sotrud.ru 1

Урок математики в 6-м классе.

Урок–путешествие по теме

"Сложение и вычитание смешанных чисел ".

Коробкова В.А., учитель математики


Тип урока:    Урок закрепления и обобщения полученных знаний.

Цели урока ( для I и II уровня (средний уровень)) :
- закрепить знания учащихся по теме «Сложение и вычитание смешанных»;
- развивать умение выполнять действия с рациональными дробями;
- повторить схему решения задач на движение;
- расширить знания  учащихся  о  городах и народах Поволжья,
об ученых – математиках, живших и работавших в этих  городах;
- реализовать межпредметные связи с историей, географией.

Цели урока (для III уровня (уровень одаренных детей)):

Обучающие: ученик знает и понимает основное свойство дроби, правила сокращения дроби, приведения дробей к общему знаменателю, сложения и вычитания смешанных чисел; решает нестандартные задачи на сложение и вычитание смешанных чисел; выполняет действия сложения и вычитания обыкновенных дробей с помощью обобщенных приемов; умеет изображать сложение обыкновенных дробей на координатном луче; использует накопленный запас знаний для решения текстовых задач на сложение и вычитание смешанных чисел.

Развивающие (уровень одаренных детей): ученик выполняет действия I-го и II-го уровня; может сосредоточиться, быстро и без ошибок, в любых условиях выполняя любое количество заданий на сложение и вычитание смешанных чисел (внимание); выбирает наиболее рациональные приемы сложения и вычитания смешанных чисел; использует обобщенно-смысловое запоминание правил действий с дробями (память).

Воспитывающие: воспитание взаимоуважения, терпеливости, взаимопомощи, трудолюбия.


Этапы урока:


  1. Организация начала урока.

  2. Самостоятельная работа.

  3. Устная работа.

  4. Систематизация и закрепление  знаний.

  5. Подведение итогов урока.

  6. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Ход урока:

1. Организация начала урока
Учитель:
Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок, а урок – путешествие. Мы отправимся в плавание по Волге-матушке, по великой русской реке.

Тема нашего урока «Сложение и вычитание смешанных чисел ».
Сегодня мы с вами закрепим знания по данной теме, повторим схему решения задач на движение. Может кто-то из вас захочет и сам составить задачу. Дерзайте. А теперь – в путь!


2. Самостоятельная работа. Проверка навыков сложения и вычитания смешанных чисел.
Учитель:
Покачиваясь у причала речного порта г.Ульяновска, вас ожидает красавец – теплоход. Чтобы попасть на него, вы должны купить билет. Для этого нужно решить 4 задания.

Работаете по вариантам.( I, II, III уровень)

Задания I –II уровня:

  1. 1 - 3) 1+

  2. 4)

Задания III уровня (для одаренных детей):

1) 2) 11 – (4

Вместо * в выражении запишите + или - так,

чтобы эти равенства были верны.

3) 4)


Тот, кто первым решит правильно задания III уровня станет капитаном корабля

 Обменяйтесь  тетрадями, возьмите карандаши и проверяем ответы.
Те, кто решил задания III уровня –  занимают  VIP - каюты ;
3-4 уравнения I и II уровня– занимают каюты бизнес-класса;
1-2 уравнения – занимают каюты эконом-класса;
остальные – драят палубу.

3. Закрепление полученных знаний.
Учитель:
Дорогие пассажиры! Команда корабля приветствует Вас на борту нашего теплохода.
Во время путешествия вас будет сопровождать экскурсоводы: Кульбейкина Виктория, Мустакимов Марсель, Медведева Диляра, Насырова Алина, Астафьева Ангелина.

Экскурсовод:
От причала речного порта города Ульяновска, мы начинаем путешествие по Волге. Волга – крупнейшая река Европы, ее длина более 3,5 тысяч км, она принимает воды 260 притоков. Начинаясь тоненьким ручейком на Валдайской возвышенности, она заканчивается могучим потоком, несущим свои воды  в Каспийское море. Без нее немыслима наша история, культура, экономика.
Учитель:
Мы отправляемся в путешествие. Чтобы узнать название города, в котором мы сделаем свою первую остановку, вы должны ответить на вопросы.


4. Устная работа.



  • Какая из дробей выражает “четверть”?

  • Покажите дробь, равную дроби 3 2/5.

  • Найдите дробь, равную 4.

  • Какая дробь выражает “половину”?

  • Какая из дробей является бесконечной десятичной периодической дробью?
  • Покажите дробь больше 1, но меньше 2.


  • Покажите неправильные дроби.

  • Покажите равные дроби.

  • Покажите дробь, которую нельзя вычислить.


Экскурсовод:

Итак, впереди  Казань (сообщение о г. Казань)

Следующий пункт нашего путешествия – Нижний Новгород. Что бы попасть в этот город, мы должны решить задачу.
Путь по Волге от Казани до Нижнего Новгорода на 80 км длиннее, чем по шоссе. Две туристические группы собрались на экскурсию в Нижний Новгород. Первая группа отправилась на теплоходе, чтобы полюбоваться красивейшими пейзажами волжских берегов, а вторая группа – на автобусе. Чтобы попасть в Нижний Новгород одновременно, любители речных прогулок выехали на 3 часа раньше. Найти  длину Волги на участке от Казани до Нижнего Новгорода, если скорость теплохода 60 км/ч, а скорость автобуса 80 км/ч.
Работа над задачей.

 Какую величину обозначим за х? (Время в пути автобуса)
(Капитан помогает в заполнении таблицы, а затем назначает штурмана, который решает уравнение.)
Давайте вместо составления словесного описания задачи, заполним ещё одну таблицу.
Каким тогда будет время в пути теплохода?( (х + 3)ч.)
Давайте вспомним формулу движения. ( S =  V · t )
Какое расстояние пройдет теплоход? (60(х + 3) км)
Какое расстояние проедет автобус? (80х км.)



 

Скорость,
км/ч

Время,
ч.

Расстояние,
км.

Теплоход

60

х + 3

60(х + 3)

Автобус

80

х

80х


 


Как найти, на сколько одно число больше второго? (Нужно из большего вычесть меньшее).
Каким будет уравнение? ( 60(х + 3) – 80х = 80 )
Капитан, назначьте ответственного за решение уравнения. (Капитан следит, чтобы задача была решена правильно).
60х + 180 – 80х = 80;
60х – 80х = 80 - 180 ;
- 20х = - 100;
х = 5

5 часов – был в пути автобус;
5 + 3 = 8(ч) – был в пути теплоход.
60 · 8 = 480 (км) – длина Волги на участке от Нижнего Новгорода до Казани.
Ответ: 480 км.

Вот мы и в Нижнем Новгороде (сообщение о г.Нижний Новгород).

Учитель:
Мы отплываем дальше.
Перед нами зашифрованное письмо. В нём указано название города, в котором у нас будет следующая  остановка.
Вы должны решить уравнения, найти в таблице буквы, соответствующие результату каждого действия. (для одаренных детей - задания повышенной сложности)




1) а=8, 2) а=, 3)а = , 4) а=12, 5) а=, 6) а=, 7) а=, 8) а=















Р

С

К

А

О

Т

М

О

Экскурсовод:
Мы приближаемся к Костроме (сообщение о г. Кострома).


Следующий пункт нашего путешествия – Ярославль.

Чтобы попасть в него, мы должны выполнить следующие интересные задания (III уровень):

Сравните значение выражения с 1, не приводя их к общему знаменателю:

1) и 1 2) и 1

3) и 1 4) и 1

Итак, впереди Ярославль (сообщение о г. Ярославль)

На этом наше путешествие по Волге заканчивается и мы через канал приплываем к столице нашей Родины – Москве!


5. Подведение итогов урока.


6. Информация о домашнем задании. (для одаренных детей – отдельное).