sotrud.ru 1

Формирование познавательного интереса учащихся при обучении физике.


Углубление наук в процессе становления личности обращено сейчас к анализу человеческой деятельности, к многообразию ее видов, всесторонне обогащающих личность. В изучении возможностей деятельности для становления личности школьника важнейшей проблемой учителя является обеспечение школьнику позиции субъекта деятельности, воспитание у него личностных свойств активности, самостоятельности, которые уже в школьные годы смогли бы содействовать его общественно-активной позиции, живо и адекватно реагирующей на потребности общественного бытия [1, c.6].

Особенностью идей современных педагогических и психологических наук является создание такой атмосферы деятельности учителя, в которой он не может обучать и воспитывать учащихся, не добиваясь их интереса, активности, творческого подхода к деятельности.

В школе нужно привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования. Такая цель может быть достигнута лишь путем воспитания интереса к познавательной деятельности.


Понятие познавательного интереса и этапы его становления.


Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на процесс познания; ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний [1, c.7].

В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьников к учению, к познавательной деятельности в области одного, а может быть и ряда учебных предметов. В то же время он является и глубоко личностным качеством. Его психологическую структуру составляет нерасторжимый жизненно важных для личности процессов комплекс (интеллектуальные, эмоциональные, волевые процессы).

Опираясь на интерес, учитель может рассчитывать на то, что одновременно он содействует интеллектуальной активности, эмоциональному подъему, волевым устремлениям школьника.

Именно интерес и комплекс связанных с ним состояний и образуют внутреннюю среду ученика, столь необходимую для его полноценного учения.


Интерес – мощный побудитель активности личности, под его влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а действительность становится увлекательной и продуктивной [2, c.14].

Особенностью познавательного интереса является то, что он отражает единство объективного и субъективного. Следовательно, целенаправленное воспитание интереса может опираться на объективные свойства явлений, процессов действительности, привлекающих учащихся. Опираясь на познавательный интерес школьника, можно построить учебный процесс таким образом, что его интересы будут укрепляться и развиваться. Формируя познавательный интерес, учитель создает такую атмосферу для учащихся, в которой происходит их движение к решению поставленных обучением целей.

Понятие познавательного интереса сопряжено понятию «потребность». Однако под потребностями мы привыкли понимать дефицит чего-либо, нужду, а интерес можно рассматривать как избирательность предметов, явлений окружающего мира. Поэтому близость интереса к сфере потребностей дает основание некоторым психологам утверждать, что интерес – осознанная потребность.

Из всего выше написанного следует, что сущность познавательного интереса школьника заключается в стремлении проникнуть более глубоко и основательно в познавательную область и в постепенном нарастании побуждения заниматься предметом своего интереса.

Условно различают следующие последовательные стадии развития познавательного интереса: любопытство, любознательность, познавательный интерес и теоретический интерес.

Любопытство – естественная реакция человека на все интересное, интригующее. Это неустойчивый, ситуативный интерес, т.к. любопытство, вызванное неожиданным, к примеру, результатом опыта, интересным фактом, приковывает внимание учащихся к материалу данного урока, но не переносится на дальнейшие уроки.

Любознательность – более широкая стадия интереса. Появляется у учащихся желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. Признаками появления любознательности можно считать следующие проявления в поведении ученика:


1)ученик активен на уроке;

2)ученик задает вопросы учителю;

3)ученик участвует в обсуждении результатов демонстраций;

4)ученик приводит свои примеры;

5)ученик читает дополнительную литературу;

6)ученик конструирует свои приборы;

7)ученик самостоятельно проводит опыты…

Однако любознательность может распространяться лишь на отдельную тему курса предмета. Другая может показаться ему неинтересной и любознательность исчезает. Поддерживая любознательность, учитель может сформировать устойчивый интерес к предмету. В данном случае ученик понимает логику курса, использует в нем методы поиска и доказательства новых знаний; в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставляет ему удовольствие [1].

Интерес зарождается и развивается в процессе деятельности. Развитие познавательного интереса наблюдается в условиях развивающего обучения.

На формирование познавательного интереса огромное влияние оказывают различные формы организации деятельности учащихся на уроках (разнообразные виды самостоятельной работы, творческие задания и т.д.). Учащиеся при такой организации учебного процесса переживают целый ряд положительных эмоций, радость при овладении более совершенными способами деятельности, чувство успеха при более глубоком познании мира, чувство собственного достоинства, которые способствуют развитию и поддержанию их интереса к предмету.


Модификация познавательного интереса.


Действие познавательного интереса и его влияние на личность школьника многозначно. В учебном процессе он выступает в различных выражениях.

Очень часто учитель использует познавательный интерес как средство обучения, привлекая внимание учащихся к своей деятельности различными приемами и, тем самым, пробуждая в них непосредственный интерес. В этом случае учитель использует объективно привлекательные свойства предметов, явлений, событий, процессов (эффективный опыт, яркий факт, неожиданные сравнения, парадоксальные явления). Средствами проявления интереса в обучении является занимательность, игровые процессы, наглядные приемы. Занимательность эффективна тогда, когда учитель правильно понимает ее как фактор, влияющий на психологические процессы, осознает цели ее использования в каждом случае, потому что назначение занимательности в учебном процессе может быть различным [4, c.35].


Познавательный интерес выступает в качестве очень значимого мотива учебной деятельности. Мотивы, побуждающие к приобретению знаний могут быть различными. К ним относятся прежде всего социальные мотивы: нужно хорошо учиться; чтобы получить желаемую специальность и т.д.

Однако, как показывают исследования, самым действенным является интерес к предмету среди мотивов учения. Этот мотив осознается учащимися раньше, чем другие и, чем чаще они руководствуются им, тем более значимым для них он становится (интерес как мотив учения имеет личностную ценность), и поэтому является действенным реальным мотивом учения [2].

Познавательный интерес более доступен для наблюдения, его легче обнаружить, распознать, вызвать, а, следовательно, управлять его формированием. Как мотив, познавательный интерес имеет меньшую ситуативную “прикованность”, чем интерес как средство обучения; является звеном в системе мотивации и не обособлен от других мотивов, которыми одновременно руководствуется ученик [4, c.36].

Из этого, конечно, не следует, что обучать школьников нужно только тому, что им интересно. Познание – трудный во всех отношениях процесс. В данном случае задачей учителя является стремление облегчить процесс познания, делая его привлекательным для школьника.

На более высоком уровне своего развития познавательный интерес уже становится свойством личности, которое называют любознательностью, пытливостью. На этой стадии познавательный интерес определяет поисковый, творческий характер любого вида, любой формы познавательной деятельности (на уроке, в домашней учебной работе, в свободном чтении, конструировании и т.д.) [4, c.36].

Как было сказано выше, одним из эффективных способов формирования познавательного интереса учащихся является различная форма организации деятельности учеников на уроках, при которой они привлекаются к разнообразным видам самостоятельной работы. Самостоятельная работа учащихся имеет место при решении экспериментальных задач по физике, причем доля самостоятельности зависит от вида предложенных для решения задач.

Литература


1.Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред.

Г. И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1984.

2.Иванова Л. А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. М., - 1983.

3.Ланина И. Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики. М., - 1985.

4.Основы дидактики с элементами преподавания естественнонаучных дисциплин: Учебное пособие / Под ред. И. З. Сковородкиной. – Архангельск: ПМПУ им. М. В. Ломоносова, 1995.