sotrud.ru 1

n=Ход урока Организационный момент. Украшал ночную синь Серебристый апельсин, а прошла неделька только – От него осталась долька. (луна)~sz=32916;pg=1;te=Это самое близкое к Земле космическое тело. Луна во много раз меньше Солнца. Расстояние от Земли до Солнца – 150 млн км, а от Земли до Луны – 384 000 км~cat=~t=~!~
Ход урока

  1. Организационный момент.

Украшал ночную синь

Серебристый апельсин,

А прошла неделька только –

От него осталась долька.

(луна)

  1. Подрастал, подрастал,

Был рогатым – круглым стал.

Только круг, чудо-круг,

Стал опять рогатым вдруг.

(месяц)

  1. В голубой станице

Девица круглолица.

Ночью ей не спится –

В зеркало глядится.

(луна)

- О каком космическом теле мы сегодня будем говорить?

(О луне.)

- Почему Луну мы иногда называем месяцем?

(Она бывает полная – круглая, а иногда в форме месяца)

(Демонстрация мультимедийного приложения к уроку)

- Так что же такое Луна?

(Спутник Земли)

2. ^ Формирование новых знаний.

- Почему мы не замечаем такой большой разницы в размерах Солнца и Луны?

(Это самое близкое к Земле космическое тело. Луна во много раз меньше Солнца. Расстояние от Земли до Солнца – 150 млн км, а от Земли до Луны – 384 000 км.)

- Почему Луна нам кажется светящейся? Излучает ли она собственный свет?

(Луна сама не излучает свет, но от её поверхности отражаются солнечные лучи.)

- Какие движения совершает Земля? А какие - Луна?

( Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси, а Луна вращается вокруг Земли и вместе с Землёй по орбите вокруг Солнца.)

(Демонстрация мультимедийного приложения к уроку)

- Отличается Луна от Земли?

( Луна – огромный, холодный, твёрдый шар. Она является естественным спутником Земли, потому что движется вокруг нашей планеты. Она так же, как и Земля, получает от Солнца свет и тепло.)

- Почему на Луне нет ни лесов, ни лугов?

( На Луне нет воздуха, поэтому там нет жизни.)

- Посмотрите на Луну, что это за лунные горы, лунные впадины?

( В телескоп на Луне хорошо видны лунные горы, большие равнины, которые учёные называют «морями» , хотя они сухие, без воды. Лунные моря – это глубокие впадины, возникшие в результате вулканической деятельности. На Луне нет ветра, здесь всегда царит тишина.)

(Демонстрация мультимедийного приложения к уроку)

- Есть ли на Луне день и ночь?

( Лунные сутки делятся на 14 земных дней и ночей. За это время дневная сторона Луны сильно нагревается, а ночная – охлаждается. Ночи во много раз холоднее, чем в самом холодном месте на Земле, до – 170гр. по Цельсию, а дни в несколько раз жарче, чем в пустыне, до + 130 С. Небо над Луной совершенно чёрное, а на этом чёрном небе ярко сверкают звёзды.)

(Демонстрация мультимедийного приложения к уроку)

- Луна меньше и легче нашей планеты, поэтому сила тяжести на Луне в 7 раз меньше, чем на Земле. Взлететь с поверхности Луны легче, чем с поверхности Земли. Человек массой 60 кг на Луне будет весить 10 кг. А сколько кг вы будете весить на Луне? Посчитайте.

- Почему мы видим Луну иногда светящимся кругом, а иногда серпиком?

( Из-за движения Луны вокруг Земли.)

(Демонстрация мультимедийного приложения к уроку)

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на странице 65.

- Сравните ваши зарисовки Луны с рисунками в учебнике.

- Изменения формы Луны называют фазами Луны. Но они существуют только для нас землян. На самой Луне никаких фаз нет. Солнце всегда освещает одну её половину.

Физкультминутка

«Поднимите руки класс»

- А что на другой стороне Луны?

(Демонстрация мультимедийного приложения к уроку)

( В 1959 году российская автоматическая межпланетная станция «Луна-3» сфотографировала обратную сторону Луны.

- Кто был первым человеком, ступившим на Луну?

( Это был американский астронавт Нил Армстронг в 1969 году.)

  1. ^ Закрепление изученного

- Зачем человеку календарь? Что такое лунный календарь?

( Чтобы знать какой день, месяц.)

- Что такое день, ночь?

( Вращение Земли вокруг своей оси.)

- Что такое год, месяц, сутки?

( 365 дней, 30 дней, 24 часа.)

- Сколько месяцев в году? ( 12 )

- Сколько раз за год Луна меняет свои фазы?

( Каждые 28 дней. Лунные сутки – 14 земных дней и ночей.)

5^ . Работа по учебник.

- Прочитайте в учебнике рассказ «Хитрость Колумба» и найдите ответ на вопрос: как он обманул индейцев?

- Что же произошло? В чём хитрость Колумба?

- Рассмотрите схему солнечного затмения. Расскажите, как это происходит.

( Луна, обходя земной шар, оказывается на одной линии между Солнцем и Землёй. Тень от Луны падает на Землю и заслоняет Солнце.)

- Рассмотрите схему лунного затмения. Объясните, как это происходит.

( Затмение Луны происходит тогда, когда Земля находится между Луной и Солнцем.)

(Демонстрация мультимедийного приложения к уроку)

«Твой проект «Косой свет»

  1. Итог урока. Рефлексия.

Отгадывание кроссворда в рабочей тетради на печатной основе.