sotrud.ru 1

Фокина Лидия Петровна Литературное чтение 3 класс



Фокина Лидия Петровна

учитель начальных классов

МОУ «СОШ ст. Евсино»

Искитимского района

Новосибирской области

Уроки 54, 55, 56

Тема:
А. И. Куприн. «Слон»

Цель: ознакомление с рассказом А. Куприна «Слон».

Задачи:

  • ознакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Куприна;

  • обучать детей делению текста на части, составлению плана;

  • учить читать по ролям, понимать характеры и поступки героев.

Ход урока 1

I.Организационный момент

II.Речевая разминка

Учитель:

Прочитайте хором загадку, отгадайте ее.

СЛАЙД 2

Набирает воду носом,

Будто шлангом и насосом.

Ставьте зонтиков заслон:

Всех сейчас окатит...

Учащиеся:

Слон

Учитель:

  • Прочитайте, разделив слова на слоги.

  • Прочитайте орфографически.

  • Прочитайте орфоэпически.

  • Прочитайте с вопросительной интонацией.

  • Прочитайте с утвердительной интонацией.

  • Прочитайте с интонацией восхищения.

  • Прочитайте сердито.

  • А сейчас весело.


III. Введение в тему

1. Предварительная беседа.

Учитель:

Ребята, а что вы знаете о слонах?

Учащиеся:

Это большое животное, имеет хобот …

СЛАЙД 3

Учитель:

Слоны - это крупные животные. Самые крупные из них - африканские. Рост их достигает 4 м, вес - 7 тонн.

СЛАЙД 4

Индийские слоны меньше - 2-3 м в высоту и 5 т весом.

СЛАЙД 5

Несмотря на это слон не так неуклюж, как это может показаться. Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко нести свое тело по горным тропам, они превосходно плавают.

СЛАЙД 6

Питаются слоны травами, листьями, плодами. Живут они в лесах, вблизи воды. В Африке их можно увидеть в саваннах.

СЛАЙД 7

У слонов есть хобот. На самом деле это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьет - наберет в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит, как из шланга.

СЛАЙД 8

Хоботом он защищается от врага - захватывает цепким концом, обвивает и душит или бросает под ноги и топчет.

СЛАЙД 9

Хоботом может вывернуть с корнями мощное дерево и поднять с земли маленькую монетку.


2.Крылатые выражения:

СЛАЙД 10

Учитель:

Попробуйте объяснить крылатые выражения о слоне.

Слона-то и не приметить – не заметить главного.

Слон в посудной лавке – о большом, нескладном человеке, оказавшемся в тесноте, среди хрупких вещей.

Делать из мухи слона - придавать чему-либо незначительному большое значение.

Как слон – неуклюж, громоздок, неповоротлив.

3. Знакомство с жизнью и творчеством писателя.

Учитель:

Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом «Слон», который написал русский писатель Александр Иванович Куприн.

СЛАЙД 11

Александр Иванович Куприн (1870-1934 гг.)

Родился 26 августа (7 сентября) в городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, умершего через год после рождения сына. Мать (из древнего рода татарских князей Куланчаковых) после смерти мужа переехала в Москву, где прошли детство и юность будущего писателя. Шести лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880. В тот же год поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус.


После окончания учения продолжил военное образование в Александровском юнкерском училище (1888-1890). Впоследствии он опишет свою «военную юность» в повестях «На переломе (Кадеты)» и в романе «Юнкера». Уже тогда мечтал стать «поэтом или романистом».

Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет, - рассказ «Последний дебют» (1889 г.).

В 1890 г., окончив военное училище, Куприн в чине подпоручика был зачислен в пехотный полк, стоявший в Подольской губернии. Офицерская жизнь, которую он вел в течение четырех лет, дала богатый материал для его будущих произведений. В 1893-1894 гг. в петербургском журнале «Русское богатство» вышли его повесть «Впотьмах» и рассказы «Лунной ночью» и «Дознание». Жизни русской армии посвящена серия рассказов: «Ночлег» (1897 г.), «Ночная смена» (1899 г.), «Поход». В 1894 г. Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии и имея малый жизненный опыт. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений.

В 1911 г. К. Чуковский, редактируя детский альманах «Жар-птица», попросил А. Куприна написать что-нибудь для детей. На эту просьбу писатель откликнулся лишь в 1917 г., прислав для детского журнала, который выходил тогда при «Ниве», рассказ «Козлиная жизнь». Многие рассказы и повести о животных («Барбос и Жулька», «Белый пудель», «Завирайка», «Ю-ю»,

«Изумруд». «Скворцы», «Слон» и др.) были написаны им специально для детей и публиковались в детских журналах. После революции 1917 г. А. Ку­прин эмигрировал из России. Во время эмиграции в 1921 г. в Париже у него вышел сборник «Рассказы для детей».

Осенью 1919г., находясь в Гатчине, отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрировал за границу. Семнадцать лет, которые писатель провел в Париже, были малоплодотворным периодом. Постоянная материальная нужда, тоска по родине привели его к решению вернуться в Россию. Вес­ной 1937 г. тяжелобольной Куприн вернулся на родину, тепло встреченный своими почитателями. Опубликовал очерк «Москва родная». Однако новым творческим планам не суждено было осуществиться. В августе 1938 г. Куприн умер в Ленинграде от рака.


(выключить проектор)


IV. Физкультминутка

Поработали мы дружно,

Отдохнуть немножко нужно.

Дружно встанем, тихо сядем

И закроем все глаза.

(Далее шепотом)

Наступает, наступает,

Наступает тишина.


V. Знакомство с рассказом А. Куприна «Слон»

1. Чтение текста учителем и учащимися.

2.Беседа.

Учитель:

Понравился ли вам рассказ?

Учащиеся:

Да

Учитель:

Что вы испытывали при чтении текста?

Учащиеся:

Было очень грустно и тревожно в начале текста. Девочка больна, не могут понять, чем она больна и как ее лечить. А потом было очень интересно, когда слона привели к Наде.


VI. Итог урока

Учитель:

Что вы узнали о жизни и творчестве А. И. Куприна?

Учащиеся:

Куприн очень рано остался без отца …

VII.Рефлексия

Учитель:

Закончите предложения:

Мне понравилось …

Мне запомнилось …

Мне захотелось …

Домашнее задание

Прочитать рассказ и попытаться разделить его на части.


Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

1.Работа над скороговоркой.

Учитель:

Прочитайте скороговорку.


Павка на лавке

Плетет лапти Клавке.

Не годятся лапти

Клавке на ножки,

А годятся лапти

На лапке кошке.


  • Прочитайте по слогам.

  • Прочитайте с ускорением.
  • Прочитайте, начиная быстро, а затем замедляя темп.


  • Прочитайте скороговоркой.


2.Работа над пословицами и поговрками.

Учитель:

  1. Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл.
    Детство - время золотое, ест и пьет, и спит в покое.

  2. Деньги потерял - ничего не потерял; время потерял – много потерял; здоровье потерял - все потерял.

  3. Здоровье приходит днями, а уходит часами.

(Дети объясняют значение пословиц и поговорок.)


III.Работа над текстом. Деление рассказа на части

1.Беседа по содержанию рассказа.

Учитель:

Ребята, прочитайте еще раз пословицы и поговорки, записанные на слайде. Подумайте, можно ли их отнести к нашему рассказу «Слон».

Учащиеся:

Да, они подходят к рассказу «Слон». В первой говорится, что за ребенком в детстве ухаживают, о нем заботятся. В рассказе показаны заботливые родители, готовые сделать

для своей дочери даже невозможное. Еще о здоровье: здоровье уходит часами, т. е. очень быстро. Здесь девочка «угасала» с каждым днем. Ей становилось все хуже и хуже.


2.Повторение знаний о плане.

Учитель:

А.И. Куприн в книге (учитель показывает книгу с рассказами писателя) поделил этот рассказ на шесть частей. Посмотрим, совпадут ли они с нашими частями. Мы сразу будем составлять план.


Откройте страницу 41 учебника. Прочитайте, что такое план.

(План в сжатой форме передает основное содержание произведения. План поможет тебе запомнить и пересказать содержание, не нарушая последовательности событий.)


Каким бывает план?

Учащиеся:

Он бывает кратким или развернутым, подробным.

Учитель:

Прочитайте, что нужно для составления плана. (Ученики читают нас. 41.)



IV.Физкультминутка

Поработали мы дружно,

Отдохнуть немножко нужно.

Дружно встанем, тихо сядем

И закроем все глаза.

(Далее шепотом)

Наступает, наступает,

Наступает тишина.


V.Деление текста на части

(Это было домашним заданием.)

Первая часть: до слов «Милая Надя, милая моя девочка...».

Вторая часть: до слов «Но однажды утром девочка просыпается...».

Третья часть: до слов «Через два часа он сидит в зверинце...».

Четвертая часть: до слов «Ночью слона ведут в гости к больной девочке...».

Пятая часть: до слов «На другой день девочка просыпается чуть свет...».

Шестая часть: до конца.


Составляется план к рассказу, например:


  1. Девочка больна.

  2. Дочка от всего отказывается.

  3. Желание увидеть живого слона.

  4. Папа в зверинце.

  5. Ночное путешествие слона.

  6. Слон в гостях у Нади.

VI. Итог урока

Учитель:

Итак, сегодня мы с вами разделили текст на части и составили его план.


VII.Рефлексия

Учитель:

Закончите предложения:

Мне понравилось …

Мне запомнилось …

Мне захотелось …


Домашнее задание

Подготовить пересказ по составленному плану.


Ход урока 3

I. Организационный момент

П. Речевая разминка

Учитель:

Прочитайте «птичьим базаром».


Городу ночью холодно стало,

Ночь для него одеяло достала.

Снегом заботливо город одела

И посветлела от доброго дела.

  • Прочитайте, разделяя слова на слоги.


  • Прочитайте выразительно.

Учитель:

О каком добром деле идет речь?

Учащиеся:

Ночь укутала снежным одеялом город и ему стало тепло.

Учитель:

Какие добрые дела и кому делали вы в последнее время?

Ответы детей.

III.Работа над рассказом

1.Проверка домашнего задания.

Краткий пересказ текста по ранее составленному плану.


2.Работа в группах.

Учитель:

А сейчас разделитесь на группы. Каждая группа готовит рассказ от имени: мамы; папы; девочки; слона; дрессировщика.


Обсудите, с какой части текста начнется ваш рассказ. Рассказ должен быть кратким. Не забудьте рассказать об эмоциях или чувствах, которые испытывали ваши герои.

(Дети работаютв группах.)


IV.Физкультминутка

Поработали мы дружно,

Отдохнуть немножко нужно.

Дружно встанем, тихо сядем

И закроем все глаза.

(Далее шепотом)

Наступает, наступает,

Наступает тишина.


V.Продолжение работы

1.Выборочные пересказы.

Учитель:

Послушаем, какие рассказы у вас получились.

(Каждая группа рассказывает по очереди.)


2.Чтение шестой части в лицах (автор, мама, хозяин слона, Надя).

Во время чтения учитель меняет учеников, которые читают за автора.

Учитель:

Прочитаем шестую часть по ролям. Старайтесь передать интонациями и голосом чувства героев, их настроение в данный момент.


3. Беседа.

Учитель:

Как вы думаете, в произведении Куприна описываются реальные или вымышленные, фантастические события? Обоснуйте свое мнение.


(Ответы детей. Предположения могут быть самыми разными.)

Учитель:

Можно ли было предположить, что девочку вылечит живой слон?

Учащиеся:

Я думаю, что да, потому что …

Я думаю, что нет, потому что …


VI. Итог урока

Учитель:

Не было ли с вами или с вашими близкими, знакомыми подобных невероятных историй, которые на вас произвели большое впечатление? Расскажите.


VII.Рефлексия

Учитель:

Закончите предложения:

Мне понравилось …

Мне запомнилось …

Мне захотелось …


Домашнее задание

Придумать свою невероятную историю с обычными вещами.


Используемые источники:

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. Учебник для 3 класса. М.: «Просвещение», 2011


Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. М.: ВАКО, 2011 (В помощь школьному учителю)