sotrud.ru 1


Требования к научно-исследовательской работе учащихся

Научно-исследовательская работа имеет свою специфику. Она должна удовлетворять целому ряду требований, которые необходимо соблюдать и в том случае, если речь идет об ученических опытах. Научное исследование представляет собой специфический вид познавательной деятельности, направленной на достижение нового результата. Процесс исследования имеет свою структуру и логику.

Структура и логика научного исследования

Научное исследование включает несколько этапов.

1 этап. Знакомство с проблемой исследования. Обоснование его актуальности.
Определение цели, задач, предмета исследования.

Научная проблема выражает определенное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки. Обоснование актуальности исследования включает указание на необходимость, а также своевременность изучения и решения проблемы.

Решение проблемы составляет цель исследования. Цель представляет собой научный результат, который должен быть получен в итоге его работы.

Предмет исследования - часть, отдельная сторона объекта. Это наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.

В соответствии с целью, предметом исследования определяются исследовательские задачи, которые, как правило, направлены на проверку гипотезы.


  1. этап. Выбор опорных теоретических положений, методов познания, единого замысла, определяющего ход и предполагаемые результаты исследования.

  2. этап. Построение гипотезы исследования. Гипотеза исследования -это
    научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей эксперимен­тальной и теоретической проверке.

  3. этап. Выбор методов исследования. Проведение эксперимента, который

    представляет собой научно поставленный опыт в точно учитываемых условиях.


5 этап. Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования
Формулирование выводов.

6 этап. Выработка практических рекомендаций.


Требования к обоснованию темы

Приступая к работе, следует ознакомиться с научной литературой, имеющей отношение к теме исследования, и разработать научный аппарат исследования.

Первичное обоснование темы включает в себя два звена: первое - краткое описание состояния разработанности данной проблемы и выделение вопросов, которые разработаны слабо. Второе - запросы практики, которые не могут быть удовлетворены в связи с недостаточной разработкой этих вопросов.

Обоснование включает следующие элементы (научный аппарат исследования):

1 . Актуальность темы исследования, т.е. необходимость разработки данной проблемы.

2. Проблема исследования, т.е. сформулированное противоречие между тем, что существует на практике, и уровнем разработки вопроса в науке. То, на что направлена деятельность исследователя; поиск путей, условий, что поможет «снять» противоречие.

З. Цель исследования - конечный результат исследования (для чего предпринимается научный поиск ответа на поставленный вопрос).

4. Предмет исследования - сторона, аспект объекта исследования (связи и зависимости).

5. Гипотеза - предположительный ответ на вопрос, сформулированный в проблеме.


6. Задачи исследования - этапы достижения цели исследования, последовательность доказательства гипотезы. Первая задача должна раскрывать сущность изучаемого явления, т.е. является теоретической; вторая — важнейшие условия, которые обеспечивают развитие и становление данного явления и т.д. Задачи не должны дублировать друг друга, быть избыточными (лишними).

7. Методика и процедура исследования - перечень способов (методов), с помощью которых будут решаться задачи данного исследования, проверяться гипотеза.


Суть процедуры исследования - получение фактов и обобщений, выводов с помощью доступных методов исследования. Процедура научного исследования школьника представляет собой поэтапную деятельность, на каждом из которых решается конкретная учебно-исследовательская задача, определяются содержание и методы исследования. В процедуре исследования важно отразить логику исследования. В соответствии с этим исследователь составляет программу исследования.

8. Анализ полученных результатов, подведение итогов и определение выводов.


Методы исследования

Задание на учебно-исследовательскую работу должно предусматривать использование учащимися общенаучных методов исследовательской работы, которые необходимо кратко раскрыть в методических рекомендациях в соответствии с их применимостью.

Эмпирические методы исследований направлены на выявление, точное опи­сание и тщательное изучение различных факторов изучаемых явлений и процессов. К этим методам относятся наблюдения, эксперимент.

Наблюдение - это метод познания, при котором объект изучают без вмешательства в него; фиксируют, измеряют лишь свойства объекта, характер его изменения.

Эксперимент - это наиболее общий эмпирический метод познания, в котором производят не только наблюдения и измерения, но и осуществляют перестановку, изменения объекта исследования и т. д. В этом методе можно выявить влияние одного фактора на другой. Эмпирические методы познания играют большую роль в научном исследовании. Они не только являются основой для подкрепления теоретических предпосылок, но часто составляют предмет нового открытия, научного исследования.

Важное место при выполнении теоретических исследований занимают! способы дедукции и индукции, анализ, синтез.

Эти методы связаны между собой, их одинаково используют в научных исследованиях.

В теоретических исследованиях возможны два метода: логический и исторический. Логический метод включает в себя гипотетический и аксиоматический.


Гипотетический метод основан на разработке гипотезы, научного предполо­жения, содержащего элементы и оригинальности. Гипотеза должна полнее и лучше объяснять явления и процессы, подтверждаться экспериментально и соответство­вать общим законам диагностики и естествознания. Этот метод является основ­ным, наиболее распространенным в прикладных науках.

Аксиоматический метод основан на очевидных положениях, принимаемых без доказательств. По этому методу теория разрабатывается на основе дедуктивного принципа. Более широкое распространение он получил в математике, математической логике и др.

Исторический метод позволяет исследовать возникновение, формирование и развитие процессов и событий в хронологической последовательности с целью выявить внутренние и внешние связи, закономерности и противоречия. Данный метод исследования используется преимущественно в общественных, главным образом, в исторических науках.

Математические методы и статистические приемы используются для обработки полученных с помощью эксперимента, опроса и других методов данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они дают возможность оценить результаты работы, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.


Сбор, обработка и анализ информации


Для эффективного анализа собранной информации следует знать методы ее учета, проработки и анализа.

Учет проработанной информации сводится к составлению библиографии. Библиография — это перечень различных информационных документов с указа­нием: фамилии и инициалов автора, названия источника, места издания, издатель­ства, года издания, объема источника в страницах. Библиографический перечень составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Это ускоряет поиск научной информации, который обычно прорабатывается в течение всего периода исследования.

Проработка информации сводится к ее изучению и запоминанию. Каждый источник должен быть тщательно проработан. Поэтому очень важно уметь работать с книгой, представлять её научный аппарат, а также работать со справочно-библиографической литературой, библиотечными каталогами.


Изучая научно-техническую информацию, помимо уже таких известных форм работы с текстом, как выписки, тезисы, конспекты, применяют аннотации.

Аннотация — это сжатое содержание первоисточника. Аннотации составляют на данный документ информации в целом. Их удобно накапливать на отдельных картах по различным вопросам прорабатываемой темы. С помощью аннотации можно быстро восстановить в памяти текст.

Анализ прорабатываемой информации — одна из важнейших задач. Всю информацию необходимо классифицировать и систематизировать в хронологическом порядке или по тематике анализируемых вопросов.

В первом случае всю информацию по теме систематизируют по этапам. Для этого целесообразно в истории разработки данной темы выделить научные этапы, которые характеризуются качественными скачками. На каждом этапе литератур­ные источники нужно подвергнуть тщательному практическому анализу. При таком анализе различные идеи, факты, теории сопоставляют друг с другом. Ценным является умение установить этап в истории исследуемого вопроса, определить рубеж, после которого в данной теме появились идеи, качественно изменившие направление исследований. Тематический анализ предполагает систематизацию информации по вопросам разрабатываемой темы.

Не менее важным умением в научно-исследовательской работе является умение правильно оформить результаты своего исследования.


ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТАЦИИ И ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ НАУЧНЫХ ПРОЕКТОВ

В проекте должны быть:


  1. Титульный лист.

  2. Оглавление.

  3. Абстракт (на трех языках).

  4. Введение.

  5. Исследовательская часть.

  6. Заключение.

  7. Список литературы.

  8. Аннотация (на трех языках).

  9. Отзыв научного руководителя (не подшивается).

  10. Отзыв научного консультанта.

  11. Журнал научных исследований.

Требования к печатному оформлению:


  1. Проект должен быть отпечатан на компьютере.

  2. Размер шрифта 14-ый.

  3. Поля: с левой стороны от 2 до 2,5 см,
    с остальных сторон - от 1,5 до 2 см.

На титульном листе указываются:

  1. Полное название организации, где выполнена работа, город,
    школа, научное учреждение.

  2. Фамилия, имя автора, класс.

  3. Название работы.

  4. Направление, на которое представлена работа, секция.

  5. Фамилия, имя, отчество руководителя.

  6. Город (где проводится соревнование), год.



Полное название организации, где выполнена работа


ТЕМА

(НАУЧНЫЙ ПРОЕКТ)

Секция:

Выполнил: (фамилия, имя, класс, школа)

Научный руководитель:

Научный консультант:


Лисаковск 2008 г.

Абстракт:

  1. Объем - не более 250 слов (на трех языках).

  2. Цель исследования.

  3. Гипотеза.

  4. Этапы, процедура исследования.

  5. Методика эксперимента.

  6. Новизна исследования и степень самостоятельности.

  7. Результаты работы и выводы.

  8. Области практического использования результатов.


Оглавление (образец)

Введение. 4

  1. 5

  2. 10

Литература 25

АБСТРАКТ (образец):

Цель исследования заключается в ...

В качестве гипотезы выступает предположение о том, что ...

Процедура исследования состояла из следующих этапов...

В качестве методов исследования применялись...

Новизна исследования заключается в...

На основании полученных данных (результатов) авторы пришли к


следующим выводам:...

Область практического использования результатов данной работы - это ...

Требования к содержанию введения:


  1. Объем не более 2-х страниц.

  2. Вторая страница заполняется не менее чем на 3/4 (либо только одна
    заполненная до конца страница).

  3. Актуальность выбранной темы исследований, исторический ракурс.

  4. Цель, задачи данной работы.

  5. Кратко указать методы решения поставленной задачи.

  6. На какой стадии выполнения находится работа сейчас.

Требования к содержанию исследовательской части:

  1. Объем - не более 20-ти страниц.

  2. Текст может состоять из отдельных глав (параграфов).

  3. Аналитический обзор известных результатов по выбранной теме,
    позволяющий увидеть необходимость проведения данной работы и
    сформулировать её цель.

  4. Описание методов решения поставленной задачи.

  5. Результаты работы и их обсуждение.

  6. Иллюстративный материал (чертежи, графики, фотографии, рисунки и т.д.).|

7. Иллюстративный материал располагать по ходу изложения материала.

8. Если цитируется материал из научной литературы, то обязательна

ссылка. Ссылки на использованную литературу следует давать в

квадратных скобках, например [4]. Нумерация должна быть

последовательной, по мере появления ссылок в тексте.

9. При использовании Интернета указывается сайт.

Требования к оформлению заключения:

  1. Объем не более одной страницы.

  2. Содержит основные результаты работы.

  1. Содержит сделанные на основании результатов выводы, рекомендации
    по использованию результатов работы в научных и
    практических целях.


Требования к оформлению списка использованной литературы:


1. Использованная литература приводится в конце работы общим списком в
следующем порядке:


  • фамилия и инициалы автора;

  • название статьи и журнала (для журнальных статей);

  • название книги (для цитат из книг);

  • место издания и издательство (для книг);

  • год издания, номер выпуска, страницы.

2. Название источника и издательства пишутся через точку, без кавычек.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (образец)

  1. Кардаш С. Измененные состояния сознания. - Днепропетровск: Сталкер,
    1998, с.140,133.

  2. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. - М.: Рольф, 2000,
    с. 115.

3. Годфруа Ж. Что такое психология. - М.: Мир, 1992, с. 48,103.

4.Гусляров Е. Суеверный Пушкин. - Алматы: Жалын, 1994, с. 51, 116.

  1. Сонник: Репринт, воспроизведение изд. 1896 г. - Алма-Ата: Жазушы,
    1990, с.6-7,10.

  2. Гуревич А.М. Романтизм в русской литературе. - М.: Просвещение, 1980,
    с. 16.



Аннотация:

В аннотации указывается тема и суть работы в 3-4-х предложениях (на русском, казахском и английском языках). Располагаются эти листы после списка литературы.

АННОТАЦИЯ (образец)

на научный проект Ивановой Натальи . на тему…

Научный проект направлен на разработку рекомендаций по .... В теоретическом разделе раскрыты теоретико-методологические аспекты .... В частности, отражены роль, сущность и развитие ....

В аналитико-конструктивной части выявлены особенности … ,

исследован уровень использования элементов ... в ..., предложены
рекомендации по ...совершенствованию, а также приведены результаты
анкетного опроса…


Отзыв научного руководителя:

1.Объем - одна страница, в работу не подшивается.


2. Отражается актуальность выбранной темы, личный вклад автора в работу, недостатки работы и рекомендации по дальнейшему использованию результатов.

ОТЗЫВ (образец)

на научный проект…………….

по секции « »

(Об актуальности)

Научный проект состоит из введения, ... глав, заключения и списка

использованной литературы.

Во введении авторы раскрывают актуальность проблемы, цель, задачи и

методы её достижения, научную новизну и практическую значимость

работы.

В первой главе , во второй …, в третьей - ….

Представляют интерес и имеют, на наш взгляд, особую значимость обоснованные фактическим материалом и исследованные авторами следующие научные результаты, обладающие научной новизной:


  • выявленные особенности….

  • результаты анкетного опроса….

Наряду с положительным, что было отмечено выше, в проекте имеются отдельные недостатки. Хотелось бы, в качестве замечания, отметить, что авторам следовало бы более детально осветить .... Однако отмеченное не снижает достаточно высокого уровня работы.

В целом работа по актуальности соответствует требованиям, предъявляемым к научным проектам, оценивается как законченное научное исследование, имеющее научную новизну и практическую ценность и допускается к защите.

Отзыв научного консультанта:

1.Объем - 1-2 страницы.

2.Пишется учителями другой школы или преподавателем вуза.