sotrud.ru   1 2 3 ... 6 7

Экспертиза ОЭИ

Прежде чем создавать свои ОЭИ целесообразно познакомиться с уже существующими образовательными ресурсами и определить, насколько они вас устраивают и удовлетворяют поставленным целям и задачам.

Несомненно, эффективность включения ОЭИ в образовательный процесс зависит и от качества самих ресурсов, и от квалификации педагогов, которые их используют. ОЭИ должны соответствовать современным возможностям технологии мультимедиа и телекоммуникационных технологий, а также современным педагогическим, техническим, эргономическим и эстетическим требованиям.

За отправную точку разговора о качестве ОЭИ возьмём результаты научно-исследовательской работы в этом направлении федерального масштаба. В рамках ФЦП РЕОП авторским коллективом под руководством Роберт И.В., Осина А.В. и Кирабаева Н.С. разработана Концепция ОЭИ, представленная в Интернете по адресу http:// как отчет по научно-исследовательской работе "Разработка концепции электронных учебников по образовательным областям" Целью разработки Концепции является создание и внедрение в сфере образования в Российской Федерации научно-методической и нормативной базы для эффективной разработки и сертификации образовательных электронных изданий и ресурсов. В ней также представлено описание проведения экспертизы образовательных электронных изданий и ресурсов на основе комплексной экспертизы следующих характеристик:


  • технических;

  • педагогических (соответствие содержания ОЭИ образовательной области, методической системе и стандарту образования);

  • психологических;

  • эргономических.

Критерии основаны на том, что, с одной стороны, соответствующие современным техническим возможностям многофункциональные ОЭИ позволяют:

  • организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний;
  • применять весь спектр возможностей современных информационных технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности, в том числе, таких как регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов, функционирование лабораторий (виртуальных, с удаленным доступом к реальному оборудованию) и др.;


  • использовать в учебном процессе возможности технологий мультимедиа, гипертекстовых и гипермедиа систем;

  • диагностировать интеллектуальные возможности обучаемых, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию;

  • управлять обучением, автоматизировать процессы контроля результатов учебной деятельности, тренировки, тестирования, генерировать задания в зависимости от интеллектуального уровня конкретного обучаемого, уровня его знаний, умений, навыков, особенностей его мотивации;

  • создавать условия для осуществления самостоятельной учебной деятельности обучаемых, для самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;

  • работать в современных телекоммуникационных средах, обеспечить управление информационными потоками.

С другой стороны, при реализации этих возможностей должен быть учтён целый ряд требований, сформулированных в представленной концепции. Для краткости и большей наглядности представим основные из перечисленных требований в виде таблицы ( Таблица 1).


С дидактическими требованиями к ОЭИ тесно связаны методические требования. Они предполагают учет своеобразия и особенностей конкретного учебного предмета, на которое рассчитано ОЭИ, специфики соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенности методов исследования ее закономерностей; возможностей реализации современных методов обработки информации [5].

ОЭИ должны удовлетворять нижеследующим методическим требованиям.

1. В связи с многообразием реальных технических систем и устройств и сложностью их функционирования предъявление учебного материала  в ОЭИ должно строиться с опорой на взаимосвязь и взаимодействие понятийных, образных и действенных компонентов мышления.

2. ОЭИ должно обеспечить отражение системы научных понятий  учебной дисциплины в виде иерархической структуры высокого порядка, каждый уровень которой соответствует определенному внутридисциплинарному уровню абстракции, а также обеспечить учет как одноуровневых, так и межуровневых логических взаимосвязей этих понятий.


3. ОЭИ должно предоставлять обучаемому возможность разнообразных контролируемых тренировочных действий  с целью поэтапного повышения внутридисциплинарного уровня абстракции знаний учащихся на уровне усвоения, достаточном для осуществления алгоритмической и эвристической деятельности.(2 стр из файла «Таблица экспертизы А5)





Организация экспертизы ОЭИ в ЛОИРО



(с акцентом на педагогическую экспертизу)


Авторы концепции обращают внимание на то, что в содержательном и методическом плане качество ОЭИ в значительной степени может быть проконтролировано методическими службами традиционными методами на основе определения соответствия существующих в системе Министерства образования России нормативно-правовых документов (ГОСТов, типовых учебных планов, рабочих программ и пр.).

При организации такого рода работы в ЛОИРО большое внимание было уделено и тому факту, что в настоящее время именно отставание в разрешении методологических проблем является одной из основных причин разрыва между потенциальными и реальными возможностями применения новых информационных и коммуникационных технологий в образовании. Это вполне закономерно, поскольку в методическом плане электронные средства поддержки обучения интегрируют знания таких разрозненных наук как психология, педагогика, математика, информатика и многих других, и разработка методических рекомендаций требует высокой профессиональной и информационной компетентности эксперта, что пока не всегда под силу учителю-предметнику.

Анкета для анализа ОЭИ

Приведённая ниже анкета, разработанная сотрудниками ЛОИРО Гороховой Т.В., Горюновой М.А. и Тарасовым С.В. на основе анализа теоретических материалов и подобных работ Федерации Интернет Образования и других образовательных структур, и может быть полезна не только для анализа ОЭИ, но и для первоначального знакомства с основными типами и отдельными характеристиками ОЭИ, структурированными как позиции анкеты.



Анкета экспертной оценки


  1. Название CD ___________________________________________________________

  2. Производитель (Кирилл и Мефодий; Кордис Медиа; Медиа Хауз; Новый Диск; МультиМедиа Технологии и др.) ________________________________________________.

  3. Наличие локальной и сетевой версии (если есть сведения)

  4. Наличие англоязычной версии и др.

  5. Год издания ________________________________.

  6. Технические характеристики (если есть сведения):

  • операционная система,

  • процессор,

  • оперативная память,

  • видеокарта (разрешение экрана),

  • звуковая карта,

  • возможность работы в сети,

  • необходимость инсталляции..

  1. Тип диска (возможен выбор нескольких позиций)

    • обучающая программа;

    • демонстрационная программа;

    • тестирующая;

    • тренажер;

    • моделирующая, виртуальная лаборатория;

    • справочник;

    • энциклопедия;

    • развивающая игровая программа;

    • другое (что именно) _______________________________________________.

  1. Предмет (возможен выбор нескольких позиций):

    • астрономия;

    • биология;

    • география;

    • ИЗО;

    • информатика;

    • информационные технологии

    • история;

    • литература;

    • математики;

    • музыка;

    • МХК;

    • обществознание;

    • право;

    • психология;

    • русский язык;

    • физика;

    • химия;

    • экономика,

    • другое (указать) _______________________________________________.




  1. Кому адресован CD (возможен выбор нескольких позиций):

  • дошкольник;

  • учащийся:

      • младший школьный;

      • средний школьный;

      • старший школьный;

      • другое.

  • абитуриент;

  • студент;

  • педагог;

  • родители;

  • другое (указать) ________________________________________________.

  1. Цель использования CD (возможен выбор нескольких позиций):

  • воспитательная;

  • обучающая;

  • контролирующая;

  • методическая;

  • ознакомительная;

  • развивающая;

  • другое (указать) ________________________________________________

  1. Область применения:

  • на уроке для:

          • объяснения материала;

          • закрепления материала;

          • контроль ЗУН.

  • для проведения лабораторных практикумов;

  • на уроке для дополнительной работы;

  • индивидуальное самостоятельное использование (учениками, учителем);

  • для подготовки собственных электронных материалов;

  • другое (указать) ________________________________________________

  1. Оценка содержания CD (контент и эргономика):

  • отсутствие ошибок правописания и опечаток;

  • удобство интерфейса (навигация, дизайн, цветовое оформление, легкость в обращении);

  • наглядность:

  • анимационные модели,

  • интерактивные модели,

  • демонстрационный материал,

  • видео фрагменты.
  • возможность выборочного (фрагментарного) использования видео-, аудио-, фото- при создании собственных разработок;


  • наличие методического сопровождения или поддержки через Интернет;

  • наличие контроля в виде: заданий, блоков тестирования, контрольных вопросов, и по какой степени сложности они различаются;

  • ведение журнала регистрации и успеваемости;

  • в рамках какой образовательной программы может быть использован (общеобразовательная, гимназическая, лицейская, профильная и др.) _________________

_________________________________________________________

  • в рамках каких учебных программ целесообразно использование

______________________________________________________

  • в каких разделах программ целесообразно применение _______________________

  1. Оценка в баллах от 1 до 9, где «9» соответствует самой высокой степени проявления

    п/п

    характеристика содержания CD

    оценка



    наглядность;






    информативность;






    уровень изложения;






    дополнительный материал;






    методическое сопровождение;






    удобство управления;






    уровень интерактивности;






    возможность фрагментарного использования;






    соответствие программе обучения.




  2. Возможность распечатки и копирования материала.

  3. Трудность самостоятельного освоения:

          • легко;

          • нужна помощь;

          • требуется обучение.

  1. Напишите, пожалуйста, развернутые ответы по следующим позициям в электронном виде:

    • Краткая аннотация к CD: ______________________________________________

    • Заключение (мнение о целесообразности использования в образовательной процессе):

______________________________________________

    • Методические рекомендации по применению CD (общие рекомендации, конкретные примеры применения) – в виде приложений на отдельных листах.


Некоторые результаты, представленные методистами ЛОИРО, приведены в приложении к пособию.

Отметим также целесообразность включения сотрудников различных подразделений ЛОИРО в экспертизу ОЭИ, что способствовало

  • повышению квалификации работников образования в области использования ИКТ;
  • формированию банка методических разработок по использованию ОЭИ как сегмента регионального образовательного пространства.


<< предыдущая страница   следующая страница >>