sotrud.ru 1

Календарно-тематическое планирование уроков литературы

Класс 10

Планирование составлено на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений

Авторы программы: Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И., Лебедев Ю. В. – М.: Просвещение, 2009

Учебник: Русская литература XIX века 10 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х ч.

Авт.- сост. Ю.В. Лебедев. - М.: «Просвещение», 2012.


Количество часов по программе: в неделю по 3 часа, за год 105 часа.

Количество часов по учебному плану: в неделю по 3 часа, за год 105 часа.


Пояснительная записка

Целью преподавания литературы на старшей ступени является становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей.

Главные задачи курса литературы для 10 класса:


  • приобщение учащихся к богатствам отечественной художественной литературы;

  • развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощённых в ней явлений жизни,

  • воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции учащихся;

  • формирование представления учащихся о литературе как социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

  • воспитание речевой культуры учащихся.

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с программой Министерства образования РФ для общеобразовательных школ (Москва, Просвещение, 2009 год) под редакцией Коровиной.

Она отражает основной минимум знаний по литературе для 10 класса. Характер организаций материала курса на историко-литературной основе способствует осознанию историко-литературного процесса.


Курс русской литературы 10 класса включает в себя обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в литературном процессе.

На литературу в 10 классе с негуманитарным профилем отводится 3 часа в неделю (102 часа в год), . Предлагаемое календарно-тематическое планирование написано к учебнику литературы для 10 класса, (автор-составитель - Ю.В. Лебедев). Данный учебник отличается от большинства подобных ему изданий тем, что предлагает для ознакомления и изучения литературу всего XIX века. В связи с тем, что произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя в 9 классе уже изучались обзорно, то в 10 классе число уроков для работы с ними сокращено. Все остальные названные в программе авторы рассматриваются подробно.

Объём произведений, предлагаемых для изучения в 10 классе, значительно больше объёма произведений предшествующих годов. Построение курса истории литературы на основе интеграции новых и полученных ранее знаний также требует чтения новых и повторения уже прочитанных произведений. В этих условиях велика роль самостоятельного чтения, на базе которого строится работа на уроке (поэтому подавляющее большинство занятий имеет форму семинара). Также планируется систематическая работа по повторению уже изученных теоретических понятий.


Календарно-тематическое планирование по литературе, 10 класс



урока

Тема урока

Кол. час.

Тип урока

Примечания, домашнее задание

Дата

1

Вводный урок. Общая характеристика литературы XIX века.


1

Лекция с элементами беседы










А.С. Пушкин


11




.




2-3

Жизнь и творчество А .С.Пушкина

2

Лекция с элементами беседы, ИКТ







4

Романтическая лирика Пушкина периода южной и михайловской ссылок

1

Беседа







5

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина

1

Семинарское занятие







6

Эволюция темы свободы и рабства в творчестве Пушкина

1

Практикум.







7

Философская лирика Пушкина

1

Практикум





8

«Медный всадник». Человек и история в поэме.

1

Лекция. Беседа.







9

Образ Петра как царя преобразователя. Социально-философские проблемы поэмы.

1

Беседа.







10

Диалектика взглядов А.С. Пушкина на историю России.

1

Семинарское занятие

























11-12


Сочинение по творчеству А. С. Пушкина.

2

Развитие речи

Урок проверки знаний и умений











М.Ю.Лермонтов

8










13

Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова. основные темы и мотивы лирики поэта.

1


Лекция с элементами беседы, ИКТ







14

Молитва как жанр в лирике Лермонтова. «Молитва»

1

Беседа, практикум







15-16

Тема жизни и смерти в лирике Лермонтова. «Валерик», «Сон», «Завещание».

2

Беседа, практикум.







17

Философские мотивы в произведениях «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Выхожу один я на дорогу…»

1

Беседа, практикум.







18

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова.

1

Урок внеклассного чтения







19-20

Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова.

2

Развитие речи

Урок проверки знаний и умений










Н.В.Гоголь

5








21

Жизнь и творчество Н.В.Гоголя. Романтические произведения. Сборник «Миргород»

1

Лекция с элементами беседы, ИКТ







22

«Петербургские повести Н.В. Гоголя. Образ «маленького человека» в сборнике.


1

Семинар.







23

«Невский проспект». Правда и ложь, реальность и фантастика. Анализ эпизода.

1

Практикум.







24

«Портрет» Место повести в сборнике.

1

Урок внеклассного чтения







25

Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя.

1

Развитие речи

Урок проверки знаний и умений










Русская литература 2

половины 19 века











26

Обзор русской литературы 2 половины 19 века

1

Лекция с элементами беседы









И.А.Гончаров

7










27

Жизнь и творчество И.А.Гончарова

1

Лекция с элементами беседы, ИКТ







28

Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». Проблематика.

1

Беседа.







29

«Обломов» - «коренной наш тип». Диалектика характера, смысл жизни и смерти героя.

1

Беседа.







30

«Обломов»- роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе.

1

Беседа.







31-32

Художественное мастерство Гончарова в романе.


2

Урок-исследование







33

Конспект статьи Н .Добролюбова «Что такое обломовщина?»

1

Развитие речи










А.Н.Островский

7










34

Жизнь и творчество А.Н.Островского

1

Лекция с элементами беседы, ИКТ







35

История создания драмы «Гроза». Система образов. Своеобразие конфликта.

1

Беседа







36

Город Калинов и его обитатели. «Жестокие нравы» «темного царства».

1

Исследование.







37

Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы.


1

Практикум





38

Конспект статьи Н.Добролюбова «Луч света в тёмном царстве»

1

Развитие речи








39-40

Классное сочинение по творчеству Островского

2

Развитие речи

Урок проверки знаний и умений










И.С.Тургенев

9




.




41

Жизнь и творчество И.С.Тургенева

1

Лекция с элементами беседы, ИКТ







42

Сборник «Записки охотника»

1

Семинарское занятие







43-44

И.С. Тургенев – создатель русского романа. История создания произведения «Отцы и дети». Базаров- герой своего времени. Духовный конфликт героя.

2

Лекция беседа







45

«Отцы» и «дети» в романе.


1


Беседа







46

Любовь в романе «Отцы и дети».


1

Беседа







47

Анализ эпизода «Смерть Базарова»

1

Практикум







48

Конспект статьи Д.Писарева «Базаров»

1

Развитие речи







49

Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И.С.Тургенева

1

Развитие речи

Урок проверки знаний и умений







50

Зачетная работа за 1 полугодие


1

Урок контроля







51

Ф.И.Тютчев.

Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы.

1

Лекция с элементами беседы, ИКТ







52

Человек и история в лирике Тютчева. «Эти бедные селенья…».«Нам не дано предугадать…»

1

Беседа

.




53

Любовная лирика Ф.И.Тютчева. «О, как убийственно мы любим…». «К.Б.»

1

Практикум







54

А.А.Фет. Жизнь и творчество

1

Лекция с элементами беседы, ИКТ







55

Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Это утро, радость эта..». «Я пришел к тебе с приветом..».

1

Беседа

.




56

Любовная лирика А.А. Фета. «Шепот, робкое дыханье..». «Сияла ночь..».

1

Беседа







57

Сочинение по творчеству Тютчева и Фета

1

Развитие речи

Урок проверки знаний и умений








Н.А. Некрасов

8










58

Жизнь и творчество Н.А. Некрасова. Тема поэтического труда в лирике поэта.

1

Лекция с элементами беседы, ИКТ







59

Тема любви в лирике Некрасова

1

Семинарское занятие







60

Тема народа в творчестве Некрасова

1

Практикум







61

«Кому на Руси жить хорошо» - замысел, история создания, композиция поэмы

1

Лекция, беседа







62

Образы крестьян, помещиков в поэме Н. Некрасова. Образ России до реформ и после.

1

Практикум







63

Народные заступники в поэме «Кому на Руси..»

1


Беседа







64

Особенности языка поэмы. Фольклорное начало.

1

Практикум







65

Подготовка к сочинению по творчеству Некрасова

1

Развитие речи

Урок проверки знаний и умений







66

М. Е. Салтыков-Щедрин.

Жизнь и творчество.

1

Лекция с элементами беседы, ИКТ







67-68

«История одного города». Замысел, история создания, композиция.

1

Урок внеклассного чтения







69

«Сказки» Салтыкова-Щедрина

1

Практикум










А.К. Толстой.











70


Жизнь и творчество А.К. Толстого. Основные темы, мотивы, образы поэзии.

1

Урок внеклассного чтения










Ф.М. Достоевский

8




,




71

Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского

1

Лекция с элементами беседы, ИКТ







72

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского.

1

Семинар







73

История создания романа «Преступление и наказание». Проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.

1

Лекция







74-75

Духовные искания героев романа. Теория Раскольникова.

2

Семинар







76

«Двойники» Раскольникова.

1


Беседа







77

Значение образа Сони Мармеладовой в романе

1

Беседа







78

Сочинение по творчеству Достоевского

1

Развитие речи

Урок проверки знаний и умений







79

Н.С.Лесков.

Жизнь и творчество.

1

Лекция с элементами беседы, ИКТ







80

Рассказ «Тупейный художник». Нравственный смысл рассказа.

1

Беседа







81

Повесть «Очарованный странник». Особенности жанра. Фольклорное начало.

1

Лекция, практикум










Л.Н. Толстой

11








82-83

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого

2

Лекция с элементами беседы, ИКТ







84

История создания романа »Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе.

1

Лекция, беседа







85

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.

1

Беседа.







86

Женские образы в романе «Война и мир»

1

Практикум.







87-88

Семья Ростовых и семья Болконских

2

Беседа







89

Тема народа в романе «Война и мир»

1

Беседа







90

Кутузов и Наполеон


1

Практикум







91

Проблемы истинного и ложного в романе. Художественные особенности произведения Л. Толстого

1

Семинар







92

Подготовка к сочинению по творчеству Толстого

1

Развитие речи

Урок проверки знаний и умений







93

А.П.Чехов.

Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90х гг. «Человек в футляре»

1

Лекция с элементами беседы, ИКТ







94

.Рассказ «Ионыч». Душевная деградация человека

1

Семинарское занятие







95

Комедия «Вишнёвый сад». История создания, жанр, система образов.

1

Беседа







96

Символ сада в комедии. Своеобразие стиля Чехова.




Практикум





97

Россия в 1880-1890 гг. Особенности прозы и поэзии конца 19 века.

1

Лекция с элементами беседы, ИКТ







98

Россия в 1880-1890 гг. Особенности прозы и поэзии конца 19 века.

1

Беседа







99

Осетинский поэт Коста Хетагуров.

1

Семинарское занятие







100

Артюр Рембо. « Пьяный корабль». Формирование художественных идеалов символизма в русской литературе .

1


Беседа







101

Зачетная работа за 2 полугодие





Урок контроля







102

К.Хетагуров. Сборник «Осетинская лира». Специфика образности.




Урок внеклассного чтения





103


«Вечные» вопросы в зарубежной литературе (по выбору)




Урок внеклассного чт.







104

Нравственные уроки русской и зарубежной литературы 19 века.













105

Итоговый урок по курсу 10 класса




Урок проверки знаний и умений