sotrud.ru 1

Тема урока: «Друзья мои ! Читайте книги»

Обобщающий урок по теме «Имя числительное»


Цели урока: 1) обобщение изученного материала по теме «Имя числительное»;

2) закрепление навыка правописания и употребления имен числительных;

3) развитие речи учащихся;

4) формирование убеждения в необходимости чтения книг;

5) воспитание интереса к чтению.


Ход урока.


Наши далекие предки всему, что существует на свете, дали названия. Давным – давно люди научились не только писать и читать, но и считать. Числа стали прочно входить в их речь. Они создали такую часть речи, которая могла бы назвать число или порядок исчислительным словом. Так в языке появилось имя числительное.

Цифры окружают нас повсюду. Мы часто задаем вопросы, на которые легко могут ответить цифры. Они же заставляют нас мыслить и рассуждать.

На эту роль числительного указал древний армянский математик

И сильно возлюбив искусство
Числительное, помыслил я,
Что без числа никакое рассуждение
Философское не слагается,
Всей мудрости матерью его полагая.


(Анания из Ширака – армянский математик VI века)


Сегодня мы поразмышляем о роли книги, чтения в жизни человека. А также проведем свое исследование, как относятся к книге в нашем классе, как хорошо умеют читать. И помогут нам имена числительные.




Удивительное дело – книга! За 100 тысяч лет человечество не придумало ничего более волшебного, чем книга. Умная книга – это твой первый верный и мудрый друг и советчик.

- найдите числительные. Что обозначают? Определите разряды.

  1. Склонение числительных. ( вызвать 2 учащихся. Предложит на выбор книги)

Париж, Павлов


- Сколько страниц в книге?

- На какой странице лежит закладка?

- Просклоняем числительные. В чем особенность склонения количественных и порядковых числительных?



  1. Мы должны правильно употреблять числительные в своей речи. Например, дикторы радио и телевидения не имеют права на ошибку.

Проведем конкурс дикторов. Жюри: 3 чел.

Оцениваем качество речи по 2 критериям: выразительность речи и правильность ( употребление числительных)


1 диктор

Книга появилась в глубокой древности. Сначала это была рукописная книга, которая мало была похожа на современную. В Египте, Греции, Риме текст записывался на лентах – свитках , а в Индии – на пальмовых листах. В 3-4 веках до нашей эры в Древнем Египте возникает книга на папирусе, а со 2 в. до нашей эры - на пергаменте. Средняя длина такой книги была от 10 до 40 метров. Папирус длиной в 50 метров хранится в Британском музее. С 13 века основным писчим материалом становится бумага. Самая ранняя рукописная книга – «Остромирово евангелие» - относится к 1056 – 57 годам.

В 14 – 15 веках в Москве художественным убранством рукописных книг занимались Феофан Грек и Андрей Рублев.


2 диктор

Древнейшей печатной книгой считают корейский текст 751 года

В 40-е годы 15 века в Германии Гуттенберг создал типографию и напечатал Библию из 42 строк. В 16 веке стали создавать экономичный, красивый и удобный для чтения текстовый шрифт. Первая печатная книга появилась в Италии в 1465 году.

В Москве книгопечатание началось в 50-е годы 16 века. Первая книга вышла в 1564 году, называлась АПОСТОЛ . Первопечатниками были Иван Федоров и Петр Мстиславцев. В последующие годы до середины 19 века книгоиздатели заботились о красоте книги. В 21 веке в связи с развитием техники стали появляться электронные книги
  1. Чтение – это окошко в мир. Значит, читать важно. Однако данные социологов свидетельствуют о снижении количества читающих.


Должны правильно читать статистические данные.

Данные социологов

Число постоянно читающих

1999 г. 2010 г.

49% 26%

( Число постоянно читающих снизилось с 49% в 1999 году до 26% в 2010 году, т.е в 1,8 раза.)

Число не читающих

23% 34%

( Число нечитающих возросло с 23% до 34%.)

От случая к случаю – 50%

Любят читать

Младшие школьн. – 43% старшие – 17%

Не любят

Младшие – 8% старшие – 17%

Не читают ничего, кроме заданий учителей – 11%

Читают развлекательную литературу – 63%

Читают для самообразования – 10%


- Правописание числительных. Выпишите числительные: 1 в. – с ь на конце, 2 в. – в середине.

Назовите формулу.

- Укажите примеры разрядов количественных числ. и порядковые . Какой разряд числительных отсутствует?


4. Попробуем ответить на вопрос: зачем нам, учащимся, читать книги.

« Представьте себе ученика 6 класса, который читает около 50 слов в минуту. В 6 классе домашнее задание составляет примерно 8 страниц учебника, или 6500 слов. Разделим 6500 на 50. Получается примерно 130 минут, или около двух часов, необходимых ученику, чтобы один раз прочитать тексты домашних заданий. Но при такой низкой технике чтения этот ученик за один раз не поймет то, что написано в учебнике. Ему необходимо дважды прочитать тексты – это уже 4 часа; еще прибавим 6 часов занятий в школе – уже 10 часов. А еще письменные задания по математике, географии, русскому языку, биологии, английскому языку, сочинения по литературе. Уходит целый день. Таким образом, этот ученик обречен на неуспеваемость. И каких бы великих учителей ни приглашали бы вы к этому ученику, ничего у них не выйдет, пока они не научат элементарному – читать»

- Какова главная мысль текста? Как автор отвечает на вопрос: зачем учащимся нужно чтение?


- Морфологический разбор числительных из первого предложения.


Мы видим, что техника чтения имеет важное значение, т.к. слабо читающий ученик будет тонуть в потоке информации.

4. А каков уровень чтения учащихся нашего класса?

Склонение числительных 40, 90, 100. В чем особенность их склонения ?


Норма чтения для учащихся 6 класса – свыше 100 слов в минуту. ( 110 – 120).

Пятеро учащихся не выполняют нормы чтения.

Семеро учащихся 6б класса читают выше нормы.

Около 90% учащихся понимают смысл прочитанного.

1 ученик читает чуть более 40 слов в минуту.

- назовите числительные, которые обозначают приблизительное количество.

- выпишите СС «числител. + сущ.», правильно напишите окончания.

- как склоняются числительные 40, 90, 100?



  1. Беглость чтения не придет сама собой, ее нужно развивать. Один из приемов - традиция домашнего или семейного чтения. В семье нужно найти 20- 30 минут для совместного чтения и обсуждения прочитанного. По нашим исследованиям, такая добрая традиция есть только у 4 ч. (25%), иногда читают вместе с родителями – 12% ( 2 ч.), нет совместного чтения – 63%.

Из анкеты: часто вечерами мы с мамой читаем книги. Мы обе ( оба) любим фантастику.


Но мы читали, и есть успехи.


Графики:

1)лидеры по технике чтения

2)рост темпа техники чтения

Задание: записать разницу в темпе чтения по каждому учащемуся


7. Решим задачу:


Если читать каждый день трижды по небольшому отрывку, то прибавка скорости чтения за 2 недели составит 10 слов в минуту. Сколько нужно читать ученику со скоростью чтения 50 слов в минуту, чтобы ее удвоить.

5. Вы знаете, что в русском языке есть немало слов, значение которых связано с понятием числа и счета. Но не все эти слова являются числительными. Как их различить? ( Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи только словами.) Проверим, насколько хорошо вы можете отличать числительные от других частей речи.


Найдите в тексте такие слова. Определите часть речи.

Игра «Третий лишний» ( 1 – устно, остальные – самостоятельно)


  1. Тройной, двушка девятка.

  2. Десять, удесятерить, удвоить

  3. Дважды, вдесятером, семь




  1. Реклама книги

Создание рекламного буклета- это умение должен приобрести каждый ученик.

- Содержание должно носить рекомендательный характер, авторы должны показать достоинство произведения, привлечь внимание читателей необычностью подачи материала.

- Использовать имена числительные.

- Мы с вами создадим нашу школьную золотую полку. Такая полка должна быть в каждом доме. Уместно вспомнить слова Цицерона: «Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души»


Достигли мы целей урока?


Заключение.

Читайте книги, друзья! Помните слова Н. Смирнова – Сокольского:

Книга щедро расплачивается за любовь к ней. Книга учит даже тогда, когда вы этого не ждете и, может быть, не хотите. Власть книги огромна…