sotrud.ru 1 2 ... 6 7

Комитет общего и профессионального образования

Ленинградской области


Ленинградский областной институт развития образования



ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ


Учебно-методическое пособие


Санкт-Петербург

2003


Печатается по решению факультета информатизации

образования и РИСа ЛОИРО


Авторы-составители: М.А.Горюнова, Горюхова Т.В., Кондратьева И.Н., Рубашкин Д.Д.


Рецензенты: О.Н.Шилова, доктор педагогических наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, Н.А.Карпова, кандидат технических наук, доцент Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена,


Горюнова М.А., Горюхова Т.В., Кондратьева И.Н., Рубашкин Д.Д.

Электронные образовательные издания. Учебно-методическое пособие. СПб.: ЛОИРО, 2003. – ??? с.

Пособие имеет целью познакомить слушателей с основными критериями, на которые следует ориентироваться при использовании и разработке электронных образовательных изданий (ОЭИ). В пособии освещён опыт работы со слушателями курсов по применению в школьной практике образовательных электронных изданий различного типа, а также опыт сотрудничества с методическими кабинетами ЛОИРО по экспертизе образовательных изданий. В заключение приводится концепция разработки ОЭИ, которая в настоящее время рассматривается как базовая при организации совместной работы авторов содержания ОЭИ и программистов. Это не означает, что учитель, создавая свой «скромный» авторский ресурс собственными силами, должен равняться на полный список критериев, предъявляемых к учебно-методическим комплексам (УМК) профессиональных разработчиков, но понимание того, что к ЭОИ существуют обоснованные психолого-педагогические и эргонометрические требования, а также умение видеть перспективы дальнейшего развития ресурса для автора разработки необходимо.



 Ленинградский областной
институт развития образования
(ЛОИРО), 2003

 Горюнова М.А.

 Горюхова Т.В.

 Кондратьева И.Н.

 Рубашкин Д.Д.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение 5

Экспертиза ОЭИ 6

Организация экспертизы ОЭИ в ЛОИРО 11

Анкета для анализа ОЭИ 11

Концепция разработки ЭОИ. 15

Общие принципы разработки Учебно-методических комплектов. 16

Состав УМК и назначение его компонентов 17

Электронное издание. 18

Информационные разделы. 18

Справочные разделы. 18

Инструментальные разделы. 19

Режимы работы пользователей с ЭИ. 19

Подготовка преподавателя к уроку. 19

Работа на уроке. 20

Самостоятельное изучение материала учащимся. 21

Требования к информационному наполнению ЭИ. 21

Требования к текстовому наполнению. 21

Требования к визуальному и звуковому ряду. 21

Требования к тестовому наполнению (тестовые задания) 22

Требования к интерфейсу ЭИ. 23

Требования к оформлению ЭИ. 24

Технические требования к ЭИ. 25

Правовые аспекты, связанные с изданием ЭИ. 25

Приложения 27

Анализ диска «Профессор Хиггинс» 27

Анализ диска «Шедевры архитектуры» 32

Отзыв на компьютерные программы по русскому языку 36

Отзывы на Конструктор электронных учебных материалов студии «Март» 39

Аннотация 39

Состав Конструктора и его основные функции: 39

Конструктор как основа электронного издания 40

Заключение и методические рекомендации: 41

Отзыв на конструктор электронных публикаций ePublisher компании «Гиперметод» 41


Аннотация 41

Состав Конструктора: 42

Возможности пакета ePublisher: 42

Литература 44

Введение


Одной из составляющих информатизации образовательного процесса является разработка и использование образовательных электронных изданий (ОЭИ) и информационных ресурсов. В настоящее время наблюдается «обвал» электронных образовательных разработок различного характера: по содержанию - от авторских учительских узконаправленных разработок до многотомных энциклопедических изданий, по технической реализации – от созданных средствами MS Office до использования специально разработанных мультимедийных сред.

В связи с этим возникает множество вопросов, среди которых акцентируем внимание на следующих:

На что обращать внимание при приобретении ОЭИ?

На что ориентироваться, принимаясь за разработку образовательного электронного издания?

Постараемся ответить на эти вопросы, исходя из опыта работы как с учителями – слушателями курсов повышения квалификации ЛОИРО, сотрудниками факультетов и кафедр института – экспертами образовательных ресурсов, имеющихся в медиатеке ЛОИРО, а также с некоторыми фирмами-разработчиками ОЭИ – партнёрами по созданию образовательных ресурсов.


Следует обратить внимание на то, что внедрение ОЭИ в учебный процесс происходит в соответствии с двумя основными направлениями [5]:

  1. Включение в учебный процесс в качестве «поддерживающих» средств в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы обучения. В этом случае ОЭИ выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации рутинной работы педагогов, связанной с учетом, контролем и оценкой знаний обучаемых.
  2. Построение целостных курсов, основанных на использовании ОЭИ в отдельных учебных дисциплинах, что представляет собой более сложный процесс, приводящий к изменению содержания обучения, пересмотру методов и форм организации учебного процесса.


Абсолютное большинство ОЭИ относится к первому направлению информатизации обучения, именно им и будет уделено основное внимание в данном пособии. Второе направление в медиатеке ЛОИРО представлено прежде всего программными продуктами компании «Гиперметод» и студии «Март» для создания электронных публикаций, тестовой средой «TesterPro» и обучающим комплексом «Фобус». Все перечисленные выше программные продукты заслужили высокую оценку методистов и слушателей ЛОИРО.



следующая страница >>