sotrud.ru 1

Тема «Исторические события Великой Отечественной войны в патриотическом воспитании дошкольников».

Автор: заведующий МДОУ «Детский сад № 57 «Родничок» комбинированного вида» п.г.т. Зеленоборский.


Патриотическое воспитание, направленное на становление патриотических чувств у детей дошкольного возраста в настоящее время вновь приобрело большое значение. Огромный пробел, который возник в середине 90-х годов ХХ века по нравственному воспитанию, сегодня полностью заполнен различными программами, образовательными проектами и новыми методиками.

Коллектив нашего детского сада неоднократно обращался к теме гражданского, патриотического и нравственного воспитания. В детском саду была организована работа по образовательным проектам «Родина», «Знакомьтесь, наши Земляки», «Кто творчеством своим прославил родной край». В ходе этой работы накопился огромный тематический и наглядный материал и возникла идея создания мини- музея боевой славы родного края. Накануне 60-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне многие жители поселка, родители, и педагоги собрали много интересного материала о военном и трудовом времени. В ходе подбора уникального архивного материала военного времени началось длительное творческое сотрудничество МДОУ «Детский сад №57 «Родничок» комбинированного вида» п.г.т. Зеленоборский и поискового отряда «Кобра», направлено оно на связь поколений. В результате сотрудничества сформировался коллектив единомышленников из членов отряда и коллектива педагогов детского сада.

В нравственно – патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек – участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству». Мы считаем, что основным условием нравственно – патриотического воспитания дошкольников является установление тесной взаимосвязи со старшим поколением. Взаимодействие с поисковым отрядом решаются вопросы преемственности, передачи духовного богатства от старшего поколения к младшему.


Мини-музей детского сада - это первая ступенька приобщения дошкольника к бережному отношению к наследию Победы в ВО войне. Мини- музей развивает воображение ребенка, помогает малышам проникнуться духом того исторического времени. Педагоги нашего детского сада считают главной задачей мини – музея: нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через развитие эмоционально – познавательной сферы детей, когда ребенок заинтересованно воспринимает разнообразные явления и факты истории родного края и соотносит их с собственной, хотя и небольшой жизнью и накопленным опытом.

Содержание экспозиций музейной комнаты помогают раскрыть многие исторические моменты героического прошлого.

В музейной комнате экспонируются подлинные предметы быта советских солдат, многие иссечены осколками снарядов, документы, фотографии, имеющие ценность и знакомящие детей с боевым прошлым на примере жизненного опыта знакомых, родных и близких людей, есть боевые шинели, тельняшки, гильзы.

«Семейные фотографии военных лет» - одно из важнейших наглядных пособий патриотического воспитания детей. Ведь история каждой семьи – это часть истории всей нашей страны. Имеются в мини-музеи уникальные экспонаты – «письма с фронта», эти маленькие треугольнички, которые в то время были самым ценным счастьем, когда семья получала их. Не осталось без внимания и тема трудового военного времени, Она представлена в Почетных грамотах, медалях за самоотверженный труд прабабушек, бабушек и дедушек воспитанников детского сада,

Члены поискового отряда «Кобра» постоянно пополняют мини-музей новыми экспонатами. Являясь участниками раскопок, которые проводятся на территории Северо-запада нашей Родины, они постоянно делятся материалами о находках военного времени. Проводя раскопки на местах боевых сражений, они находят самолеты с останками экипажа, восстанавливают по переписке с военными архивами имена летчиков. В районе поселка Нольозера в 1999 году был найдет самолет. При осмотре были обнаружены останки пилота и хорошо сохранившийся планшет с документами на имя Лазарева Бориса Александровича. В результате шестилетней переписки с архивом, были установлены родственники погибшего. В начале августа 2005 года приехал на северную землю племянник погибшего пилота, названный в его честь. Все материалы по восстановлению имени пилота, переписка с родными, военкоматами также являются экспонатами нашего мини-музея. Так же поисковый отряд «Кобра» изучает много документов, архивных данных, обрабатывает информацию старых карт и планов. В результате этой работы уже более 20 единиц военной техники (самолетов и танков) подняты, найдены и о многих имеются данные месторасположения. Регулярными являются встречи воспитанников с членами отряда «Кобра» Тихомировым Сергеем Ивановичем и Черечукиным Иваном Ивановичем. Весной 2008 года прошла тематическая встреча в Центральном Доме культуры, где воспитанники имели возможность просмотреть документальный фильм о поисковых действиях отряда «Кобра», узнать много интересного о боевых действиях, которые велись в Кандалакшском районе.


В мини- музее проводятся встречи с участниками Великой Отечественной войны, детьми военного времени, с людьми разных профессий, а также экскурсии, конкурсы и викторины совместно с учениками начальной средней школы № 6, родителями.

В апреле 2008 года была проведена традиционная военно-патриотическая игра «Трудно в учении, легко в бою», где участниками были воспитанники детского сада, выпускники, учащиеся 1 – Б класса и их папы. Открыть игру и поднять государственный флаг России, было предложено члену поискового отряда, Тихомирову С.И., так же он стал председателем жюри.

Организация работы по патриотическому воспитанию на основе исторических событий Великой отечественной войны помогает педагогам раскрыть возможности более тесного общения людей пожилого возраста и молодого поколения, приобретение опыта взаимоотношений между двумя поколениями; осознавать нравственной ценности поступков людей; общественной значимости исторических событий.

У детей вырабатываются определенные правила общения и поведения в музее, формируются позитивного отношения к ветеранам ВОВ и тыла как к уважаемым и активным членам общества. На фоне делового общения у дошкольников развивается сфера личностных взаимоотношений. Взаимодействую со взрослыми по оборудованию музея материалами военного времени, дети приобретут опыт взаимоотношений, учатся видеть и понимать эмоциональное состояние взрослых людей.

Для педагогов создание мини – музея боевой славы помогает повышать качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включение в новую деятельность и введение ее в практику работы детского сада.

Мини-музей детского сада – это культурно-просветительский центр, целенаправленно собирающий, хранящий и экспонирующий подлинные предметы, рассказывающие об истории войны, а также – центр нравственно-патриотического воспитания детей не только нашего детского сада, но и других образовательных учреждений.