — а; 8 — язычниками; волхвами, русалок, водяной, леший;

9 — Скандинав­ские народы; 10 — Дир.



<< предыдущая страница