sotrud.ru 1

Учить по новым ФГОС НОО: зачем и как?

Статью подготовила Владимирова Т.И.,учитель начальных классов МОУ СОШ №14.


В семье событие: ваш ребёнок подрос и скоро переступит порог одной из наших городских школ. Или уже учится – в своём первом классе. Как хочется всем родителям, чтобы он стал успешным! С самого раннего возраста ребёнка мы не жалеем ни средств, ни сил, чтобы развивать его способности. И, конечно, выбираем, школу, где педагоги работают по современным инновационным технологиям. Сегодня такой выбор сделать не сложно. Как известно, с сентября этого учебного года во всех школах обучение первоклассников ведётся по новому Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, в котором определено: «развитие личности – смысл и цель современного образования… Новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы».

Почему переход на обучение по новым ФГОС так необходим и актуален в настоящее время? Ответ прост. Наши дети живут в эпоху глобальных технических перемен, они хорошо информированы, компетентны, более эрудированны, свободны в общении, уверены в себе. С каждым днём поток информации несётся с большей и большей скоростью. И в этом бурном потоке мы должны научить наших мальчишек и девчонок «плавать», и не просто удерживаться на его поверхности, а планомерно двигаться к поставленной цели.

Следует отметить, что в содержании ФГОС представлена опережающая модель развития начального образования, основанная на российских ценностях, на российской научной и культурной базе, на том, что принимается, что знакомо, узнаваемо в нашей стране. Новый стандарт входит в важнейший системообразующий ресурс социокультурной модернизации, что выводит само образование на иной качественный уровень жизни российского общества. Стандарт представляет не набор «примерных программ, требований к уровню подготовки ученика», как это было раньше, а все области образовательной практики, что соответствует новой трактовке статьи 7 Закона «Об образовании».


Инновационность нового стандарта проявляется, во-первых, в том, что впервые использована теория общественного договора. В данном случае это договор с семьёй и государством относительно к результатам образования. Здесь заложено следующее. Общество рассматривается авторами стандарта как гражданское, и поэтому требования к результатам образования формирует не партия и правительство (как было в советское время) и не педагогическое сообщество (как это было в постсоветское время); это результат согласования потребностей между семьёй, обществом и государством. В новом варианте стандарта заложена солидарная ответственность, прежде всего семьи, а также общества и государства за результат образования: одни должны финансировать образование, другие – создавать для него условие, но и семья должна обеспечить ребёнку возможность реализовать тот шанс, который даёт общество и государство, предоставляя ему возможность получить качественное образование.

Во-вторых, инновационность стандарта выражается в системно-деятельностном подходе к обучению, который реализуется в программе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Пришло время сменить стратегию обучения. На смену девиза «Прочитай, запомни, перескажи» приходит новый: «Исследуй проблему, изучай ситуацию, принимайрешение, доказывай своё мнение, анализируй полученный результат».

В новом стандарте появился документ, который многих заинтересует и порадует, – это «Концепция духовно-нравственного воспитания», который задаёт те параметры ценностных ориентиров, которые являются результатом общественного договора, согласия. В этом контексте цель образования – воспитание ответственного, инициативного, компетентного гражданина России. Эта цель может достигнута только в том случае, когда общество будет опираться на отечественные традиции и соблюдать преемственность по отношению к воспроизводству идеалов предшествующих эпох.

И всё же, одним из главных действующих лиц современного образовательного процесса является ученик. ФГОС НОО ориентирован на становление личностных характеристик выпускника начальной школы, который любознателен, активно и заинтересованно познает мир, владеет основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, уважающий и принимающий ценности семьи и общества, готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй. Он доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение, выполняющий правила здорового и безопасного ля себя и окружающих образа жизни. И ещё ФГОС даёт младшему школьнику возможность работать в тесном содружестве с учителем, который профессионал, воспитатель, кроме того, он «ИКТ-компетентен», который владеет и основными инструментами пользователя компьютера, и мультимедийными информационными источниками, и ИКТ-средствами, а с учётом выделения десяти часов на внеурочную деятельность откроет новые перспективы в организации проектной деятельности учащихся, предоставит возможность поэкспериментировать ученику в работе по новым учебно-методическим комплексам. А самое главное, как сказал К.Роджерс, поможет «превратить школу из супермаркета, где раздают «замороженные идеи, в место, где можно искать и самостоятельно находить новые знания», потому что Федеральный Государственный Образовательный стандарт – этот тот беспроигрышный вариант и для тех, кто хочет лучше учить, и для тех, кто хочет лучше и интересно учиться».