sotrud.ru 1





Администрация города Челябинска

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО РАЙОНА

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА

Комаровского ул., 4А, г. Челябинск, 454052, тел./факс (351) 721-58-48, E-mail: met-ruo@mail.ru

ОКПО 42481456, ОГРН 1027402818882, ИНН/КПП 7450007182/745001001







ПРИКАЗ


14.06.2011

383-у


Об итогах изучения уровня интеллектуального

развития учащихся четвертых классов

МОУ Металлургического района

в 2010/2011 учебном году


В соответствии с приказом Управления образования Металлургического района от 28.02.2011г. № 125-у «Об организации исследования по изучению уровня интеллектуального развития (ПИТ СПЧ) учащихся четвертых классов МОУ Металлургического района в марте-апреле 2011г.» с целью прогнозирования успешности обучения выпускников начальной школы в среднем звене проводилось исследование по изучению уровня интеллектуального развития учащихся 4-х классов. В исследовании приняли участие 932 учащихся из 14 МОУ района. Специалистами ПС ОСО МЦ создана база данных, информация обобщена, подготовлена аналитическая справка.

На основании выше изложенного

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить аналитическую справку «Об итогах изучения уровня интеллектуального развития четвертых классов МОУ Металлургического района в 2010/2011 учебном году» (Приложение 1).

2. Руководителям МОУ:

1) проанализировать результаты данного исследования с целью выработки организационно-управленческих решений, направленных на создание условий для организации профильного обучения, в срок до 01.07.2011г.;


2) обеспечить координацию деятельности специалистов МОУ по выстраиванию системы работы на основе результатов данной диагностики в срок до 01.09.2011г.;

3) обеспечить условия для реализации интеллектуального потенциала одаренных детей через привлечение их к участию в НОУ, интеллектуальных играх, олимпиадах.

3. Руководителю ПС МЦ О.В. Федоренко в срок до 01.07.2011г.:

1) обеспечить методическую помощь педагогам-психологам МОУ в реализации направлений деятельности по результатам изучения интеллектуального развития учащихся 4-х классов;

2) обеспечить контроль деятельности педагогов-психологов в рамках реализации направлений деятельности по результатам изучения интеллектуального развития выпускников.

4. Контроль исполнения приказа возложить на начальника отдела Управления образования Орехову И.И.


Начальник Управления образования А.А.Сычева


Шаповалова

7210 210


Приложение 1

к приказу Управления образования

от 14.06.2011 № 383-у


Аналитическая справка об итогах изучения уровня
интеллектуального развития учащихся четвертых классов
МОУ Металлургического района



В соответствии с приказом Управления… 28.02.2011г. № 125-у «Об организации исследования по изучению уровня интеллектуального развития (ПИТ СПЧ) учащихся четвертых классов МОУ Металлургического района в марте-апреле 2011г.» проводилось исследование по изучению уровня интеллектуального развития учащихся 4-х классов. В исследовании приняли участие учащиеся 4-х классов (932 человек) из 14 МОУ Металлургического района города Челябинска.


Цель: Прогнозирование успешности обучения учащихся 4-х классов в среднем звене.

Задачи: Определение уровня реализованности интеллектуальных функций выпускников начальной школы.

Метод исследования:

Подростковый интеллектуальный тест Санкт-Петербург - Челябинск (ПИТ СПЧ - М) - модифицированный вариант /авторы Курганский Н.А., Батурин Н.А/.

Методика ПИТ СПЧ - М содержит 11 субтестов, которые измеряют некоторые интеллектуальные функции:


  1. Информированность, познавательные интересы, объем долговременной памяти.

  2. Гибкость восприятия, независимость от поля зрения.

  3. Понимание содержания, скорость восприятия речевого материала.

  4. Способность концентрации активного внимания, практическое математическое мышление.

  5. Объем практических знаний, умение строить умозаключения на основе жизненного опыта,

здравый смысл, логичность суждений.

  1. Гибкость, нетрадиционность мышления, умение находить перцептивно-логические связи.

  2. Чувство языка, комбинаторно-логическое мышление.

  3. Индуктивное мышление, способность оперировать с числами.

  4. Дедуктивное мышление, способность оперировать упорядоченной информацией,

помехоустойчивость суждений.

  1. Образное мышление, пространственное воображение, комбинаторные способности.

  2. Эффективность процессов памяти, способность к сосредоточению, выносливость к

умственным нагрузкам.

Каждый из них представлен шкальными оценками (от 0 баллов до 20 баллов) и выделяет 4 уровня реализованности интеллектуальных функций:

  • высокий – от 13,5 баллов и выше;

  • выше среднего – от 11,5 до 13,45 баллов;

  • средний уровень – от 8,5 до 11,45 баллов;

  • ниже среднего – от 6,5 до 8,45 баллов.

Уровни интеллектуального развития (IQ):

  • 130 и выше – очень высокий уровень IQ;

  • 120-129- высокий уровень;

  • 110-119- хорошая норма;

  • 90-109- средняя норма;

  • 80-89- сниженная норма;


  • 70 и ниже - низкий уровень IQ, требуется дополнительное углубленное диагностическое обследование.

Условно все субтесты можно разделить на теоретические и практические (1, 6, 7, 8, 9 – теоретические; 5, 2, 3, 4, 10,11 - практические).

Дальше интерпретация может идти по малым группам:

  • 1-й и 5-й субтесты – если самые высокие результаты, то это большой объем теоретических знаний;

  • если результаты первого субтеста больше пятого субтеста, то это неблагоприятный признак для человека, плохая приспособленность к жизни;




  • 1-й можно сочетать с 11-м – хорошая функция памяти в разных временных пределах.

  • 2-й с 10-м – могут нести определенную информацию о развитии перцепции (восприятия);

  • если 10 субтест больше второго – мыслительные процессы доминируют над перцепцией;

  • 3-й и 7-й – затрагивают способность находить решения;

  • 5-й, 6-й, 7-й – производится выбор приблизительного ответа, сочетание чувства языка, понимание вербального материала;

  • 6-й с 7-м и 8-й – умение находить «инсайтные» решения (озарение);

  • 8-й и 9-й – уровень развития логического мышления;

  • 4-й и 11-й – требует усиленной умственной нагрузки;

  • 1-й, 11-й и 9-й – наиболее прогностические для успешности в обучении.


Уровни реализованности интеллектуальных функций выпускников начальной школы представлены в таблице №1.


Таблица № 1

Уровни реализованности интеллектуальных функций учащихся 4-х классов

МОУ Металлургического района


п/п


МОУ

Кол-во
уч-ся

Очень
высокий

Высокий

Выше среднего

Средняя
норма

Сниженая
норма

Низкий

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

1

14

46

0

0

1

2,2

5

10,9

30

65,2

9

19,6

1

2,2

2

24

40

0

0

2

5

1


2,5

25

62,5

6

15,0

6

15

3

42

45

0

0

4

8,9

2

4,4

21

46,7

11

24,4

7

15,6

4

61

53

0

0

0

0

6

11,3

26

49,1

19

35,8

2

3,8

5

70

77


0

0

0

0

5

6,5

42

54,5

20

26

10

13

6

73

179

0

0

1

0,6

6

3,4

76

57

57

31,8

39

21,8

7

74

67

0

0

2

3

7

10,4

33

49,3

17


25,4

8

11,9

8

82

109

10

9,2

15

13,8

31

28,4

47

43,1

4

3,7

2

1,8

9

92

38

0

0

0

0

4

10,5

16

42,1

10

26,3

8

21,1

10

94

89

0

0

3

3,4

14


15,7

48

53,9

15

16,9

9

10,1

11

96

86

3

3,5

10

11,6

21

24,4

45

52,3

7

8,1

0

0

12

103

45

0

0

0

0

2

4,4

17

37,8

17

37,8

9

20

13

140

19

0

0


0

0

0

0

9

47,4

6

31,6

4

21,1

14

141

39

0

0

0

0

1

2,6

14

35,9

13

33,3

11

28,2

Всего

932

13

1,4

38

4,1

105

11,3

449

48,2

211

22,6

116

12,4

Результаты учащихся 4-х классов МОУ Металлургического района соответствуют следующим уровням реализованности интеллектуальных функций: очень высокому, высокому, выше среднего, среднему, ниже среднего и низкому. Познавательные способности (или компетентности) включают обучаемость (способность к обучению) и интеллект (способность решать задачи и использовать знания на практике).


Очень высокий уровень реализованности интеллектуальных функций показали 13 учащихся (1,4%): в МОУ №82 – 10 человек (9,2%) – Васильцов А., Ганичкина Ю., Генорова К., Герасимова А., Забегаев Ю., Исмагилова Ю., Комиссаров А., Конотоп О., Насс Ю., Пименов Н., МОУ № 96 – 3 чел. (3,5%) – Казанцева А., Кияшко К., Окишор А. Это – одаренные дети.

Высокий уровень реализованности интеллектуальных функций показало 38 выпускников начальной школы (4,1%). Учащиеся с высоким интеллектуальным потенциалом обучаются в ОУ № 82 – 15 чел. (13,8%), № 96 – 10 чел. (11,6%), № 42 – 4 чел. (8,9%), № 24 – 2 чел (5%), № 94 – 3 чел. (3,4%), № 74 – 2 чел. (3%), № 14 – 1 чел. (2,2%), № 73 – 1 чел. (0,6%).

Уровень выше среднего имеют 105 (11,3 %) учащихся четвертых классов. Представленность их высока в ОУ №№ 82 – 31 чел. (28,4%), 96 – 21 чел. (24,4%), 94 – 14 чел. (15,7%), 74 – 7 чел. (10,4%), 61 – 6 чел. (11,3%), 73 – 6 чел. (3,4%), 14 – 5 чел. (10,9%), 70 – 5 чел. (6,5%), 92 – 4 чел. (10,5%).

Средний уровень показали 449 (48,2 %) учащихся района. Наибольший процент выпускников начальной школы со средним уровнем реализованности интеллектуальных функций выявлен в ОУ №№ 14 (65,2 %), 24 (62,5%), 73 (57%), 70 (54,5%), 94 (53,9%), 96 (52,3%), 74 (49,3%), 61 (49,1%), 140 (47,4%), 42 (46,7 %).

Уровень ниже среднего показали 211 чел. (22,6 %). Достаточная представленность учащихся с данным уровнем в ОУ №№ 103 (37,8%), 61 (35,8%), 141 (33,3%), 73 (31,8%), 140 (31,6%), 92 (26,3%), 70 (26%), 74 (25,4%), 42 (24,4%). Уровень реализованности интеллектуальных функций у учащихся данной группы находится в пределах сниженной нормы.

Низкий уровень реализованности интеллектуальных функций – у 116 (12,4 %) учащихся. Выпускники начальной школы с низким уровнем выявлены в ОУ №№ 141 (28,2%), № 73 (21,8%), 92 (21,1%), 140 (21,1%), 103 (20%), 42 (15,6%), 24 (15%).С данной категорией учащихся необходимо провести дополнительное углубленное диагностическое обследование с целью выявления дефицитарных когнитивных процессов.



Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы в качестве критерия обучаемости как способности познавать. Однако обучаемость не всегда реализуется в учебной деятельности, так как имеет место зависимость результатов педагогического процесса от личностного фактора (педагогический процесс неизбежно преломляется через личностные особенности учителя и учащегося).


Сводные данные результатов по ПИТ СПЧ учащихся 4-х классов представлены в таблице №2.


Таблица № 2

Сводные данные результатов по ПИТ СПЧ учащихся 4-х классов

МОУ Металлургического района


п/п

МОУ

ш 1

ш 2

ш 3

ш 4

ш 5

ш 6

ш 7

ш 8

ш 9

ш 10

ш 11

ср. ш

1

14

9,5

9

9

9,5

9,4

9,2

9,8

9,6

10,3

9,5

10,1

9,5

2


24

9

10,1

8,2

7,4

8,8

10,3

8,1

8,6

8,5

9,1

9,8

8,9

3

42

8,9

8,5

9

8,8

9,2

10,7

9,8

10,1

9,5

9,7

10,2

9,5

4

61

9

9,8

8,3

8,9

8,3

10,4

9,3

9,5

8,3

9

9,7

9,1

5

70

8,2

8,9

7,9

8,4

9,3

9,9

9,9

9,3

8,8


9,3

10

9,1

6

73

8,8

7,9

7,9

8,5

9

9,5

8,7

9,2

8,2

7,9

7,7

8,5

7

74

9,2

8,7

8,5

9

9,8

9,6

8,8

9,5

8,4

9,2

10,1

9,2

8

82

11,7

10,7

11,8

11,2

11,6

11,4

11,7

11,5

11,8

10,4

12,1

11,4

9

92

8

8,5

9

7,7


8,5

9,1

9,5

9,2

8,7

8,8

6,7

8,5

10

94

9,8

9,9

9,1

9,6

9,2

10,3

9,2

10

8,9

9,9

10,8

9,7

11

96

11,5

10,5

10,7

10,5

11,6

11,1

10,6

11,9

10,8

10,4

11,2

11,0

12

103

9,4

7,6

7,9

8,2

8,6

9,2

9

8,8

8,1

8

9

8,5

13


140

8,7

9,1

8,1

8,2

9,5

8,7

8,8

8,1

7,6

8,4

9,4

8,6

14

141

8,6

8,3

7,1

7,3

8,6

8,8

8,4

8,7

7,4

8,2

9,4

8,3

Среднее значение
по шкалам района

9,3

9,1

8,8

8,8

9,4

9,9

9,4

9,6

9,0

9,1

9,7

9,3


Каждый из 11 субтестов представлен шкальными оценками (от 0 до 20 баллов) и соответствует следующим уровням реализованности интеллектуальных функций:


  • высокому уровню – от 13,5 баллов и выше;

  • уровню выше среднего – от 11,5 до 13,45 баллов;

  • среднему уровню – от 8,5 до 11,45 баллов;
  • уровню ниже среднего – от 6,5 до 8,45 баллов.


Почти во всех ОУ, где было проведено исследование, среднешкальный показатель (ср.ш.) соответствует среднему уровню реализованности интеллектуальных функций, исключение – МОУ № 141 (ср.ш. соответствует уровню ниже среднего).

На протяжении трех лет (2007-2010гг.) общий средний показатель интеллектуального уровня учащихся по району остается неизменным и соответствует среднему уровню развития интеллектуальных функций - 9,3 баллов.


Выводы и рекомендации:


  1. Результаты учащихся 4-х классов МОУ Металлургического района соответствуют следующим уровням реализованности интеллектуальных функций: очень высокому – 1,4%, высокому – 4,1%; выше среднего – 11,3%; среднему– 48,2%; ниже среднего – 22,6%; низкому – 12,4%. Процентный показатель выпускников начальной школы с очень высоким, высоким, вышесредним и средним интеллектуальным уровнем в 2010-2011 уч.г. ниже процентных показателей предыдущего года; соответственно процент ниже среднего и низкого уровней реализованности интеллектуальных функций учащихся 4-х классов в этом учебном году выше.

  2. Администрации МОУ, педагогам учесть результаты исследования уровня интеллектуального развития выпускников начальной школы при дальнейшем формировании и развитии личности учащихся.




  1. Педагогам-психологам:

3.1. проинформировать участников образовательного процесса (администрацию, педагогов, родителей, учащихся) о результатах диагностики ПИТ СПЧ с целью прогнозирования успешности обучения учащихся 4-х классов в среднем звене;

3.2. спланировать просветительскую деятельность с педколлективом, родителями, учащимися на 2011-2012 учебный год по актуальным темам:

 Особенности интеллектуального развития младших школьников и подростков;

 Роль познавательной мотивации и мотивов достижения успеха в реализации интеллектуальных функций младших школьников и подростков;

 Влияние мотивации и на успешную учебную деятельность учащихся;

 Роль учителя в формировании положительной учебной мотивации учащихся;

  • Как развивать познавательную (когнитивную) сферу у младших подростков.



Федоренко О.В.

Серебрякова Н.В.

7210 210