sotrud.ru 1

n=Тематическое планирование по литературе составлено на основе учебника-хрестоматии для 9 класса под редакцией В. Я. Коровиной., М. Просвещение 2006 г~sz=372675;pg=1;te=«Литература» для 5-11 классов под редакцией В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина. М. Просвещение, 2003~cat=~t=Тематическое планирование~!~

Тематическое планирование по литературе в 9 класс

Составила учительница русского языка и литературы Свинина Е. С.


Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование по литературе составлено на основе

-учебника-хрестоматии для 9 класса под редакцией В.Я.Коровиной., М. Просвещение 2006 г.;

- программы «Литература» для 5-11 классов под редакцией В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина. М. Просвещение, 2003.;

- Новых государственных стандартов школьного образования. АСТ. Астрель. Москва. 2004г.

Планирование рассчитано на 68 часа в соответствии с Программой литературного образования для 5-11 классов.

Использована дополнительная литература «Поурочные разработки по литературе. 9 класс». (Автор Золотарёва И.В., О.Б. Беломестных, М.С.Корнеева. М.: «Вако», 2003г), журналы «Литература в школе».

В планировании выдержано определённое количество часов с некоторыми изменениями: на изучение творчества Карамзина, Крылова, Радищева отводится по одному часу (1). Так как с творчеством Крылова как мастера басни, музыканта, журналиста учащиеся познакомились в 5 классе, то этот час(1) отведён на изучение творчества Карамзина.

С 9 класса учащиеся начинают знакомство с литературными направлениями, в частности, с сентиментализмом, основателем которого является Карамзин, поэтому произведение Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» прочитывается уч-ся самостоятельно. Этот час (1) отводится на знакомство с направлением сентиментализма.

Романтическая лирика начала века рассматривается на знакомстве с творчеством одного поэта этого века (Батюшков, Баратынский, Крылов и т.д.)на выбор учителя.

Сатирические произведения Аверченко А.Т., Тэффи, М.М.Зощенко в программе предлагаются как урок внеклассного чтения, материал о них в учебнике Коровина В.Я. отсутствует, поэтому уч-ся предлагается самостоятельное прочтение, их углубленное изучение состоится в старших классах, а этот час (1) отводится на изучение творчества Грибоедова. (7) +1.

^ В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» выпускники должны:

чтение и восприятие-

- прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения;

- воспроизвести их конкретное содержание;

- дать оценку героям и событиям;

чтение, истолкование и оценка:

- анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать его во взаимосвязи следующих компонентов: тема, идея (идейный смысл), основные герои, особенности композиции и сюжета; значение важнейших эпизодов в их взаимосвязи, роль портрета, пейзажа, интерьера, род и жанр произведения, особенности авторской речи и речи действующих лиц;

- выявлять авторское отношение к изображаемому, давать произведению личностную оценку, обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;

- объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;

чтение и речевая деятельность-

пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

давать устный и письменный развёрнутый (аргументированный) ответ о произведении;

писать изложения на основе литературно-художественных текстов;

писать сочинения по изученному произв-нию, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;

писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям, выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.



сроки

ур

Содержание учебного материала

часы

Требование (min), стандарты цели, задачи

Форма учебного материала

повторение

Контроль (Р\Р, Р\К)

Словарная работа




1

Введение. Литература и её роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы в процессе формирования исторического мастерства.(1)




Работа со вступительной статьёй учебника

Лекция, беседа




Презентация.

Шедевр, основное базовое образование

Пон «регион лит»




2

^ Из древнерусской литературы.

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Разнообразие жанров.(3)




Обзорн хар-ка древнерусск лит-ы, история открырия «Слова…», события, нашедшие отражеие в нём; знак-во с исследованиями «Слова…» и его переводами

Беседа с элементами лекции







Жанр, летопись




3

«Слово о полку Игореве». История открытия. Проблема новаторства авторства.




«Слово…» как высоко патриот и высоко худож произв-ие (идея, образн система, пейзаж, влияние фольклора)

Мини-исследование







Патриотизм, честолюбие, междоусобица




4

Художественные особенности композиции произведения. Значение «Слова…» для русской литературы последних веков.













Дом/соч по выбран темам; наизусть отр из «Слова…»







5

^ Литература 18 века.

/общий обзор/. Классицизм в русском и мировом искусстве.(1)




Выявлять приметы стиля и ТВ-ва писателя (литер направления, литер группир школы, эпохи)

Сост-ие опорн схемы, беседа, обучение конспектированию




Таблица

Государственность, «светская культура», классицизм, гражданственность




6-7

Пьеса эпохи классицизма. Ж-П.Мольер «Мещанин во дворянстве»(2)




Уметь выделять особен-ти класс-ма в комедии, комед мастерство автора

Работа с учебником, беседа, индивид зад-е







Резонёр, интрига




8

^ Денис Иванович Фонвизин «Недоросль»(3)




Знание основн фактов произведения

Беседа, слов раб, раб с учебником







Сатира, героиня, подтекст, комедия




9

Герои и события. Проблемы гражданственности




Выявление авторск отношения к изображаемому и умение давать произв-ю личностн оц-ку










Воспитание, образование,добродетель, благонравие, традиция, новаторство




10

Образование и воспитание в комедии




Проблема традиции и новаторства в пьесе

Урок-семинар (чтение по ролям, сост-ие образа героя, план хар-ки), обсужд-ие содерж-я ком-ии




Мини-сочинеие; задание по вариантам







11

^ Михаил Васильевич Ломоносов. «Пётр Великий русской литературы»(2)




Общие сведения о Ломоносове; Ломоносов-реформатор русск яз, стихосложения, системы жанров; жанр оды; ум-е выраз чт

Работа с учебником, раб по О К

Повторение ранее изуч-го мат-а о Ломоносове




Реформаторская деят-ть, ода, одический стиль и жанр, силлабическое, силлабо-тоническое стихосложение




12

Ода «На день восшествия» типичное произведение в духе классицизма




Прославление Родины, мира, науки; просвещение в произведениях Ломоносова.

Раб с произвед-м, его ан-з, словарн раб, беседа







Духовные оды, метафорический язык, ораторский синтаксис, архаизмы




13


14

Новая эра русской поэзии. Творчество^ Гавриила Романовича Державина. Ода «Фелица».(2)


Стихотворения Державина. «Властителям и судиям», «Памятник».




Биография Державина, Д а оц-ке деятелей русск культуры, ода «Фелица»

Анализ стихотв: выявление темы, осн мысли, ср-ва выраз-ти, новаторсво Д., обобщение

Лекция, раб со схемой О/К


Сообщение уч-ся







Максимализм, категоричность,изящество, будничность


Экспрессия, псалом, оригинальное произведение




15-16-17

^ Николай Михайлович Карамзин «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей в повести. Сентиментализм.

Карамзин писатель и историк.






Понятие сентиментализма, уметь сост-ть рассказ о писателе.

Уметь выразительно читать произв-ие

Беседа с элементами лекции


Выразит чтение стихотв-й, лекций, доклад




Наизусть (на выбор)

Сентиментализм, сентиментальный, чувственный, эмоциональный




18

^ Русская литература 19 века

Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму(1)




Ввести пон «Русск классич лит-ра», романтизм как литер направление

Знак-во со статьёй в учебнике, лекция

Класс-зм (литер направление)




Классический, классик, романтический, романтизм




19

Романтическая лирика начала века. Очерк жизни и творчества^ Василия Андреевича Жуковског. «Литературный Колумб Руси»(1)




Знак-во с жизнью и тв-вом Ж., баллада «Светлана»

Сообщение уч-ся , беседа по произведению

баллада




Иррациональное мышление, фльклорная основа, субъективизм




20

^ Романтическая лирика начала века. К.Н.Батюшков, Н.М.Языков, Е.А.Баратынский, К.Ф.Рылеев, Д.В.Давыдов, П.А.Вяземский (на выбор) (1)







Защита литер газет (группов работа)

Выуч наизусть стихотв

Сбор мат (биография, очерк ТВ-ва, викторины, кроссворды, высказывания критиков, интер инфор-ия, иллюстр)

Лирика, лирический герой




21

^ Грибоедов Александр Сергеевич: личность и судьба(7) +1




Биография писателя, творческ история комедии «Горе от ума»

Традиц (слово учителя, лекция, чтение и пересказ биографии, слово о творч ист-ии ком-ии







Разносторонняя одарённость, энциклопедизм, гениальность, оригинальность, прижизненная публикация, цензурные искажения




22

Комедия «Горе от ума». Знакомтсво с героями. Чтение и анализ 1 действия




Повторение по теме «Комелия классицизма», анализ списка действ лиц, сюжет и герои первого действия комедии, язык ком-ии

Анализ списка действ лиц, чтение 1 действ (явл 1-5, 7)

Комедия, конфликт, сюжет; черты классицист драмат произв-ия (принципы триединства)










23

!! действие комедии. Обучение анализу монолога.




2 действие комедии, завязка конфликта, анализ монологов




завязка




Опорн лекска, характеризующая нравствен и обществен поз-ии Чацкого и Фамусова (консерватизм, прогресс, крепостничество)




24

111 действие комедии. Анализ сцены бала.




3 действие комедии, обучение ан-зу эпизода-сцены

Беседа с элементом анализа




Выуч один из монологов, сост-ть план к соч-ю

Кульминация конфликта, внесценические персонажи




25

4 действие комедии. Смысл названия. Проблема жанра, новаторство и традиции комедии




4 дей ком-и, обучение ан-зу, ум-ие сост-ия хар-ки общ-ва, воззрений Чацкого, выявление смысла ком-ии

Беседа с эл-том ан-за




Сост-ие таблицы (выводы)







26-27

(«Молодое поколение в комедии. Нравсвенный идеал Грибоедова». Семинарское занятие.) Игра «Умники и умницы» и «Горе от ума» (урок-обобщение)




Обобщение материала по всей комедии

Семинарское занятие (обобщение)

Ставнительн хар-ка

Таблица, викторина (в виде теста)

Герой времени, антигерой




28

И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Обучение конспектированию.




Обучить навыкам конспектирования, проверить насколько усвоено произведение

Трад (слово учителя, чтение статьи, беседа по вопросам)




Тест







29

^ Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и судьба.




Значение тв-ва поэта в миров лит-ре, центр прозив-ия опр-го периода (хронология)

Традиц (выступление уч-ся о жизни и тв-ве поэта, выраз чтение любим стихов, викторина )

Вспоминание изучен произв-й поэта













Дружба и друзья в лирике Пушкина




Выразит чтение стихов, их ан-з (тема дружбы и лицейского братства

Беседа с элем-ом ан-за




Наизусть на выбор

Жанр дружеского послания




30

Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина




Чтение стих «Вольность»(1817), «Деревня»(1819), «К Чаадаеву»(1819), «Кинжал»(1821), «Узник»(1822), «Птичка»(1823), «Арион»(1828), «Анчар»(1828), обучение анализу стих-я

Беседа с анализом




Наизусть на выбор

Вольнолюбивая лирика, эволюция темы, пафос, идиллия




31

Любовная лирика Пушкина




Чтение стихотворений, обучение исполнительскому анализу стих-ия

Традиц (подготовка к выразит чт-ю (исполнит ан-з - путь чтеца к поэту)




Выучить наизусть (на выбор)

Лирическ медитация




32

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина




Чтение стихотворений, обучение анализу стихотв-я

Традиц (слово учителя, сост-ие ответа по прим плану, чт-ие и ан




Наизусть по выбору

Сквозная тема




33

Образы природы в лирике Пушкина







Семинарское занятие (по группам)

Сен-зм, романт трад-ии; осн пер-ы тв-ва поэта, класс-зм.

Выразит чт на выбор







34

Поэты 20 века о Пушкине







Уорк-концерт (беседа по содерж –ю эпиграфа, вступит сл учителя о русск пушкиниане, подгот чт стихов поэтов 20 века об Александре Пушкине, беседа по прослуш стих.




(Р/К) А.Б.Горская «Пушкинёнок», «Улица Пушкина», «Его мадонна»; Р.А.Дышаленкова «Пушкин и Пугачёв»







35

«Евгений Онегин». История создания романа. Литературная полемика вокруг романа. Восприятие романа современниками. Замысел и композиция романа.




Введение понятия «реализм», обзор содержания романа, знакомство с мнением критиков, общая характеристика романа

Традиц ( слово учителя, беседа по сод-ию ром-а, раб с текстом, с материалом учебника, с тетр-ю, выводы)







Реализм, «онегинская строфа»




36

Система образов романа «Евгений Онегин». Сюжет. «Онегинская» строфа.




Знакомство с системой образов, особенности сюжетов романа, обучение работе с опорной схемой

Традиц (беседа и реализация дом зад-я, работа с опорн схемой, прослуш-ие заранее подгот зад-я, раб-а с текстом




Наизусть отрывок-письма Онегина и Татьяны (по выбору); тестирование

Сюжет, композиция, лирическое отступление




37

^ Михаил Юрьевич Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Два поэтических мира (Лермонтов и Пушкин).




Изучение биографии поэта (кратко), обучение работе с учебником, основные периоды тв-ва, сопоставление стихов «Пророк» Пушкина и Лермонтова.

Традиц (слово учителя, работа со статьёй учебника, беседа (обсуждение вопроса: что повлияло на формирование Лермонтова-поэта?)

Лирика, трёхсложный стихотворный размер стиха (дактиль, амфибрахий, анапест, ямб, хорей), поэт. ж

Мини-тест по тв-ву Пушкина

Пафос, лирическое «я», преемник




38

Лирический герой поэзии М.Ю.Лермонтова. Темы лермонтовской лирики. Лекция.




Дать понятие «лирич героя», попытки характ-ки лирич героя поэзии Лермонтова с указанием стих-ий, обучение работе во время лекции

Традиц (проверка д/з, чтение и разбор стих-я «Смерть поэта», раб с понятием «лирич героя», беседа)

Эпитеты, метафоры, гиперболы, сравнения, перифразы и инверсии




инверсия




39

Образ России в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина».




Обзор- осмысление Родины в ранней и поздней лирики Лермонтова, завершение темы в последних итоговых (для развития этой темы) стихотворениях 1841г.-«Родина», «Прощай, немытая Россия»; обучение ан-зу стих.

Традиц ( проверка д/з, раб с опорн сх-й, ан-з стих-я «Прощай, немытая Россия», «Ролина», выводы)




Наизусть «Родина»







40

Человек и природа в лирике Лермонтова




Обучение ан-зу стих-я, развитие темы»Пейзаж в лит-ре»; ан-з стих «Выхожу один я на дорогу», «Когда волнуется желтеющая нива», «Ветка Палестины», «На севере диком…»

Традиц (вступит сл учителя – разъяснение глубины темы, пояснение опорн слов, раб со стих-ем «Ветка Палестины»(1837г.), беседа, выводы)




Наизусть стих «Выхожу один я на дорогу»

Пейзажная миниатюра, философская медитация, аллегория, символ, лирический герой




41

Судьба поколения 30-х годов в лирике М.Ю.Лермонтова. Подготовка к сочинению.




Обучение ан-зу стих-я, ан-з стих «Дума», рекомендации по подготовке к соч-ю

Трад (проверка д/з, ан-з стих-я, беседа)




Р.Р

(Р/К) Ястребов М.Н. «Сказка о счастии»

Аллегория, гражданский пафос




42

Сочинение обучающего характера. Идейная взаимосвязь стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» и «Дума»




Раб с черновиками, написание соч-я







Р.Р







43

«Герой нашего времени». Обзор содержания. Печорин как «портрет поколения».




Обзор и обсуждение содержания ром, выявление читат позиции уч-ся, развитие навыков монологической речи

Слово учителя, раб с таблицей, диспут на тему «Печорин -герой своего времени»




(Р/К)

Сюжет, фабула, композиция




44-45

Обучение анализу эпизода (по главе «Княжна Мери»)




Обучение навыкам ан-за эпизода в прозаическом произв-ии

План раб-ы с эпизодом, раб с развёрнут планом соч-ия




д/с «Мои любимые страницы романа»

Микросюжет, авторская позиция,«самораскрытие» героя




46

^ Николай Васильевич Гоголь: (7)страницы жизни. Первые творческие успехи




Знакомство (обзорное) с жизнью и судьбой Гоголя; обобщение ранее изученного. («Вечера на хуторе…», «Ревизор»)

Проверка д/з, викторина по произвед-м изученным ранее, соч-мин,




Сочинеие-миниатюра «Над чем смеётся Н.В.Гоголь в сво.комедии «Ревизор»?







47-48

Цикл «Петербургские повести».




Обзор цикла, именуемого «Птербургские повести», «Шинели» как центральной повести цикла, тема «маленького человека» в повести, обучение монологической речи, составлению аналит вопросов

Семинарское занятие













49-50

Н.В.Гоголь «Мёртвые души». История создания, особенности сюжета, система образов. Чичиков и помещики.




Обзор содержания, история создания поэмы, более подробное рассмотрение глав, рассказывающих о посещении Чичиковым помещиков; обучение аналитическому пересказу

Проверка д/з, прослуш-ие сообщ-ия об ист-ии замысла поэмы и его реал-ции, раб с опорн сх-й, аналит пересказ главы «Чичиков у Манилова», с-м

Опорная схема

Сочинение-миниатюра

Поэма, система образов




51

Деталь как средство создания образов героев «Мёртвых душ» и элемент художественного стиля Гоголя.




Позн-ть с термином «деталь», употр-ие в речи, при составлении ответов, навык выразит чтения фрагмента

Раб с термином, лекция учителя, самостоят раб в группах




Дом сочинение







52

Образ Чичикова




Ум-ие фрмулирования вопросов, ум-ие слушать, ум-ие вести диспут (правила ведения диспута на литер тему)

Диспут

Ср-ва типизации: портрет, одежда, манеры, речь, биография (происх-ие, учёба в училище, служба)










53-54

^ Стихотворения Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.(3)




Знак-во с биографией поэтов (обзорно), осн особ-ти поэтич яз-а кажд-роэта, обучение сопоставит ан-зу лирич произвед-ий, развитие навыков выразит чтения

Пров-ка д/з, беседа, сопост ан-з стих «Летний вечер» Тютчева и «Какая ночь» Фета




Конкурс чтецов, самост раб-а;

(Р/К)

Мироощущение, поэтический фрагмент, лирическая миниатюра, метафоричность, художественный мир, пафос




55

Р.Р Подготовка к домашнему сочинению на тему «Некрасов и его предшественники о поэте и поэзии»




Опред-ие объёма темы и отбор материала, обсужд-ие и формулир-ка тезиса рассуждения

Тип: сочинение-рассуждение




Дом соч







56

^ Иван Сергеевич Тургенев (3) личность, судьба, творчество. Содержание повести «Первая любовь»




Бография обзорно; общая характеристика тв-ва; беседа по содержанию пов «Первая любовь»

Лекция учителя, викторина, раб с учебником







Повесть







«Первая любовь». История любви как основа сюжета повести. Психологизм и лиризм Тургенева. Образ героя-повествователя.




Ан-з эпизодов пов «Первая любовь»; обучение аналит пересказу; развитие навыков хар-ки образа

Проверка д/з, беседа, раб с текстом, раб над содержанием пон «герой-повест»




Соч-мин «Понятны ли мысли и чувства главн героя повести сег.чит-лю?»

Лиризм, психологизм, герой-повествователь




57

Мастерство пейзажной живописи Тургенева. Идейный замысел повести.




Обучение навыкам ан-за фрагм-ов текста; роль пейзажа в худож произв-ии

Пров-ка д/з, ан-з эпиз-ов, раб в группах, заключит беседа




(Р/К) Ручьёв Б. «Любава»







58

Роль 12 главы в повести И.С.Тургенева «Первая любовь».




Обучение ан-зу эпизода

Пров-ка д/з, соч-мин, ан-з главы




Сочинение-миниатюра







59

^ Александр Николаевич Островский.(3) Слово о драматурге. Имена и фамилии в пьесах Островского. Пьеса «Бедность не порок».




Значении драматургии Островского; общий обзор содержания пьесы «Бедность не порок»; повторение (драма, ремарка, реплика)

Раб с эпиграфом, слово учителя (обзор), реализация д/з, сообщения уч-ся, сово учителя о пьесе, самост раб

Драма, реплика, ремарка










60

Основной конфликт комедии. Работа с текстом драматического произведения




Углубленный ан-з части текста (по учебнику); композиция пьесы; конфликт в драм. произв-ии

Беседа, раб с пон конфликт, раб с текстом, реализ-ия дом зад-я

конфликт

Соч-мин

Конфликт в драме




61

Любин Торцов – главный герой пьесы. Роль народной песни в пьесе




Обучение ан-зу образов драматич произведения; ан-з сочинения

Реализ-ия д/з, раб над образом Любима Торцова, над выразит чт-ием, соч-мин




Соч-мин «Почему главным действующим лицом пьесы Островский сделал Любима Торцова?»







62-63

^ Фёдор Михайлович Достоевский. (4)Основные этапы жизни и творчества. Повесть «Белые ночи». Место в творчестве.




Жизнен путь писателя (кратко); вел. романы (обзор); обмен впечатл-ями о заранее прочитан повести «Белые ночи»; обучение мон-ому высказыванию

Вступит сл учителя, индивид сообщение уч-ся, обмен впечатлениями о прочит повести «Белые ночи»













64

Тема одиночества человека в странном мире ночей. Тип петербургского мечтателя




Особен-ти главн героя – мечтателя; обучение аналит чтению; хар-ка героя

Беседа, раб с текстом, вывод




Соч-мин «Наск-ко интересны соврем-ому читателю мысли и чувства Дост?







65

Петербург Достоевского (по повести «Белые ночи»)




Ан-з первого абзаца текста; особ-ти пейзажа Достоевского

Выразит чтение текста, раб в группах, выводы







Пейзаж в литературе




66

Личность ^ Льва Николаевича Толстого.(4) Замысел автобиографической трилогии и его воплощение. Обзор содержания. Психологизм прозы Толстого.




Обучение раб с учебником, обсужд-ие самост-но прочит произв-ий

Раб со статьёй, обзор содержания трилогии, раб с фрагментом – гл «Мои занятия», набл-ие над особ-ми повеств-ия Толстого, ит воп







Диалектика души героя




67

Подлинные и мнимые ценности жизни




Обучение аналит чтению; чтение фрагм-ов и ан-з гл-ы Comme il faut; закрепление навыков пересказа-ан-за

Реал-ия д/з, раб в группах, пересказ-анализ гл-ы, беседа













68

Особенности повествования Л.Н.Толстого. Приёмы психологического самоаналтза героя. Анализ главы «Я проваливаюсь». Подготовка к сочинеиию




Раб над понятием «диалектика души»; приёмы (внутренние монологи, преобладание описаний и рассуждений над развитием действия, диалоги, речев характ-ка) психологич самоан-за героя; обучение аналит чт-ю; текст гл-ы «Я проваливаюсь»; сост-ие и ан-з плана соч-ия

Беседа, подготовка к соч-мин




Соч-мин «Диалектика души» в повести Толстого «Юность»







69

Как писать сочинение- очерк? Подготовка к домашнему сочинению на свободную тему «Мой современник». Р.Р.







Лекция, обсуждение ключев вопросов к теме соч-я

Разновидности очерка

Соч-очерк

Путевой, проблемный, портретный




70

Эпоха ^ Антона Павловича Чехова. (3) Художесвенное мастерство Чехова-рассказчика.




Биография пис-я (обзор, кратко); эпоха «безвременья» (хар-ка); повторение (юмор расск-ы); худ маст-во расск-ов Чехова

Рассказ учителя, раб с опорн тезисами, ан-з рассказов, беседа, сл учителя




Рассказы «Тоска», «Счастье»

Эпоха «безвременья»,подтекст




71

«Маленькая трилогия». Анализ рассказов А.П.Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».




Выяснить философско- нравсвен проблематику рассказов трилогии и авторск отношение к ней

Проверка д/з, беседа, лекция




Соч по примерн темам







72

(Вариант предыдущего урока) Идейно-художественные особенности рассказа А.П.Чехова «Анна на шее»




Ан-з сюжета, композиция рассказа; движение образов; чеховск деталь; способы выражения авторск позиции» обучение аналит чтению текс

Беседа, раб с текстом, дискуссия о героине расск-а, самост раб, вывод













73

Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений. (1)




Обучение конспектированию учебника, раб со словарём литведч терминов

Выступление заранее подгот уч-ов с отзывами о прочит произв-я













74

^ Максим Горький (2). Судьба писателя и его ранее творчество. Автобиографическая трилогия. «Мои университеты».




Обучение раб с учебником; знак-во (кратко) с жизнью Горького; обзор тв-ва; обмен читат впечатленями (расск «Макар Чудра»); раб с текстом (отрывок «Мои университеты»); повт-ие (ром-зм в лит-ре»)

Сообщение, реализ-ия д/з, раб со стаьёй учебника

Романтизм (осн направления)




Романтизм, трилогия, автобиографическая трилогия




75

М. Горький «Мои университеты». Элементы публицистики в художественной прозе.




Анализ эпизода «Итак – я еду учиться в Казанский университет…»; обучение анализу стиля писателя; повторение: публицистика, публицистический стиль

Слово учителя, самост раб в группах







Публицистика, публицистический стиль




76-77

^ Иван Алексеевич Бунин:(2) страницы жизни и творчества. «Тёмные аллеи».Мастерство Бунина И.А. в рассказе «Тёмные аллеи».






















78-79

^ Михаил Афанасьевич Булгаков(4) Жизнь и судьба. Сатирический дар. Повесть «Собачье сердце». Обзор содержания.




Раь со статьёйучебника, дополнит информация о его писательской судьбе; обзор содержания повести «Собачье сердце»; обучение аналит пересказу

Реализация д/з, сообщение уч-ся о «Собачьем сердце» Булгакова, об ист-ии создания, обзор содержания, итоги.













80

Новая социальная обстановка, изображённая в повести, и новая социальная психология, порождённая этой социальной обстановкой. Повесть «Собачье сердце».




Судьба повести (публикация через 60 лет после создания); опасность позиции «взять всё и поделить»; «разруха» как диагноз, поставленного обществу; ответственность людей за судьбу России; обсуждение идеи повести

Беседа, дискуссия: Шариков смешон или опасен? Раб в группах, выводы




(Р/К)







81

Художественные особенности повести «Собачье сердце».




Выявление худож особ-ей пов-и

Лекция (с элементами беседы)




Игра-конкурс: кто быстрее составит связный ответ по теме урока?







82

«Серебряный век» русской поэзии.

(1)




(Обзорно) позн-ть с периодом серебр века, с пон «серебряный век»

Лекция (обзор)




(Р/К).

Декаданс, ренессенс, модернизм, символизм, акмеизм, футуризм




83-84

А.А.Блок.(2) Слово о поэте. Своеобразие лирики.




Стихи Блока, их своеобразие; введение пон «символизм»; образ Прекрасной Дамы и тема Родины в лирике поэта

Раб с эпиграфом, слово учителя о Блоке (или чтение статьи в учебнике), беседа по стихам,




(Р/К)

Символизм, мистика, трагизм, музыкальность, роковой, демонический




85

^ С.А.Есенин (2). Своеобразие лирики.




Очерк жизни и тв-ва Есенина, своеобразие его лирики: тема родины, любовная лирика

Беседа по повторению, проверка прочитанных к уроку стихов, чтение и составление выборочного конспекта (или плана к статье о Есенине), выводы




Наизусть на выбор

Лиризм, исповедальность, образность, имажинизм




86

Тема любви в лирике Есенина.




Раскрыть тему любви в стихах поэта, ан-з стихотв-я «Письмо к женщине»







Наизусть на выбор







87-88

^ Слово о Маяковском.(2) «Громада – любовь» и «громада – ненависть» в лирике поэта.




Очерк жизни и тв-ва; любовная лирика Маяковского

Чтение стих-й «А вы могли бы?», реализ-ия д/з, чт-е и обсуждение статьи в учебнике

«Необычайное приключение…», сатирич гимны, гиперболы




Публицистич

ность, агитационность, лиризм




89-90

^ Марина Ивановна Цветаева. (2)Лирическая биография поэтессы.




Знак-во с жизнью и тв-вом поэтессы, анализ стих-ий

Литреат-музыкальн композиция (как вариант)













91-92

^ Николай Алексеевич Заболоцкий.(2) Слово о поэте. «Образ мирозданья» в лирике Заболоцкого




Очерк жизни и тв-ва; личность Н.Заболоцкого; стихи

Слово учителя о Заболоцком, реал-ия д/з, сообщение уч-ся о поэте, беседа по тв-ву, ан-з стих-ия «Я не ищу гармонии в природе», выводы







Мирозданье, философская лирика




93-94-95

«Я отраженье вашего лица»^ . Анна Ахматова (3). Слово о поэтессе.


Любовная лирика А.А.Ахматовой


Тема Родины в лирике Ахматовой. (стихи: «Не с иеми я, кто бросил землю…», «Мужество», «Родная земля»); поэма «Реквием»




биография и личность, тема Родины, любовь в лирике поэтессы, знак-во с поэмой «Реквием»


чтение и разбор стих «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Вечером» («Звенела музыка в саду»), «Небывалая осень построила купол высокий…»

чтение и разбор стих-ий

Чтение автобиографии «Коротко о себе», отрывков из стихотв-й и воспомин-ий об Ахматовой, слово учителя, группов раб-а

Семинарское занятие






(Р/К)

Слова, обозначающие оценочные качества личности




96-97

^ Михаил Александрович Шолохов (2) «Судьба человека».


Устное сочинение (по домашнему заданию). Особенности композиции рассказа и образ автора-рассказчика.




Рассказ «Судьба человека»; смысл названия,особ-ти комп-ии; образы главн героев; тема судьбы человека, искалеченного войной.

Позн-ть с особ-ми комп-ии расск-а, смысл названия расск-а

Слово о Шолохове, обмен впечатлениями после прочиения рассказа, беседа с ан-ом ан-за текста.

Слово учителя, анализ эпизода в церкви, реал-ия д/з инд-го







Гуманизм, стойкость, мужество, патриотизм




98-99

^ Александр Тимофеевич Твардовский. Слово о поэте. Стихи о родине. Военная тема в творчестве Твадовского.


Стихи о войне. («Я убит подо Ржевом…», поэма «Василий Тёркин»




Очерк жизни и тв-ва, стихи о родине, о войне, поэма «Василий Тёркин» (главы).


Знакомство с произведениями о войне, с историей «рождения» В.Тёркина, ан-з произв-ий

Слово о Твардовском, стихи о рдном крае и земляках, реализация д/з.


Обзорно-рекоменд-ый хар-р






(Р/К)

Г.Занадворов «Была весна»

Сопричастность, общественный темперамент, гражданская позиция, духовное покаяние




100

Проблемы и герои современной литературы.




Разговор о произвед-хпис-ей конца столетия

Семинарское занятие




Итоговое сочинение