sotrud.ru 1 2

n=Требования и методические рекомендации к образовательным программам учреждений дополнительного образования детей~sz=415721;pg=2;te=Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Алтайский краевой дворец творчества детей и молодежи»~cat=~t=Методические рекомендации~!~

Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи

Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Алтайский краевой дворец творчества детей и молодежи»





Требования и методические рекомендации к образовательным программам учреждений дополнительного образования детей


Составитель:

Берглезова Е.П.,

заведующая отделом

молодежных инициатив


г.Барнаул, 2010г.


Содержание




Введение



с.3



Требования к основным образовательным программам учреждений дополнительного образования детей


с.5



Последовательность процедур разработки программы



с.7



Организационная структура основной образовательной программы



с.10



Заключение



с.20



Рекомендуемая литература, информационные ресурсы



с.21



Приложения



с.22


Введение


В настоящее время вопросам определения предназначения, оптимальной структуры и содержания основной образовательной программы учреждения уделяется большое внимание. Они волнуют как исследователей, так и практиков системы образования. Можно выделить несколько причин возрастания интереса к проблемам, связанным с формированием основной образовательной программы общеобразовательного учреждения.

Первая причина - это обязательность данного документа. Согласно пункту 5 статьи 14 Закона РФ «Об образовании» содержание образования в конкретном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), которая разрабатывается и реализуется учреждением самостоятельно.

Изменения и дополнения в ст. 7 Закона РФ «Об образовании» от 7.12.2007г. придают ещё большую актуальность вопросу разработки основной образовательной программы в образовательном учреждении:

п.3: «Федеральные государственные образовательные стандарты включают требования к:

1) структуре основных образовательных программ, включающие требования к соотношению (объемам) составляющих основной образовательной программы, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, которая формируется участниками образовательного процесса;

2) условиям реализации основных образовательных программ;

3) результатам освоения основных образовательных программ».

Вторая причина - существование различных подходов к назначению, структуре, содержанию, технологиям разработки образовательной программы в контексте формирования федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, влиянию основной образовательной программы на образовательный процесс, тем более что многие педагогические коллективы уже накопили определенный опыт по разработке и использованию в практике образовательной программы. Этот опыт требует осмысления.

Третья причина - возрастание значимости процедур лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений, в ходе которых устанавливается исполнение образовательным учреждением требований ФГОС в части требований к структуре основной образовательной программы и условиям её реализации, рассматривается уровень реализуемых образовательных программ и их направленность.

Четвертая причина - необходимость развития форм государственно-общественного управления образованием, определенных Федеральной программой развития образования. В выборе содержания образования, за исключением той его части, которая определена предметами федерального базисного учебного плана и регионального компонента, могут принимать участие сами обучающиеся и их родители (законные представители). Поэтому при соответствующей организации образовательная программа может и должна стать основанием для конструктивного диалога учреждения и местного сообщества, прежде всего родителей, по вопросам содержания и качества дополнительного образования.

Настоящие требования и методические рекомендации разработаны на основе документов управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, разработок государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» и предназначены обеспечивать качество дополнительного образования на период, предшествующий утверждению и введению в действие государственных образовательных стандартов.

Настоящие требования и методические рекомендации представляют собой компиляцию, составленную специально для учреждений дополнительного образования детей Алтайского края, которая может быть использована детскими школами искусств, находящимися в ведомстве управления по культуре.

Выполнение данных требований и методических рекомендаций обязательно для образовательных программ государственных учреждений дополнительного образования детей. Для негосударственных учреждений дополнительного образования они выполняют функцию примерных.

В данных требованиях и методических рекомендациях образовательная программа определяется как документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования.

^ Требования к основным образовательным программам учреждений дополнительного образования детей


  1. Программы дополнительного образования детей должны соответствовать Закону Российской Федерации "Об образовании" и Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

  2. В программах должны соблюдаться светский и гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития личности.

  3. Программы должны обеспечивать:

  • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности, ее интеграции в системы мировой и отечественной культур;

  • определенное государственным стандартом качество образования, обеспечивающее уровень развития детей адекватный современному уровню общественного развития;

  • целостность процесса психофизического, умственного и духовного развития личности ребенка;

  • укрепление психического и физического здоровья детей, их эмоциональное благополучие и положительную социализацию.

  1. Цели программ должны быть направлены на:

  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей;

  • развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности;

  • коррекцию психофизического и умственного развития детей;

  • профилактику асоциального поведения детей и подростков.

  1. Программы дополнительного образования, реализуемые в свободное от основной учебной нагрузки время, должны исключать общее повышение учебной нагрузки и утомляемости детей за счет:

  • обеспечения личностно-мотивированного участия детей в интересной и доступной деятельности, свободы выбора личностно-значимого содержания образования, форм деятельности и общения;

  • организации естественных для соответствующего возраста форм детской активности (познание, труд, самодеятельность, общение, игра);

  • использования интерактивных способов усвоения образовательного материала.

  1. Объектами программирования на уровне учреждения дополнительного образования детей должны быть:

  1. содержание дополнительного образования, адекватное сложившейся и прогнозируемой образовательной ситуации данного учреждения;

  2. образовательный процесс, осуществляемый на уровне учреждения в целом.

В процессе создания основной дополнительной программы оба объекта должны быть зафиксированы как: исходное представление о состоянии объекта; необходимый результат образовательной деятельности учреждения; промежуточные состояния на определенных этапах реализации программы.

  1. Образовательная программа может быть краткосрочной от 2 до 5 лет или долгосрочной (перспективной) от 5 до 10 лет.


Образовательные программы должны быть оформлены в виде нормативного документа в соответствии с ГОСТ 6.38.90.

Последовательность процедур разработки программы


1. Анализ образовательной ситуации:

  • выявление образовательных потребностей

Носителями потребностей в дополнительном образовании являются разные категории субъектов - частные (дети и родители) и коллективные (социальные группы и институты). Потребности частных субъектов обнаруживаются как "образовательные запросы и потребности", коллективных - как "социальный заказ" на дополнительное образование. Для их анализа могут быть рекомендованы следующие уровни:

1. Образовательные запросы и детей и родителей - актуальных и потенциальных участников образовательного процесса в данном учреждении. Данные могут быть получены методом опроса учащихся (их родителей) и преподавателей учреждений дополнительного образования, школ, детских учреждений "по месту жительства" и др., расположенных на территории, обслуживаемой данным учреждением.

2. Местные (муниципальные) потребности исходит от всех заинтересованных организаций, учреждений, общественных объединений, предприятий и др. субъектов социальной инфраструктуры, находящихся на территории действия учреждения дополнительного образования. Для выявления местного заказа могут привлекаться данные органов управления образованием и социальной сферой, учебных заведений, служб занятости, центров социальной и психологической помощи, детских комнат милиции и т.п.

3. Содержание регионального заказа определяется региональной культурной, национальной, экономической, социальной, образовательной политикой, конкретными программами развития региона, потребностями развития научной, производственной и др. сфер.

4. На федеральном уровне в качестве заказа на дополнительное образование выступают законодательные и подзаконные акты и программы развития институтов детства, политика в области семьи, детей, молодежи, образования.

  • анализ тенденций развития базовой области (базовых областей) деятельности

К образовательной программе учреждения имеет отношение только те образовательные потребности, которые связаны с образовательной направленностью (одним или несколькими профилями) учреждения (искусство, наука, техника, досуг, спорт и др.).

Преподаватель, составляя свою образовательную (учебную) программу использует собственный опыт и собственные представления о том, какое тематическое содержание актуально на сегодняшний день. На уровне учреждения это представление не может быть основано только на субъективном опыте педагогов. Требуется объективный анализ тенденций развития базовой практики.

Анализ должен показывать уровень развития базовой области деятельности в отечественном и мировом контексте, ее новейшие достижения. Рекомендуется привлекать макроуровневые показатели, характеризующие данную практику как область профессиональной деятельности и включающие данные о конъюнктуре рынка труда, динамике трудовых ресурсов, формирование престижных профессий, направлениях исследований и т.п. в ближайшей и более отдаленной перспективе.

  • определение перспектив развития содержания образования

Анализ перспектив развития базовой области деятельности позволяет выявить актуальные аспекты содержания образования и сравнить их с данными анализа потребностей. В результате складывается представление о перспективах развития содержания образования, обусловленных актуальным и потенциальным спросом в конкретных социокультурных условиях данного учреждения.

Образовательная ситуация характеризуется соотношением общественной потребности в образовательной деятельности учреждения с возможностями учреждения осуществлять такую деятельность.


2. Разработка целей и задач основной образовательной программы.

Если мы имеем дело с действующим, а не вновь созданным учреждением, то оно уже реализует определенное содержание образования и имеет конечные результаты образовательной деятельности. Нужно осуществить переход от стартовой к желаемой модели, что и составляет цель программы. Цель программы задает новое качество результатам образовательного процесса относительно уже существующих. Задачи определяют конкретные шаги по достижению цели.


3. Конструирование перспективной модели образовательной деятельности учреждения.

Следующий шаг - создание модели, нового образа образовательной деятельности учреждения, удовлетворяющего поставленной цели. Строится подробная картина будущего содержания образования, детальная композиция образовательного процесса.

На этом этапе определяются содержательные, структурные и качественные характеристики образовательных программ и образовательного процесса, внутренние требования к программам, методикам, организации образовательного процесса, устанавливаются педагогические и дидактические принципы взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей, общественности и др.).

В конструирование нового замысла учреждения должен быть включен весь творческий потенциал педагогического коллектива. Рекомендуется шире привлекать, критически переосмысливать традиционный и инновационный отечественный и зарубежный опыт дополнительного и других видов образования, теоретические и научно-методические идеи и разработки.


4. Разработка путей и условий достижения конечного результата:

За построением идеального представления о том, как должно быть, следует возврат к реальному объекту - действующим программам и организации образовательного процесса. Они являются наличным потенциалом, который должен получить развитие. Процесс развития, преобразования реально существующей образовательной практики учреждения в заданное состояние уточняется с точек зрения содержания, обеспечения ресурсами, последовательности отдельных шагов и представляет собой основную часть нормативного материала программы.

  • учет ресурсов

При разработке программы имеют значение две категории ресурсов - уже имеющиеся и те, которые предстоит создать. Имеющиеся ресурсы - это наличный потенциал учреждения (образовательные программы, способы организации образовательного процесса, квалификация педагогических кадров, методическое обеспечение, материальная база, инфраструктурные связи учреждения и т.п.). Вторая группа - ресурсы, необходимые для реализации целей программы и сконструированные в процессе разработки перспективной модели образовательной деятельности учреждения.

Это могут быть новые направления деятельности, новые образовательные программы, интегрированные и комплексные на базе уже действующих программ, новые формы организации работы с детьми, нетрадиционные формы первичных объединений, их взаимодействия и сотрудничества с субъектами социума, элементы психолого-педагогической поддержки, диагностики и коррекции, научно-методическое обеспечение, повышение квалификации кадров и т.п.

  • планирование программы

Достижение конечного результата программы происходит поэтапно. Этапы соответствуют отдельным шагам в достижении цели и имеют последовательность и сроки. План отражает это постепенное, поэтапное движение к цели и является основанием для контроля и коррекции программы.

Для удобства планирования рекомендуется разделить собственно образовательный, и вспомогательные процессы, которые могут быть предусмотрены программой, например, связанные с методическим, информационным, кадровым обеспечением образовательного процесса. При наличии вспомогательных, для основного - образовательного процесса целесообразно разрабатывать отдельный "образовательный план".

  • содержание программы по этапам

На каждом запланированном этапе происходит постепенное создание и включение необходимых ресурсов. Детализация этого процесса по этапам составляет основное содержание программируемой деятельности, подлежащей контролю и, в случае необходимости, корректировке.


5. Контроль и коррекция программы.

Контроль и коррекция программы осуществимы после ввода программы в действие. На этапе разработки очевидно только, что критерием эффективности программы является качество полученных результатов. Поскольку качественными характеристиками результатов образовательной деятельности выступают личные качества учащихся (уровень образованности, способность к саморазвитию, положительная социализация, и т.п.) применение средств контроля составляют отдельную проблему и требует предварительной разработки. Средства контроля и методики их использования не должны противоречить психолого-педагогическим и дидактическим принципам, заложенным в программу.


6. Оформление программы.

Образовательная программы учреждения оформляется в виде текстового документа и утверждается руководителем учреждения, после чего она становится внутренним нормативным актом для педагогического коллектива и обязательна к исполнению.

Текст программы должен содержать не менее четырех основных частей - обоснование, цели и задачи, основная часть, образовательный план учреждения.

В первой части приводятся результаты разработки программы по пункту 1 настоящих рекомендаций, т.е. результаты анализа образовательной ситуации. Основная часть содержит результаты работы по пунктам 3-4. Образовательный план учреждения является частью программы, имеющей самостоятельное значение. Методические рекомендации по разработке учебных планов учреждений дополнительного образования детей

Учебный план является частью образовательной программы учреждения, регламентирующей организацию образовательного процесса.

Учебный план, следовательно, должен соответствовать организационной логике образовательной программы учреждения - раскрывать последовательность, этапность ее осуществления в соответствии с установленными программой сроками, а также организационную структуру освоения содержания образовательной программы.

Основу организационной структуры образовательной программы, отражающей особенности организации образовательного процесса на уровне учреждения, составляют формы организации первичных и других объединений (кружков, студий, групп, ансамблей, клубов, школ, театров, музеев, общественных объединений детей и др.), соответствующие поставленным образовательным целям.

На уровне организации образовательной деятельности ребенка и педагога основными структурными элементами образовательного процесса являются виды занятий (групповые и индивидуальные занятия, уроки, лекции, семинары, репетиции, творческие вечера, концерты, слеты, экспедиции, конкурсы, и т.д.) включенные как в образовательные программы отдельных объединений, так и учреждения в целом.

Учебный план учреждения, таким образом, показывает в каких формах реализуется содержание образовательной программы.

^ Организационная структура основной образовательной программы


  1. Информационная справка (характеристика учреждения)

В данном разделе приводится информация:

  • о полном названии образовательного учреждения, времени создания образовательного учреждения, регистрации его как юридического лица, сроках прохождения процедуры лицензирования аттестации, получения свидетельства о государственной аккредитации и статуса образовательного учреждения дополнительного образования и присвоения категории;

  • о структуре образовательной среды, внутренних и внешних связях учебного заведения;

  • о контингенте обучающихся в учреждении в настоящий период (количество обучающихся, классов, групп, в том числе на разных ступенях);

  • о деятельности учреждения по изучению образовательных потребностей заказчиков образовательных услуг и открытию на этом основании новых групп, направлений работы, отделений, в т.ч. на хозрасчетной основе;

  • о режиме работы учреждения (кол-во смен, продолжительность учебных занятий);

  • об имеющихся творческих достижениях обучающихся и педагогов учреждения (кол-во дипломантов, лауреатов, победителей различных конкурсов, фестивалей и т.д.);

  • о кадровом составе (общее число педагогов, средний возраст педсостава, их образовательный ценз, наличие ученых степеней, званий, категорий);

  • о деятельности учреждения в повышении квалификации педагогических кадров, проводимых на базе учреждения, мастер-классов, семинаров, конференций и т.д.;

  • о материально-технической базе учреждения, обеспечивающей необходимый уровень качества образования;

  • о наличии необходимых учебно-методических комплексов по дисциплинам образовательного цикла;

  • о проводимой просветительской, социокультурной, воспитательной работе;

  • о проводимой в учреждении профориентационной работе и ее результатах, продолжение выпускниками учреждения образования в сфере, соответствующей профилю и направлениям деятельности учреждения;

  • о развитии социального партнерства между учреждением и учреждениями культуры, образования, фондами, предприятиями и т.д.




  1. ^ Основные принципы образовательной политики образовательного учреждения

Все принципы, лежащие в основе образовательной программы, должны быть сориентированы на личность ребенка и создание условия для развития его способностей, на сотрудничество педагогов и обучающихся, педагогов и родителей, на взаимодействие содержания образования по всем учебным предметам.


Примеры формулировок принципов содержания образования детей:

- принцип развития (стимулирование и поддержка эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач);

- принцип гуманитаризации (усиление гуманитарной направленности предметов естественно-научного и математического циклов и влияние всех предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка;   придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла);        

- принцип целостности образа мира  (осознание ребенком разнообразных связей между объектами и явлениями, сформировать умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет);      

принцип культуросообразности ( создание условий для наиболее полного ознакомления с достижениями и развитием культур современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов. Сочетание, взаимосвязь и взаимодополняемость федерального, и регионального компонентов содержания образования);

-   принцип вариативности ( возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, при этом сохранение инвариантного минимума образования).


  1. ^ Аналитическое обоснование программы

В данном разделе приводятся данные о специфике содержания образования в учреждении, проблемах, сдерживающих развитие обучающихся, описываются концептуальные подходы к их решению:

  • краткое освещение актуальных проблем современного дополнительного образования, необходимости перехода учреждения в режим инновационного развития, исходя из имеющихся проблем, определения приоритетных задач образовательного учреждения;

  • краткий аналитический обзор имеющихся оснований для решения намеченных приоритетных задач;

  • оценка влияния решения поставленных задач на результативность деятельности учреждения;

  • характеристика динамики количественных и качественных конечных результатов деятельности образовательного учреждения;

  • обзор условий и причин, сдерживающих качественный рост образовательной деятельности учреждения;

  • систематизация и описание основных противоречий, выявленных в ходе анализа образовательной деятельности;

  • ориентированность данной образовательной программы на определение стратегии и тактики развития учреждения на конкретный период;

  • изложение сущности концептуальных подходов к проектированию содержания образовательного процесса.




  1. ^ Приоритетные направления, цели и задачи учреждения на период действия программы

В данном разделе описывается констатация философии учреждения и его предназначение как сформулированное утверждение причины и смысла деятельности учреждения, которая определяет статус ОУ, дает направления для формулировки путей его развития, конкретизирует масштабы деятельности учреждения.

Приоритетные направления предполагают:

  • позиционирование учреждения в образовательном пространстве района, города, края (России);

  • создание условий для всесторонней реализации образовательных потребностей обучающихся и их родителей через расширение спектра образовательных услуг и создание условий для реализации индивидуальной образовательной траектории каждого обучающегося;

  • использование образовательных, педагогических, научно-методических и материальных ресурсов для развития и реализации творческого потенциала обучающихся в различных видах деятельности;

  • расширение социального партнерства с учреждениями образования и культуры для создания единого культурно-образовательного пространства.

Далее формулируется основная цель комплексной образовательной программы.

В соответствии с целью формулируются задачи, направленные на ее реализацию.

Примеры (взяты из сети интернет и не являются образцом).

1.

Цель – создать образовательное пространство, способствующее самоопределению, достижению социальной компетентности, а также полихудожественного развития обучающихся учреждения при освоении ими различных видов искусства.

Руководствуясь общечеловеческими и национальными ценностями, коллектив считает целесообразным поставить перед собой следующие задачи.

Создать условия для:

1. сохранения и развития здоровья и здорового образа жизни;

2. нравственного, духовного и морального воспитания на основе общечеловеческих и национальных ценностей и толерантности культур;

3. достижения каждым обучающимся государственного образовательного стандарта и достижения оптимального уровня базового и дополнительного образования;

4. ранней социализации, т.е. готовности к продолжению образования, труду, к жизни в семье и обществе, в новой социокультурной среде;

5. приобщения к духовной культуре через практическую, творческую деятельность.

6. обеспечение доступности полного спектра качественных образовательных услуг для каждого учащегося школы;;

7. развития творческих способностей учителей;

8. обновление системы управления образованием на основе технологии управления по результатам;

9. развития и укрепления материально-технической базы через организацию многоканального финансирования работы ОУ.

2.

Основной целью реализации настоящей комплексной образовательной программы является создание необходимых условий для повышения качества образовательного процесса в соответствии с приоритетами современной образовательной политики и потребностями заказчиков образовательных услуг.

В соответствии с целью основными задачами реализации комплексной образовательной программы являются:

  • модернизация содержания образовательного процесса за счет внедрения современных концептуальных подходов и инновационных технологий в сфере искусства, культуры и художественного образования;

  • внедрение информационных технологий (музыкально-компьютерные технологии, компьютерная графика, экранные искусства, мультимедиа технологии и др.);

  • создание условий для успешной реализации индивидуальных образовательных потребностей каждого обучающегося за счет расширения спектра образовательных услуг, введения предметов по выбору:  компьютерная графика, эстрадный вокал, мужской хореографический класс;

  • создание условий для оптимального развития и творческой самореализации художественно одаренных детей;

  • повышение качества дополнительного художественного образования за счет достижения каждым обучающимся оптимального уровня развития художественного-творческих способностей;

  • создание условий для духовно-нравственного воспитания на основе общечеловеческих и национальных ценностей и толерантности культур;

  • создание условия для социализации личности обучающихся, успешной адаптации и интеграции в социокультурном пространстве;

  • профессиональная ориентация обучающихся в сфере искусства, культуры, формирование готовности к продолжению художественного образования;

  • приобщение к духовной культуре через практическую, творческую деятельность;

  • повышение профессиональной квалификации педагогических кадров через создание условий для развития мотивации к научной, учебно-методической, педагогической и исполнительской деятельности;

  • расширение участия учреждения в развитии социокультурного пространства района (города, края), установление социального партнерства с учреждениями культуры и образования;

  • осуществление PR - деятельности через установление контактов со средствами массовой коммуникации, общественными организациями;

  • развитие и укрепление материально-технической базы учреждения через организацию многоканального финансирования работы ОУ за счет:

  • обновления парка музыкальных инструментов: рояли, пианино, скрипки, аккордеоны, баяны, гитары, флейты;

  • приобретения технических средств обучения: компьютеры, сканеры, принтеры, моноблоки с ЭУЭ, музыкальные центры;

  • приобретения новой учебной мебели: парты, стулья, шкафы;

  • обновления фонда учебной литературы, аудио, видеокассет, компакт дисков с учебными программами;

  • организация содержательного культурного досуга жителей района через концертно-исполнительскую деятельность.

Далее формулируются и подробно освещаются приоритетные направления деятельности ОУ.

Приоритетными направлениями деятельности учреждения можно считать следующие:

  • создание многомерного образовательного пространства для детей в возрасте от 3 до 21 года;

  • обеспечение непрерывности учебно-воспитательного процесса в условиях ОУ;

  • реализация комплексного подхода к дополнительному образованию через обновление содержания образования на всех ступенях.

Например, для детской школы искусств направления деятельности могут быть такими:

1. Модернизация содержания образовательного процесса

2. Учебно-методическая работа

3. Воспитательная работа

4. Организация концертно-выставочной деятельности

5. Повышение квалификации педагогических кадров

6. Управление качеством образования

7. Развитие материально-технической базы.


  1. Содержание образовательного процесса

В данном разделе приводится:

  • информация о работающих на базе учреждения отделениях, структурных подразделениях, ступенях обучения, творческих объединениях детей и подростков;

  • информация об особенностях организации образовательного процесса на всех ступенях (если они имеются) в соответствии с рабочими учебными планами, годовым календарным графиком, расписанием занятий;

  • целостное представление учебного плана учреждения и оценка уровня учебно-методического обеспечения его выполнения;

  • характеристика учебного плана, обоснование изменений в системе дополнительных образовательных услуг;

  • обоснование коррекции учебного плана, введение новых предметов;

  • раскрытие особенностей организации образовательного процесса вновь введенных в учебный план предметов;

  • формы проведения занятий (индивидуальные, групповые, подгрупповые, самостоятельная работа обучающихся, мероприятия вне занятий и др.).

Далее приводится конкретизация организации образовательного процесса по всем направлениям деятельности учреждения: примерный перечень предметов, распределение их часов, перечисление программ, лежащих в основе содержания дополнительного образования (типовые, авторские программы со всеми выходными данными).

Например, образовательный процесс по ступеням обучения можно описать по следующим подразделам:

1 ступень

1. Краткая аналитическая справка                                       

2. Цели и задачи дополнительного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста

3. Принципы отбора содержания дополнительного образования на 1 ступени

4. Модель дополнительного образования ОУ 1 ступени (структура учебного плана и краткая характеристика реализуемых учебных программ)                         

2 ступень

1. Краткая аналитическая справка

2. Цели и задачи дополнительного образования второй ступени

3. Принципы отбора содержания дополнительного образования на 2 ступени

4. Модель образования 2 ступени (структура учебного плана и краткая характеристика реализуемых учебных программ)                        

3 ступень

1. Концепция предпрофессионального дополнительного образования

2. Краткая аналитическая справка

3. Цели и задачи дополнительного образования третьей ступени

4. Принципы отбора содержания дополнительного образования на 3 ступени

4. Модель образования 3 ступени (структура учебного плана и краткая характеристика реализуемых учебных программ).                         


  1. Характеристика инновационных образовательных процессов, связанных с обновлением содержания образования

В данном разделе описываются:

  • инновационные технологии, реализуемые в образовательном процессе учреждения;

  • система работы с одаренными детьми;                          

  • программа психолого-педагогической поддержки ребенка;

  • др.

Приводятся факторы, влияющие на инновационную политику учреждения.

Основными факторами, влияющими на уровень инновационных процессов в ОУ являются:

  • наличие инноваций в концептуальных подходах к развитию ОУ;

  • анализ и внедрение инновационных технологий развития обучающихся;

  • обновление содержания образовательного процесса на основе осуществления, анализа и внедрения результатов маркетинговых исследований потребностей субъектов образовательного процесса;

  • создание и апробация авторских программ.

 


  1. ^ Учебный план (учебные планы) учреждения (с пояснительными записками)

Учебный план - документ, в котором реализуется конкретное содержание образования путем определения количества и названия учебных предметов; последовательности их изучения; нормы учебного времени в часах в неделю.  

Учебный план дает возможность ОУ определится в своей образовательной стратегии, расставить педагогические акценты, определить приоритетные направления.    

Научно-педагогическими основами учебного плана являются:

  • полнота (обеспечение развития личности, учет региональных, социокультурных потребностей);

  • целостность (необходимость и достаточность компонентов, их внутренняя взаимосвязь);

  • сбалансированность (баланс между федеральным, региональным и учрежденческим компонентами, между отдельными предметами и предметами по выбору);

  • преемственность между ступенями и годами обучения;

  • соответствие реальному времени (необходимая гибкость плана, наличие резервов, отсутствие перегрузки обучающихся);

  • просчитанность (осознанность направленности плана, его особенностей, сильных и слабых сторон, реальных возможностей, соответствия с определенными программами, современности и перспективности).

При работе над учебным планом следует ответить на вопросы:

1. Какие нормативные документы использовались при составлении учебного плана?

2. Как отражается специфика ОУ (особенности педагогического, детского коллективов, учебно-материальной базы, инновационных процессов)?

3. Сохраняются ли в плане в необходимом объеме содержание, являющееся обязательным на каждой ступени образования?

4. Ориентированы ли структура и содержание учебного плана на развитие мировоззрения и ключевых жизненных компетенций обучающихся?

5. Имеет ли учебный план необходимое кадровое, методическое, материально-техническое обеспечение?

6. Действительно ли вводимое новое содержание образования необходимо, доступно, влияет на развитие обучающихся?

Приступая к разработке учебного плана ОУ необходимо:

  • четко определить базовый компонент образования;

  • определить предметы для каждой ступени обучения;

  • определить в соответствии с образовательной программой ОУ часы вариативного компонента (если в этом есть необходимость);

  • подготовить обоснование специфических особенностей конструирования учебного плана в виде пояснительной записки.

Структура пояснительной записки:

1. Общая характеристика учебного плана: целевая направленность, стратегические и тактические ориентиры обновления содержания образовательной подготовки обучающихся.

2. Научные идеи, положенные в основу обновления структуры и содержания учебного плана.

3. Общая характеристика компонентов учебного плана: образовательные программы, составляющие основу учебного плана, их основные характеристики.

4. Особенности регионального компонента, необходимость, цель и пути его обновления.

5. Особенности учрежденческого компонента, необходимость, цель и пути его обновления.

6. Предполагаемые педагогические результаты модернизации учебного плана.

Разработка учебного плана предполагает обязательность ориентации на концептуальные подходы к обновлению содержания образования обучающихся, учет методических рекомендаций, изложенных в нормативных документах и научно-методической литературе.

Модернизация учебного плана предполагает:

  • удовлетворение образовательных потребностей обучающихся и их родителей;

  • повышение качества знаний, умений, навыков и специальных компетентностей обучающихся в различных областях получаемого дополнительного образования;

  • создание каждому обучающемуся условий для самоопределения, саморазвития и самореализации в различных областях творчества.




  1. ^ Система контроля и мониторинг качества образовательного процесса

Мониторинг - это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием развития  педагогических систем.

Одной из задач построения системы педагогического мониторинга является выделение видения тех показателей, которые могли охарактеризовать образовательный процесс и образовательное учреждение.

Для создания педагогического мониторинга необходимо иметь четкий ответ на вопросы:

1. Какие из показателей деятельности системы образования учреждения наиболее важны для управления его развитием?

2. Какой должна быть периодичность в сборе информации?

3. Какими должны быть инструментарий, способы обработки и интеграции полученных результатов?

Мониторинг качества образования включает разработку модели выпускника учреждения по различным направлениям, включающую анализ ключевых компетенций и показателей развития обучающихся.

При мониторинге качества дополнительного образования детей в качестве ориентира выступают принятые стандарты и статистические измерительные материалы, разработанные в учреждении, так как общих государственных пока нет с ориентацией на стандарты второго поколения общего образования.  

Если выстраивать систему управления качеством образования по конечным результатам деятельности ОУ, то основу мониторинга могут составлять система показателей и инструментарий измерения:

  • уровня обученности обучающихся;

  • уровня воспитанности обучающихся;

  • степени готовности выпускников ОУ к продолжению образования в сфере деятельности учреждения;

  • уровень социальной адаптации обучающихся к жизни в обществе;

  • степень сохранения здоровья обучающихся.

Факторами, влияющими на качество знаний, могут являться:

  • уровень индивидуальных особенностей обучающихся (интересов, мотивов, склонностей, способностей);

  • уровень организации занятий в учреждении;

  • уровень воспитательной деятельности, проводимой в ОУ;

  • уровень сформированности специальных компетентностей;

  • состояние сложившейся в ОУ системы оценивания знаний и умений обучающихся;

  • состояние учебно-методического обеспечения образовательного процесса (качество учебников, учебно-методических пособий, наличие технических средств обучения, необходимого инструментария);

  • состояние внешнего влияния (семьи, сверстников, СМИ).

Анализ уровня обученности детей на основе контрольных мероприятий, принятых в ОУ в сравнении за несколько лет, позволяет выявить общие тенденции в преемственности наиболее сильных и слабых звеньев в образовательном процессе.

К факторам, влияющим на уровень воспитанности следует отнести:

  • состояние воспитывающей среды в ОУ;

  • состояние воспитывающей среды в окружающем социуме (семья, сверстники, молодежная субкультура, СМИ и т.д.).

К факторам, влияющим на качество профессиональной компетентности педколлектива можно отнести:

  • уровень научно-теоретических и специальных знаний педагогических кадров;

  • уровень методической подготовки педсостава;

  • уровень психолого-педагогической подготовки;

  • уровень владения современными педагогическими технологиями в своей области образования;

  • наличие мотивации к самообразованию;

  • уровень организации педагогического труда;

  • состояние методической учебы педагогов в ОУ;

  • состояние учебно-материальной базы.

Факторы, влияющие на развитие учреждения как организации:

  • уровень целенаправленности деятельности педагогического коллектива;

  • уровень осознания педагогическим коллективом необходимости развития ОУ;

  • состояние условий, атмосферы, поддерживающих изменения, нововведения, научно-педагогические связи;

  • уровень творческого подхода к педагогической деятельности;

  • конкурентоспособность ОУ на рынке педагогических услуг;

  • состояние материальных и кадровых ресурсов;

  • уровень профессиональной квалификации педагогических кадров;

  • уровень стабильности кадров.

Управление качеством образования включает следующие мероприятия:

  • разработку концепции управления качеством образовательной деятельности учреждения;

  • разработку положений и критериев качества дополнительного образования в ОУ;

  • разработку рейтинговых показателей качества образования, научно-исследовательской и методической деятельности в ОУ;

  • разработку технологической карты обеспечения качества образования в ОУ;

  • проведение заседаний педколлектива с обсуждением аналитических отчетов по состоянию качества дополнительного образования в ОУ.




  1. Управление реализацией образовательной программы ОУ

В данном разделе приводится:

  1. Структурная схема управления учреждением.                            

  2. Кадровое обеспечение выполнения программы.              

  3. Методическое обеспечение выполнения программ: учебно-методические комплексы, учебно-наглядные пособия (таблицы, схемы, карты и др., карточки раздаточного материала,  аудиовизуальные материалы), специализированные аудитории и т.п.

  4. Технические средства обучения (компьютерная техника, приборы, оборудование, аудио-, видеоаппаратура, инструменты).

  5. Материально-финансовое обеспечение выполнения программы.




  1. ^ Информационное обеспечение реализации программы

Данный раздел включает список нормативных документов и научно-методической литературы.

Данный раздел также должен содержать перечень электронных информационных ресурсов (электронных баз данных, мультимедийных обучающих программ, сайтов сети интернет и др.), обеспечивающих внедрение инновационных методов дополнительного образования.


  1. Заключение

          В заключении приводится краткий анализ перспектив реализации данной образовательной программы.



  1. ^ Приложения к образовательной программ

В приложении могут быть представлены дополнительные образовательные программы по всем дисциплинам, перспективные планы работы ОУ и т.д.


следующая страница >>