sotrud.ru 1

«Я выбираю здоровье»

Урок музыки в 1-м классе с применением здоровьесберегающих технологий



Тема цикла уроков: «Мелодия – душа музыки».

Тема урока: «Повсюду музыка слышна»

Цель: закрепить полученные детьми на прошлых уроках знания о понятии, что мелодия является главной мыслью произведения.

Задачи:


  1. Создание ситуации успеха для развития у учащихся способностей определять характерные особенности различных видов мелодий.

  2. Формирование слушательской музыкальной культуры учащихся.

  3. Воспитание любви и интереса к образцам классической музыки.

Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний учащихся.

  3. Основная часть:
    1. Здоровьесберегающие технологии.
    2. Анализ музыкальных произведений.
    3. Музыкальная гимнастика.
    4. Применение знаний на новом музыкальном материале.
    5. Вокально-хоровая работа.

  4. Итог урока. (Рефлексия)

Методы и приемы:

  1. Словесно-индуктивный (беседа).

  2. Наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения).

  3. Наглядно-слуховой.

  4. Создание эффекта удивления и ситуации успеха.

Музыкальный материал:

  1. Э.Григ «Утро»

  2. П.И. Чайковский. Фрагмент симфонии № 4.

  3. П.И. Чайковский. “Танец маленьких лебедей” из балета “Лебединое озеро”.

  4. П И Чайковский «Вальс снежных хлопьев»

  5. А. Вивальди. Концерт для скрипки с оркестром “Зима ”.

  6. «Много разных звуков окружает нас…» (песня)

Оборудование урока:


  1. Фортепиано.

  2. Музыкальный центр, CD диски.

  3. Хрестоматия.

  4. Компьютер, проектор, экран.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Прогнозируемый результат

Организационный момент –вход под музыку


Приветствие учителем учеников, учениками учителя

Психологический настрой:

Прозвенел звонок для нас,
Все вошли мы дружно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем,
И скорей урок начнем.


Здоровьесберегающие технологии

Все упражнения выполняются под музыку

Упражнения: Иголочка” (язык поочередно упирается в правую и левую щеки, задерживаясь в каждом положении на 3–5 секунд);
Щёточка” (рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой);
Самовар” (сжать губы, надуть щеки, удержать воздух 2–3 секунды и выпустить через губы, произнося: “Пых!”);
Толстячки-худышки
” (ребенок поочередно надувает и втягивает щеки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3–5 секунд);

Покусаем язык” (улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Покусывать кончик языка – покусывать середину языка – покусывать язык, продвигая его постепенно вперед-назад. Во время выполнения упражнения произносить: “та-та-та”);
Дыхательная гимнастика (укрепляет дыхательные мышцы, способствует ощущению опоры на дыхании, тренирует артикуляционный аппарат; можно использовать как дыхательную гимнастику для отдыха в процессе урока).

Упражнения: . 1. Короткий вдох по руке учителя и длинный замедленный выдох со счетом: 1, 2, 3, 4, 5… С каждым разом при повторении упражнения выдох удлиняется за счет увеличения ряда цифр и постепенного замедления темпа.
2.»
Нюхаем цветок» Медленный вдох на улыбке при раздвижении нижних ребер, не поднимая плеч, задержка дыхания, медленный выдох со счетом. При этом дети должны стремиться сохранить нижние ребра в положении вдоха, т.е. раздвинутыми.
3. «
Шарик» Вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания, по руке учителя с мягкой атакой звука спеть один звук «ВУ» в пределах зоны примарного звучания и тянуть его ровным и умеренным по силе голосом. Сначала звук продолжается 2–3 с, затем постепенно удлиняется. Нижние ребра фиксируются в положении вдоха.


Тренажер: “Видеоазимут” (Может лежать на парте на листке А-4 или в виде плаката, выполненного на ватмане, размещённом на доске. Пробежать взором рисунок прямоугольника по часовой стрелке. Головой двигать нельзя – работать только глазами. “Рисовать” без остановок несколько раз. Затем все делается в обратную сторону. Закончив “рисовать” глазами прямоугольники, делать следящие движения глазами по диагонали одной и затем по другой. Перейти на просмотр вертикали и горизонтали. Выполнять непрерывно с максимальной скоростью, фиксировать угловые точки-ориентиры небольшой задержкой внимания на них).



Рис. 1

Аналогично можно использовать тренажеры показанные на рисунке:



Рис. 2


Настраиваются на восприятие.

Выполняют оздоровительные упражнения для подготовки к пению и снятию эмоционального и физического напряжения.


 



Создание рабочего настроя.


Развитие артикуляционного, речевого, опорно-двигательного аппарата, снятие эмоциональной разрядки, утомляемости глаз.

Основная часть


Тема сегодняшнего урока является для вас пока тайной. Ваша задача в течение урока разгадать ее. Для этого предстоит пройти путь по известному и загадочному маршруту.

Актуализация знаний – повторение пройденного.

Вступительная беседа:
Вспомним некоторые известные вам произведения.
Проблемная ситуация
: определение темы урока.


Слайд Портреты композиторов без подписей: Э.Григ, П.И.Чайковский.


Прослушивание и анализ музыкальных произведений:«Утро» Э.Грига, фрагмент симфонии №4 П.И.Чайковского(мотив р.н.п. «Во поле берёза стояла…»), «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро»П.И.Чайковского.




Слушание и определение произведений по порядку звучания.




Самостоятельное определение композиторов по портретам.


Самостоятельное определение на слух.



Беседа с учениками о произведениях, движении мелодических линий(плавная, поступенная, отрывистая, скачкообразная).



Определяют характер произведений, делают выводы.

Работают с карточками, на которых изображены мелодические линии.

Правильное определение

видов мелодических линий


Музыкальная гимнастика Ритмотерапия.


Игра «Художники» (пластическое интонирование).




Под музыку стоя учащиеся имитируют «кисточки», руками «рисуют» в воздухе мелодические линии.


Снятие умственной перегрузки и утомления


Знакомство с произведениями П.И.Чайковского «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» и скрипичного концерта А. Вивальди “Зима”,.

Слайд Портреты композиторов А. Вивальди и П.И.Чайковского.



Рассказ учителя – введение в атмосферу зимы.

Падают крупные хлопья снега. Поднимается вихрь, и снежинки быстро кружатся. Постепенно метель утихает, свет луны искрится на снегу. В этом эпизоде танцевальность соединяется с яркой картинностью: музыка рисует легкое и немного призрачное в рассеянном свете луны кружение снежинок. Вместе с тем — это и «картина настроения», где выражены тревога и очарование. Замечательна главная, беспокойно мелькающая тема.

Слайд Зимние пейзажи.



Слушают и определяют характеры произведений, настроение, движение мелодических линий, делают сравнительный анализ.


Вторичное прослушивание детьми музыкальных произведений.



Применение знаний на новом музыкальном материале.


Опираясь на свой слушательский опыт, учиться ориентироваться в новом музыкальном материале.




Вокально-хоровая работа

Исполнение песни «Много разных звуков…»

Использование режима динамических поз: 1.Исполнение песни стоя. 2.Исполнение песни с гимнастической палкой за спиной стоя или сидя.

Исполняют заданное произведение под руководством учителя.



Владение вокально-хоровыми навыками.


Рефлексия

Какие произведения звучали на уроке?
– Сумели ли вы определить тему нашего урока, разгадать тайну?


1.Музыкальный спектакль, сюжет которого выражается языком танца.

2.Музыкальное произведение для симфонического оркестра.



Отвечают на вопросы


Закрепление пройденного материала, определение темы урока




.


.

Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается. Упражнения на укрепление опорно-двигательного аппарата по методике В.Ф.Базарного осуществляют вхождение ребенка в телесную вертикаль. Гимнастика для глаз по методике В.А.Ковалева снимает зрительное утомление и укрепляет зрение. Артикуляционная гимнастика -Фонопедический метод В.Емельянова развивает речевой и вокальный аппарат ребёнка, помогает решать проблемы логопедического характера.

Логоритмическая гимнастика - форма активного отдыха для снятия напряжения после долгого сидения
.